ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Крещение по тарифу
30.12.2010 / Газета: Новий день / № 1 / Тираж: 36600

Почему за услуги церкви нужно платить?

«Недавно мы решили крестить внука. Когда спросили в нашем храме, что для этого нужно, первым делом нам назвали цену: 200 гривен, — рассказывает каховчанка Ольга. — После этого я обратила внимание, что в церковной лавке на всём висят ценники. Но если моя семья может позволить заплатить за крещение эти деньги, как быть с теми, для кого это целое состояние?».

С такими вопросами в последнее время обращается всё больше читателей «Нового дня». В самом деле — почему за услуги священнослужителей нужно платить? Ведь они такие же слуги Господа, как и простые прихожане. И почему эти услуги постоянно дорожают? Или церковные тарифы в Украине при­равнены к курсу доллара?

«В наш двор постоянно приходит женщина для сбора пожертво­ваний местной православной церкви, — рассказала нам житель­ница одного из сёл Каховского района. — Когда же понадобилось крестить ребёнка, я спросила, можно ли заплатить меньше, пото­му что мы очень нуждались на тот момент. И добавила, что всегда вношу пожертвования церкви. На это мне заявили: «Ваши жалкие пять гривен вы называете пожертвованиями?». Меня это обидело, и я крестила ребёнка в каховской церкви. Иметь дело с нашим сель­ским храмом теперь я не желаю».

На эти и другие вопросы наших читателей мы попросили отве­тить клирика Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви священника Димитрия ЮРЕВИЧА.

Почему при крещении ребёнка или со­вершении других таинств нужно платить?

Фиксированные суммы пожертвований в храмах появились не от хорошей жизни. Ведь цены в нашей стране постоянно растут на всё, а храму и священнику точно так жё необходимо оплачивать расходы, как любым другим органи­зациям и гражданам. Некоторые храмы выпла­чивают аренду, другие строятся, ремонтируют­ся, да и отапливать церкви крайне необходимо. Всем известно, что произошло схрамами в годы советской власти, вот и приходится стро­ить, строить, строить. В некоторых случаях хра­мы отстраиваются за счёт крупных жертводателей — предприятий, но часто пожертвования собираются буквально по крупицам.

В Православной Церкви существуют несколь­ко типов организации материального обеспече­ния приходской жизни. Есть община, члены ко­торой выделяют средства из собственного лич­ного бюджета на нужды общины и, соответствен­но, храма еженедельно, ежемесячно или от слу­чая к случаю. Этот способ пожертвования назы­вают десятиной, хотя далеко не всегда верующий выделяет именно десятую часть от своей прибы­ли: она может быть большей или меньшей. В на­стоящее время в УПЦ распространён другой тип организации материального обеспечения храма — приходской. Верующие свободно выделяют из своих личных средств пожертвования на содер­жание храма, на его строительство и ремонт, миссионерскую, социальную, благотворитель­ную, издательскую деятельность Церкви. Фор­мы этих пожертвований различны: во-первых, так называемые записки, т. е. поминания на Бо­жественной Литургии, на молебнах и панихидах. Во-вторых, это прямые пожертвования на ре­монт, благоукрашение, строительство храма, содержание причта и прочее. В-третьих, требы, т. е. крещения, отпевания, молебны.

Конечно, простые прихожане — такие же слуги Господа. Ещё святой апостол Петр назвал всех верных чад Церкви родом избранным, цар­ственным священством, народом святым (1 Пет. 2,9). В конце того же послания апостол призывает младших повиноваться пастырям (1 Пет. 5, 5), поскольку без соподчинения и иерархично­сти любое общество погружается в хаос. А апо­стол Павел пишет своему ученику святому епископу Тимофею: «Начальствующим пресви­терам должно оказывать сугубую честь, особен­но тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: «Не заграждай рта у вола мо­лотящего» и «Трудящийся достоин награды сво­ей» (1 Тим. 5,17-18). Служение священника так­же следует назвать трудом, ведь он полагает на нужды прихожан свои силы, время, знания .и умения, а нередко и здоровье.

Следует понимать, что совершение богослу­жений связано с некоторыми обязательными расходами: на ладан, свечи, просфоры, вино, уголь, не говоря уже о расходах на тепло и свет. Священник обязан покупать облачения, церков­ную утварь, словом, всё то, без чего богослу­жения совершать невозможно.

Кто-то может не платить за услуги свя­щеннослужителей?

Безусловно. Неимущие люди, безработ­ные, одинокие матери, пенсионеры, получаю­щие небольшие пенсии, могут обратиться к на­стоятелю храма или к старшему священнику многоштатного храма с просьбой совершить ту или иную требу без пожертвования либо за не­большое пожертвование. Священник всегда рас­смотрит такую просьбу и пойдет вам навстречу.

А как быть, если в церкви человеку в этом откажут? Насколько правомерно пове­дение служительницы храма, о которой рас­сказала читательница из Каховского района?

Её поведение неправомерно. Сборщица пожертвований обошлась с вашей читательни­цей грубо. Она должна была ответить вежливо, объяснив, почему сумма пожертвования недо­статочна: например, расходы на крещение зна­чительно превышают предложенные 5 грн., а главное, она должна была предоставить возмож­ность связаться с настоятелем. В следующий раз, если вам откажут в совершении таинства или требы, просите связаться с настоятелем и постарайтесь решить вопрос с ним лично.

Иногда обеспеченные люди дают день­ги церкви для того, чтобы в ней могли бес­платно креститься все желающие. Есть ли подобные случаи в храмах вашей епархии? Можно ли считать это благим поступком?

—Такие случаи мне неизвестны. Безусловно, если некоторые обеспеченные люди совершают такие поступки, им следует выразить благодар­ность. Ведь людям со средним и низким достат­ком бывает трудно выделить из семейного бюд­жета сумму на крещение, венчание. Однако для некоторых родителей, крёстных и взрослых кре- щаемых таинства крещения и миропомазания ничего не значат. Для них это просто народный обычай: бабка им сказала, мол, болеть не будет или не хотят быть белой вороной. Такой человек должен понять, насколько ответственный посту­пок он совершает, решившись креститься или стать крёстным (воспреемником).

Желательно взрослому человеку, готовяще­муся ко крещению, пройти хотя бы краткую ка­техизацию, т. е. побеседовать предварительно со священником о вере, о Церкви, о таинствах крещения, Покаяния и Евхаристии. Готовящий­ся ко крещению должен верить во Христа Спа­сителя и Святую Троицу, иначе зачем он собира­ется креститься? Необходимо переосмыслить всю свою жизнь и желать креститься, чтобы во­йти в вечную жизнь Царства Небесного, стяжать благодать Духа Святого. Обо всем этом неодно­кратно говорится в Священном Писании.

Что же касается младенцев, то они крестят­ся по вере воспреемников (крёстных) и роди­телей. Родителям и крестным также необходи­мо побеседовать со священником, причем го­ворить не только о вере, но и о христианском воспитании. Если взрослые крещаемые, крёст­ные и родители младенцев проходят такие бе­седы, то вопрос о сумме пожертвований ото­двигается для них на второй план. Более того, верующие скорее постараются внести пожерт­вование от своих трудов, чем пользоваться по­мощью сторонних людей.

Можно ли давать денежные пожертво­вания лично батюшке?

Конечно. Следует только четко указать: та­кая-то сумма жертвуется на храм, столько-то — на совершение богослужения, а это — на личные нужды священника и его семьи. Многие священ­ники прошлого и наши современники из пожерт­вованных средств выделяют деньги на детские дома, строительство храмов, помощь неимущим.

Автор: -


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту