Очередной природный феномен прямо-таки шокировал экологов и сотрудников рыбоохраны
В начале января с территории так называемой зимовальной ямы в песчаном карьере морпорта у села Рыбальче Голопристанского района, где многочисленные косяки отстаиваются до прихода тепла, полностью исчезла рыба. Зато в качестве «новогоднего сюрприза» всю акваторию карьера заполонили тысячи медуз – причем огромных, размером с тарелку, представителей вида корнеротов, которые обитают в Черном море. Что эти существа «забыли» в днепровских плавнях, неизвестно. Однако медузами дело не ограничилось.
Буквально в то же время члены рыболовецких артелей, работающих в акватории Днепра выше Антоновского моста, стали регулярно находить в своих неводах и сетях другого обитателя азово-черноморского бассейна – кефаль-пиленгаса. «Еще с декабря если не у одной бригады, так у другой почти ежедневно в при-ловах обнаруживается пиленгас весом от 1 до 3 килограммов, – сообщил в телефонной беседе инспектор Цюрупинского участка “Херсонгосрыбоохраны” Олег Волков. – Как тут оказалась рыба, считающаяся морской, объяснить невозможно. Мы проинформировали об этом факте ученых кафедры рыбоводства аграрного университета». Само по себе присутствие медуз и кефали в низовьях Днепра не является таким уж экстраординарным событием. В плавнях дачникам и рыболовам нередко приходится встречать тех же медуз, а дельфинов в прошлые годы видели и у самого Херсона. Но подобные случаи, как правило, происходят летом, когда Каховская ГЭС резко уменьшает сброс воды из водохранилища, накапливая ее для вырабатывания зимней электроэнергии. Сейчас этого нет: по данным облМЧС, в январе 2011 года объемы сбросов с верхнего бьефа Каховской ГЭС колебались в пределах 1630–1678 кубометров в секунду, тогда как летом они составляют 400–1000 кубометров в секунду. Следовательно, течение ныне достаточно сильное, чтобы морская вода не «выдавливала» речную из лиманов и притоков Днепра. Но тогда откуда же вдруг в реке среди зимы взялись морские обитатели, да еще в таком неимоверном количестве?
- За последнее десятилетие удельный вес биомассы медуз разных видов в Черном море вырос более чем в 10 раз, – рассказывает замдекана рыбохозяйственно-экологического факультета Херсонского государственного аграрного университета, специалист по морской аквакультуре и обитателям моря Андрей Орленко. – Они поедают личинок рыб и двустворчатых моллюсков, очищающих воду, чем наносят огромный вред их популяции. Как и кефаль-пиленгас, они тоже могут какое-то время выживать в пресной воде и кормиться зоопланктоном – разве что их размножение невозможно. Для выяснения, почему пиленгас и медузы зимой очутились в низовьях Днепра, надо подробно изучить факторы, благодаря которым возник этот феномен. Пока можно лишь предполагать, что всему виной аномально теплый для юга Украины январь: ледостава на Днепре нет, на участках реки с большой глубиной условия для «пришельцев» с моря сложились достаточно комфортные. Вот и появилась у людей возможность встречаться с необычными для пресного водоема обитателями.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |