По своей регулярности сообщения о том, что пираты захватили очередное судно с украинскими моряками на борту, уже могут соперничать с ежедневно передаваемыми прогнозами погоды
25 сентября 2010 года сомапийские корсары захватили греческое судно «Lugela» с 12 украинцами на борту. В этот раз, к счастью, все закончилось благополучно. Не сумев добраться до забаррикадировавшегося в машинном отделении экипажа, через двое суток бандиты покинули неуправляемое судно. Но ведь все могло быть, не дай бог, иначе. Во второй половине дня 1 января уже 2011 года сомалийские пираты захватили алжирский балкер «ВНйа», шедший из Салалах в Омане в Дар-эс- Салам в Танзании. Среди 27 человек экипажа — граждане Алжира, Филиппин и Украины. Как сложится их судьба, сейчас остается лишь гадать.
Херсон — город моряков, многие его жители бороздят бескрайние просторы морей и океанов. Поэтому «Гривна» решила выяснить, как они могут обезопасить себя при встрече с пиратами, чтобы целыми и невредимыми вернуться домой. Но для начала сделаем небольшой экскурс в историю украинского торгового флота.
По состоянию на 1 февраля 2008 года, под украинским флагом числилось всего 75 речных и морских судов вместимостью 5 и более тысяч регистровых тонн. Лишь 47 из них являются транспортными. И только 4 построены менее чем 15 лет назад. К слову, в 1991 году только таких морских украинских судов было аж 375. Ко всему прочему, суда под украинским флагом фактически не имеют защиты во время рейсов в иностранные государства. Чужеземные судовладельцы не воспринимают Украину как полноценную морскую державу из-за нератификации Киевом целого ряда международных морских договоров. К тому же Морская администрация Украины предписала инспекциям портового надзора проверять все без исключения суда под флагом Украины, заходящие в порты нашей страны. Если бы такое распоряжение дала администрация другого государства, то это называлось бы «дискриминацией флага». Это и многое другое заставляет украинских судовладельцев отказываться от желто-синего символа государственности. В результате под флагом других стран зарегистрированы 194 судна, принадлежащих украинским судовладельцам. Из них 10 судов зарегистрированы в Белизе, в Камбодже — 27, на Коморских островах — 13, на Кипре — 6, в Доминиканской Республике — 3, в Грузии — 24, в Либерии — 28, в Молдове — 3, в Панаме — 10, в Сьерра- Леоне -10, в Сент-Киттс и Невис — 5, в Сент-Винсент и Гренадины — 12. Именно на таких украинских, а также принадлежащих судовладельцам других стран судах предпочитают ходить в море моряки из Украины, в том числе херсонцы.
Так как же можно обезопасить судно от пиратов? Первым и самым очевидным способом напрашивается вооружение судов каким- нибудь автоматическим стрелковым оружием, пусть и устаревшим. Думается, что снятый с вооружения ДШК (крупнокалиберный пулемет Дегтярева-Шпагина), с дистанции в 500 метров пробивающий железнодорожную рельсу, на борту «торговца» мог бы стать серьезным аргументом в глазах корсаров. Тем не менее если законодательство Израиля не только разрешает, но и обязывает своих моряков иметь на борту торговых судов автоматическое стрелковое оружие и поэтому нападения на них крайне редки, то законодательства многих других стран, и Украины в том числе, подобную милитаризацию считают незаконной. Кроме этого в территориальные воды многих стран судно с оружием на борту может заходить только после получения специального разрешения от властей. Выступают против вооружения торговых судов и многие международные морские организации и профсоюзы, в качестве аргумента выдвигая то, что для обращения с оружием нужны специальные знания и навыки, которых, в отличие от профессиональных военных, нет у подавляющего числа моряков. Не помогут здесь и специальные курсы и тренинги, ведь для действий в условиях реального боя нужна определенная психологическая подготовка и умение его вести. В качестве альтернативы называют вариант сопровождения судов через опасные участки акватории военными судами, но и в этом способе решения есть определенные недостатки. Во-первых, нужно, чтобы военные суда были в нужной акватории. Во-вторых, их командование должно согласиться сопровождать торговое судно. В-третьих, это совершенно не дает гарантии, что пираты на быстроходных катерах не смогут захватить «торговца», находящегося под такой охраной — расстояния между кораблями в караванах могут достигать многих километров, иначе нельзя из соображений безопасности судовождения. К тому же стоимость такой «услуги» сопоставима с суммой выкупа за плененный экипаж, поэтому многие судовладельцы предпочитают сэкономить — пираты то ли нападут, то ли нет, а военным придется платить в любом случае. Более дешевым способом является пребывание на торговом судне вооруженных военных как страны, под флагом которой ходит судно, так и иностранных. Но и здесь возникают многие юридические и организационные проблемы, с которыми подавляющее большинство владельцев судов просто не хотят связываться, хотя практика свидетельствует о высокой действенности такого превентивного средства. К слову, в результате проводимой у берегов Сомали международной операции «Атланта», в которой, кстати, украинский военно-морской флот участия не принимал, были задержаны порядка 500 пиратов из самопровозглашенного на севере Сомали государства Путиленд, однако две трети из них были благополучно отпущены.
Наиболее же распространенным способом борьбы с пиратами на сегодняшний день остается опоясывание бортов судна спиралями из традиционной или режущей колючей проволоки, которая препятствует несанкционированному поднятию на борт кого-либо. Но такие заграждения нужно снимать перед заходом в порт, так как они мешают погрузке и разгрузке судна. А процесс это длительный и трудоемкий. В качестве определенной защиты против высадки абордажной команды на борт используют и водяные помпы и даже специальные водяные пушки, смывающие бандитов. Помочь предотвратить ее может и высокая скорость движения судна. Еще рекомендуют держать определенный запас продовольствия и воды в машинном отделении, в котором следует забаррикадироваться всей команде в том случае, если пираты все же прорвались на судно. Нов любом случае ни один из этих способов не дает никакой гарантии того, что судно не будет захвачено и ни один из членов экипажа не пострадает. В качестве радикального способа решения проблемы политики называют наведение порядка в странах, у берегов которых промышляют пираты. Но и он требует серьезной юридической проработки, вложения значительных материальных средств и целенаправленной и скоординированной деятельности международного сообщества. Так что пока, уходя в длительный рейс, украинские моряки все еще отправляются в море, как на войну.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |