Курортный поселок Железный Порт не блещет особыми красотами природы — море да песчаный пляж, вот и все достопримечательности. Отдыхающих привлекает сюда возможность за относительно умеренную плату пожить не просто в деревянном домике без удобств, а в современных отелях с бассейнами, кондиционерами, спутниковым телевидением и прочими благами цивилизации. Но все эти блага, как ни странно, оказались недоступной роскошью для сотни с лишним детей тех жителей поселка, которые и обеспечивают многочисленным гостям курорта уют и комфорт. Они учатся в условиях, близких к пещерным.
В общеобразовательной школе Железного Порта при наличии батарей центрального отопления классы отапливают дровами в печах на манер «буржуек», на головы ученикам с дырявой крыши льется дождевая вода, спортив- ный зал давно закрыт как аварийный, а от стадиона на школьном дворе власти нахально оттяпали кусок земли для нового строительства. Вполне понятно, что разрешения не спросили. Вдобавок ее учителя в пух и прах рассорились с директором школы и грозят забастовкой, направив районным властям коллективное обращение об этом. Если педагоги реализуют свою угрозу, то даже в таких далеко не идеальных условиях учить поселковую ребятню станет просто некому! Так из-за чего же в школе все пошло наперекосяк?
С больной головы на здоровую
Вот уже полтора десятка лет здешней школой руководит Татьяна Качан, которая до того преподавала здесь химию и биологию. В трудовом коллективе есть педагоги, которые учились у Татьяны Михайловны, однако традиционно уважительное отношение ученика к своему наставнику у них мало-помалу сменилось неприязнью, переходящей в открытую враждебность. Учителя упрекают директора в высокомерии, склонности к явно оскорбительным высказываниям, неумении заботиться о насущных нуждах учебного заведения и находить общий язык с местными властями. Но окончательно чашу терпения переполнила история с завхозом Светланой Гонтарь, которую она сама и поведала: «Директор школы обвинила меня в том, что я вовремя не вывесила график дежурств сторожей. Разговор шел на повышенных тонах, и присутствовавший в кабинете муж Татьяны Качан схватил меня за одежду и начал трясти. Я вырвалась и убежала, поранив при этом руку. Это могут подтвердить и в медпункте, где мне оказывали помощь, да и участковый инспектор милиции знает — я ему заявление написала. Кода я пришла окровавленная в учительскую и коллеги узнали о случившемся, они окончательно возмутились. Состоялось общее собрание, на котором в адрес директора школы было сказано много горьких слов, и постановили выразить ей недоверие».
Накипело и у председателя профсоюзного комитета школы, преподавателя английского языка Инги Мель- ничук: «В разговорах со мной директор тоже не очень-то выбирает выражения. Пошла к Татьяне Михайловне уточнять, почему один из учителей не смогвоспользоваться своим правом на льготы, и узнала, что я «больная на голову». Да и кучительскому профсоюзу у директора отношение предвзятое. Несколько лет назад она призвала подчиненных выйти из нашей профсоюзной организации и сделала это сама. Однако позже несколько десятков педагогов и технических работников поняли, что сами же себя лишили социальной защиты, и их вновь приняли в ряды профсоюза. Я считаю, что руководителю, который не уважает своих подчиненных, не стоит быть директором школы. И это не только мое мнение: под обращением о недоверии Татьяне Качан поставили свои подписи больше половины членов нашего трудового коллектива. Что касается забастовки, то она будет начата лишь в том случае, если к позиции трудового коллектива не прислушаются власти района».
Что пили в учительской?
Директор школы по отношению к подчиненным тоже в долгу не остается, хотя и признает, что иногда бывает «вспыльчивой, но отходчивой». Неприязнь подчиненных Татьяна Михайловна объясняет тем, что педагогам не нравится ее требовательность и жесткая позиция по отношению к нарушителям трудовой дисциплины. Татьяна Качан говорит: ее терпение тоже закончилось, когда перед Новым годом она вечером зашла в учительскую и увидела, что классные руководители за компанию с родителями учеников и председателем Новофедоровского сельского совета (в его юрисдикции находится и Железный Порт) Сергеем Руденко непринужденно распивают водку, шампанское и коньяк. А в это же время пришедшие повеселиться на дискотеку школьники обнаружились... танцующими на учительском столе в кабинете биологии!
Интересно, что и педагоги, и недавно избранный сельский голова дружно утверждают, что директор ООШ, мягко говоря, не совсем объективна и никакой пьянки на рабочем месте не было. «Я действительно заводил в школу Железного Порта перед праздником. Однако на столе в учительской были только чай, печенье и яблоки. Помню, директор тогда заглянула в дверь, и я ее тоже пригласил присоединиться к дружескому чаепитию. Однако Татьяна Михайловна только дверью хлопнула и ушла. Общего языка с директором я тоже не нашел и поддерживаю учителей в том, что школе нужен другой руководитель. Ну не может быть, что 30 человек ошибаются в ее отношении и только она права!».
Не хотите помогать —будет забастовка
Учителя Железного Порта сейчас не просто недовольны — они уже до предела озлоблены и не склонны верить ни школьному руководству, ни местным властям. Их обещание устроить забастовку — скорее мера предосторожности, чтобы чиновники не старались замять конфликт, как это уже было три года назад. И, надо заметить, оснований для недоверия власть имущим у них хоть отбавляй: бед учебного заведения и его коллектива долгие годы «в упор не замечали» ни в сельсовете, ни в райцентре.
ООШ построили в 1985 году вместе с котельной, работающей на мазуте (природный газ на курорт не провели до сих пор). Однако в 1990-х годах цены на энергоносители резко подскочили, бюджетных денег на закупку горючего стало недоставать, и котельную просто закрыли как чересчур затратную. Впоследствии ее разобрали, а стройматериалы продали, причем мнения детей и педагогов никто не спрашивал — ведь объект состоял на балансе межколхозного санатория «Золотая нива».
Построить взамен котельную, работавшую на более экономичном твердом топливе, никто не удосужился — накладно. Вместо этого из Го: лопристанской райгосадминистра- ции в Железный Порт спустили идиотское указание обогревать классы «буржуйками». Так полтора десятка лет подряд школа и спасается от холодов. Разве что 15 печек-«буржуек» заменили крестьянскими «грубами», жадно поглощающими за сезон 80 кубометров дров. Но если в классах благодаря печам хоть как-то поддерживается комфортная температура, то в коридорах и подсобных помещениях с ноября по март царит самая настоящая стужа, и стены едва удается отчищать от плесени.
«Прошлой зимой в морозы мыла коридор, так пальцы к швабре примерзали, и негде было взять хотя бы пять ведер горячей воды, чтобы уборку закончить. А на полу вода сразу начинала ледяной корочкой схватываться», — жалуется техничка Ольга Бешенец.
Дальше в здании стала протекать шиферная крыша. Сначала это были отдельные капли, потом сверху потекли целые потоки воды. От постоянной влажности стены и перекрытия школы растрескались, здание в 1998 году признали аварийным. Спортзал на первом этаже пришлось закрыть, дабы кому-то из учеников на голову не свалился кусок мокрой штукатурки. Впору было караул кричать, но эти крики никого не волновали. В бюджетных ассигнованиях на капремонт райгосадминистрация учебному заведению отказывала, оперируя стандартной формулировкой — нет денег.
Коллектив школы обращался за помощью с ремонтом и в Новофедоровский сельсовет. Да только единственная «помощь» с его стороны выразилась в том, что решением органа местного самоуправления № 515 от школьного стадиона откромсали 0,25 гектара земли — якобы для возведения нового детсада. Было это еще в 2008 году, однако никакого детсада там как не было, так и нет. Участок зарастает сорняками, зато рядом сними ударными темпами растут двух-трех- этажные «хатынки» частных пансионатов, замаскированных под жилые дома. Уж на роскошные особняки у местных дельцов денег достаточно.
Даешь служебное расследование!
Педагогам Железного Порта осточертело положение эдаких бедных приживальщиков на богатом курорте с тремя сотнями легальных и нелегальных частных пансионатов. Кажется, рано или поздно этот «нарыв» прорвался бы, даже не будь конфликтас директором школы. И до новых властей вродё начинает доходить, что терпение людей до бесконечности испытывать все же нельзя.
— Коллективное обращение учителей мы получили. Для изучения ситуации создана комиссия, которой и предстоит провести служебное расследование. По его итогам и будет принято решение о том, останется ли на своем посту директор школы, — подчеркивает начальник отдела образования Голопристанской райгосад- министрации Лидия Чупрына.
После смены руководства райгос- администрации и райсовета случилось маленькое чудо— вдруг нашлись 270 тысяч на восстановление прохудившейся крыши школы в Железном Порту. Ремонт крыши уже идет, однако на нормальную котельную взамен «грубок» власти по-прежнему денег не обещают, советуя искать спонсоров из числа местных предпринимателей. Только учителя подумывают о другом: может, после объявления забастовки и прекращения занятий власти и на котельную деньги наскребут?
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |