ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Субсидии получили не все, кто хотел
11.02.2011 / Газета: Гривна / № 7 / Тираж: 60000

Отопительный сезон близится к завершению. «Гривна» решила узнать, насколько эффективной оказалась политика государства в плане завлечения потребителей субсидиями на фоне повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. О нюансах оформления субсидий наш разговор с начальником горотдела субсидий управления социальной политики Херсонского горисполкома Ларисой Жунько

- Лариса Николаевна, М И «бум» кампании агитации в пользу оформления малообеспечен­ными гражданами субсидий пришелся на август-ноябрь. Сейчас уже можно подводить итоги. Насколько больше людей удалось привлечь?

- Если сравнивать 2009 и 2010 го­ды, то количество обращений увели­чилось с 6 тысяч до 13,5 тысячи. Надо сказать, что в основном рост обраще­ний произошел благодаря письмам с заявлениями на получение субси­дии, которые рассылал Пенсионный фонд. Речь идет о так называемой упрощенной системе оформления субси­дий. И вот тут возникло множество нюансов. Не все, кто обратился за субсидиями, име­ли на нее право по уровню доходов или другим параметрам. Также не все наши пенсионеры смог­ли правильно заполнить заявления и декларации и дать нам минимальную информацию, на основании которой мы могли начать работать. Если нам было что-то непонятно, то мы созванива­лись с заявителями, просили уточнить данные. Иногда граждане забывали указать в декларации свои паспорт­ные данные, перечисляли не всех зарегистрированных членов семьи... В результате из 13,5 тысячи обра­тившихся положительное решение было принято для 9109 человек. Для сравнения, в 2009 году субсидии назначены 5814херсонцам. Таким об­разом, произошёл рост почти в 2 раза. Причем около 2 тысяч человек впервые оформили субсидии. Думаю, что это неплохой результат. По крайней мере, в соседнем Николаеве аналогичный процент роста. А если бы люди пра­вильно оформили документы, уточнили и привели их в порядок, учли все наши рекомендации, то субсидиантов было бы еще больше.

- Теперь уже понятно, что август — это слишком рано для массовой кампа­нии по оформлению субсидий. Многие граждане не получили на нее право в неотопительный период.

Первые обращения действительно поступили в начале августа. И тогда далеко не у всех по доходам получалось оформить субсидию на неотопитель­ный период. К счастью, правительст­во это предусмотрело и позволило нам хранить эти письма до начала отопительного сезона, чтобы люди не обращались повторно. Весь август и сентябрь и по телефону, и письменно мы сообщали гражданам о том, что их обращения будут пересмотрены в октябре. Ведь не секрет, что именно отопление составляет большую часть комму­нальных платежей.

- Почему не все желающие до сих пор смогли оформить суб­сидию? Ведь даже в постановлении Каб- мина оговорены четкие сроки, да и вовсю рек­ламировали именно то, что это упрощенный и ускоренный вариант...

Преимущество упрощенного метода получения субсидий в том, что гражданам не надо ходить по обслу­живающим организациям и брать у них сведения. Эту работу выполняем мы. Но без сложностей не обошлось. В идеале процесс выглядит так: мы ре­гистрируем входящие документы, фор­мируем файлы-запросы по каждому обслуживающему предприятию, куда вносим все заявки, поступившие к нам в течение трех дней, и отправляем их. По закону, в течение 5 дней нам долж­ны прийти ответы. Как выяснилось, не все коммунальщики были в состоянии отреагировать в столь сжатые сроки. Вот люди и возмущались — им обеща­ли в течение 10 дней дать ответ, а на самом деле всё иногда растягивалось на недели и даже месяцы. Мы как мог­ли объясняли, что нашей вины в этом нет. В постановлении написано: ответ заявителю (имеет он право на субси­дию или нет) мы должны предоставить в течение 10 дней после (!) получения информации от жилищно-коммуналь­ных организаций. Бывало такое, что ответ из одной организации мы жда­ли 1,5 месяца. Получается, что даже

если все остальные предоставили нам информацию, мы не могли дальше ра­ботать и считать субсидию. Поскольку в одном файле-запросе могло содер­жаться до 500 фамилий абонентов, то представьте, какие сбои имели место. Сейчас проблемы если и возникают, то они частные, мы их рассматриваем в индивидуальном порядке. В любом случае переживать не стоит: тем, кому субсидия положена, она хоть и с задерж­кой, но будет назначена, они получат перерасчет.

Но ведь людям пообещали, что им не надо будет бегать по предприя­тиям, ждать...

Бывает множество нюансов. К примеру, человек выписал со своей жилплощади кого-то или, наоборот, прописал. Теперь ЖЭК обязан предо­ставить эту информацию во все организации. К сожалению, это происходит не всегда оперативно'. Сейчас, спустя несколько месяцев после «бума», си­туация выровнялась. Всё осуществля­ется быстрее. Хотя, конечно, осадок у граждан остался.

Слышала, люди говорили, что лучше бы они сами ходили по предприя­тиям, чем несколько лишних меся­цев платить за коммунальные услуги в полном объеме, дожидаясь, пока насчитают субсидию.

Даже те, кто пытались сами идти по предприятиям, сталкивались с тем, что их вопрос быстрее не решали, поскольку программное обеспечение, с которым мы работаем, предусмат­ривает обработку ответов на наши файлы-запросы. Пока не будет отве­тов, субсидию мы не начислим. Иначе будет перерасход бюджетных денег. С этим очень строго. К примеру, после назначения субсидии мы ждем Данные по окончании месяца от предприятий и делаем перерасчеты, исходя из норм потребления. Кому-то уменьшаем объем субсидии, кому-то увеличива­ем. Но обязательный платёж остаётся преж­ний. Бывало, что люди «забывали» своевремен­но информировать организации об установке либо, наоборот, отказе от приборов учета. А это тоже ведёт к изменению механизма расчетов.

Вы пытались упоря­дочить очереди в отделах субсидий, выдавая талон­чики на прием. Повлияло ли это на ситуацию?

Те, кто пользуются субсиди­ей постоянно, проблем не ощути­ли. В основном сложности возникли у новичков. Многие из них пожелали перестраховаться и записались на прием в горотдел субсидий, а потом еще продублировали по районам. Мол, где быстрее. Потом еще приходили уточнять какие-то вопросы. Всё это вело к обра­зованию очередей. Иногда оказывалось, что у человека зарегистрированы три пакета документов на получение субси­дии. Приходилось вызывать таких людей и просить писать заявления с просьбой рассматривать только один пакет. Ведь субсидия может быть назначена только одна. Задержки могли быть связаны с'тем, что среди обратившихся граждан было много работающих. Если заявление поступало к нам в августе, то и доходы человек предоставлял за предыду­щие 6 месяцев. Если мы откладывали заявление до октября, так как в лет­ний период субсидия не могла быть начислена, то потом нам приходилось заново запрашивать до­ходы за образовавшиеся 2 месяца. Отсюда тоже некоторое увеличение очереди.

Какие еще сложнос­ти возникали у граждан при оформлении суб­сидии?

Очень много проблем — из-за не­порядка в документах. Дети вырастают, женятся или выходят замуж, переезжа­ют, но не перерегистрируются, исходя из фактического места жительства. Иногда это ведёт к тому, что пожилые родители не могут претендовать на субсидию, так как на жилплощади зарегистрированы трудоспособные граждане с нормальным уровнем дохо­дов. Понятно, что дети обеспечивают свои семьи, но ведь документально всё выглядит иначе. Поэтому я реко­мендовала бы максимально навести порядок с документами. Это же каса­ется и оформления лицевых счетов в предприятиях. Некоторые годами их не перерегистрируют на себя после покупки-продажи кварти­ры. Информировать обслуживающие орга­низации надо и о при­борах учета,отказе от горячего водоснабже­ния, переходе на авто­номное отопление и так далее. Также час­то «тормозом» при оформлении субси­дий может стать авто­мобиль, который несколько лет назад был продан по доверенности. В базе ГАИ, куда мы тоже обязаны подавать запросы, он всё еще числится за вами. Так что если вы успели приобрести вторую машину, то субсидию не получите: считается, что вы — обеспечен­ный человек.

Чем человеку грозит неумыш­ленное сокрытие информации о своих доходах? Взять, к примеру, случай с автомобилем, проданным по дове­ренности много лет назад, о котором заявитель просто забыл.

Заполняя декларацию, которая прилагается к заявлению о назначе­нии субсидии, гражданин ставит свою подпись, прочитав последнюю строчку о том, что он подтверждает правдивость предоставленной информации, то есть несет ответственность. Может, кто-то и не обратит на это внимание, но мы акцентируем на этом. Более того, впоследст­вии, мы обязаны пере­проверить все дан­ные, которые человек нам предоставил. Шлём запросы, как уже указывалось вы­ше, в обслуживающие организации, потом — в БТИ, налоговую, ГАИ, сверяем с базой дан­ных Пенсионного фон­да... Если будет обна­ружено несоответствие, то гражданину придется возвращать необоснованно предоставленную ему государственную помощь. Такие случаи иногда бывают. Лучше бы человек честно написал, что продал машину по доверенности, мы бы проверили информацию. Вполне возможно, что авто старое или давно развалилось, и тогда мы не учитывали бы его в доходы. А если КРУ увидит, что субсидия начислена заявителю, у которого высокие доходы, то нас накажут за нецелевое использование бюджетных средств.

Как обстоят дела с оформлением субсидий в частном секторе?

Таких заявителей у нас около 40% от обратившихся за субсидиями. Тут несколько другая специфика. В основном в частном секторе мы оформляем топ­ливную субсидию. Её средний размер — около 470 гривен на сезон. Есть и такой нюанс: в отличии от ЖЭКа, в который мы можем отправить запрос, чтобы под­твердить состав семьи, квартальная не несет ответственности за такую инфор­мацию. Поэтому мы просим людей при­носить домовую книгу, из которой можно сделать выписки. Но опять же, в частном секторе много проблем с оформлением документов на недвижимость. Спустя 20 лет выясняется, что после продажи дома кто-то еще не выписан, лицевые счета не переоформлены. Или впослед­ствии домовладение поделили, но не оформили до конца.

СпасибСубсидии получили не все, кто хотел

Отопительный сезон близится к завершению. «Гривна» решила узнать, насколько эффективной оказалась политика государства в плане завлечения потребителей субсидиями на фоне повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. О нюансах оформления субсидий наш разговор с начальником горотдела субсидий управления социальной политики Херсонского горисполкома Ларисой Жунько

- Лариса Николаевна, М И «бум» кампании агитации в пользу оформления малообеспечен­ными гражданами субсидий пришелся на август-ноябрь. Сейчас уже можно подводить итоги. Насколько больше людей удалось привлечь?

- Если сравнивать 2009 и 2010 го­ды, то количество обращений увели­чилось с 6 тысяч до 13,5 тысячи. Надо сказать, что в основном рост обраще­ний произошел благодаря письмам с заявлениями на получение субси­дии, которые рассылал Пенсионный фонд. Речь идет о так называемой упрощенной системе оформления субси­дий. И вот тут возникло множество нюансов. Не все, кто обратился за субсидиями, име­ли на нее право по уровню доходов или другим параметрам. Также не все наши пенсионеры смог­ли правильно заполнить заявления и декларации и дать нам минимальную информацию, на основании которой мы могли начать работать. Если нам было что-то непонятно, то мы созванива­лись с заявителями, просили уточнить данные. Иногда граждане забывали указать в декларации свои паспорт­ные данные, перечисляли не всех зарегистрированных членов семьи... В результате из 13,5 тысячи обра­тившихся положительное решение было принято для 9109 человек. Для сравнения, в 2009 году субсидии назначены 5814херсонцам. Таким об­разом, произошёл рост почти в 2 раза. Причем около 2 тысяч человек впервые оформили субсидии. Думаю, что это неплохой результат. По крайней мере, в соседнем Николаеве аналогичный процент роста. А если бы люди пра­вильно оформили документы, уточнили и привели их в порядок, учли все наши рекомендации, то субсидиантов было бы еще больше.

- Теперь уже понятно, что август — это слишком рано для массовой кампа­нии по оформлению субсидий. Многие граждане не получили на нее право в неотопительный период.

Первые обращения действительно поступили в начале августа. И тогда далеко не у всех по доходам получалось оформить субсидию на неотопитель­ный период. К счастью, правительст­во это предусмотрело и позволило нам хранить эти письма до начала отопительного сезона, чтобы люди не обращались повторно. Весь август и сентябрь и по телефону, и письменно мы сообщали гражданам о том, что их обращения будут пересмотрены в октябре. Ведь не секрет, что именно отопление составляет большую часть комму­нальных платежей.

- Почему не все желающие до сих пор смогли оформить суб­сидию? Ведь даже в постановлении Каб- мина оговорены четкие сроки, да и вовсю рек­ламировали именно то, что это упрощенный и ускоренный вариант...

Преимущество упрощенного метода получения субсидий в том, что гражданам не надо ходить по обслу­живающим организациям и брать у них сведения. Эту работу выполняем мы. Но без сложностей не обошлось. В идеале процесс выглядит так: мы ре­гистрируем входящие документы, фор­мируем файлы-запросы по каждому обслуживающему предприятию, куда вносим все заявки, поступившие к нам в течение трех дней, и отправляем их. По закону, в течение 5 дней нам долж­ны прийти ответы. Как выяснилось, не все коммунальщики были в состоянии отреагировать в столь сжатые сроки. Вот люди и возмущались — им обеща­ли в течение 10 дней дать ответ, а на самом деле всё иногда растягивалось на недели и даже месяцы. Мы как мог­ли объясняли, что нашей вины в этом нет. В постановлении написано: ответ заявителю (имеет он право на субси­дию или нет) мы должны предоставить в течение 10 дней после (!) получения информации от жилищно-коммуналь­ных организаций. Бывало такое, что ответ из одной организации мы жда­ли 1,5 месяца. Получается, что даже

если все остальные предоставили нам информацию, мы не могли дальше ра­ботать и считать субсидию. Поскольку в одном файле-запросе могло содер­жаться до 500 фамилий абонентов, то представьте, какие сбои имели место. Сейчас проблемы если и возникают, то они частные, мы их рассматриваем в индивидуальном порядке. В любом случае переживать не стоит: тем, кому субсидия положена, она хоть и с задерж­кой, но будет назначена, они получат перерасчет.

Но ведь людям пообещали, что им не надо будет бегать по предприя­тиям, ждать...

Бывает множество нюансов. К примеру, человек выписал со своей жилплощади кого-то или, наоборот, прописал. Теперь ЖЭК обязан предо­ставить эту информацию во все организации. К сожалению, это происходит не всегда оперативно'. Сейчас, спустя несколько месяцев после «бума», си­туация выровнялась. Всё осуществля­ется быстрее. Хотя, конечно, осадок у граждан остался.

Слышала, люди говорили, что лучше бы они сами ходили по предприя­тиям, чем несколько лишних меся­цев платить за коммунальные услуги в полном объеме, дожидаясь, пока насчитают субсидию.

Даже те, кто пытались сами идти по предприятиям, сталкивались с тем, что их вопрос быстрее не решали, поскольку программное обеспечение, с которым мы работаем, предусмат­ривает обработку ответов на наши файлы-запросы. Пока не будет отве­тов, субсидию мы не начислим. Иначе будет перерасход бюджетных денег. С этим очень строго. К примеру, после назначения субсидии мы ждем Данные по окончании месяца от предприятий и делаем перерасчеты, исходя из норм потребления. Кому-то уменьшаем объем субсидии, кому-то увеличива­ем. Но обязательный платёж остаётся преж­ний. Бывало, что люди «забывали» своевремен­но информировать организации об установке либо, наоборот, отказе от приборов учета. А это тоже ведёт к изменению механизма расчетов.

Вы пытались упоря­дочить очереди в отделах субсидий, выдавая талон­чики на прием. Повлияло ли это на ситуацию?

Те, кто пользуются субсиди­ей постоянно, проблем не ощути­ли. В основном сложности возникли у новичков. Многие из них пожелали перестраховаться и записались на прием в горотдел субсидий, а потом еще продублировали по районам. Мол, где быстрее. Потом еще приходили уточнять какие-то вопросы. Всё это вело к обра­зованию очередей. Иногда оказывалось, что у человека зарегистрированы три пакета документов на получение субси­дии. Приходилось вызывать таких людей и просить писать заявления с просьбой рассматривать только один пакет. Ведь субсидия может быть назначена только одна. Задержки могли быть связаны с'тем, что среди обратившихся граждан было много работающих. Если заявление поступало к нам в августе, то и доходы человек предоставлял за предыду­щие 6 месяцев. Если мы откладывали заявление до октября, так как в лет­ний период субсидия не могла быть начислена, то потом нам приходилось заново запрашивать до­ходы за образовавшиеся 2 месяца. Отсюда тоже некоторое увеличение очереди.

Какие еще сложнос­ти возникали у граждан при оформлении суб­сидии?

Очень много проблем — из-за не­порядка в документах. Дети вырастают, женятся или выходят замуж, переезжа­ют, но не перерегистрируются, исходя из фактического места жительства. Иногда это ведёт к тому, что пожилые родители не могут претендовать на субсидию, так как на жилплощади зарегистрированы трудоспособные граждане с нормальным уровнем дохо­дов. Понятно, что дети обеспечивают свои семьи, но ведь документально всё выглядит иначе. Поэтому я реко­мендовала бы максимально навести порядок с документами. Это же каса­ется и оформления лицевых счетов в предприятиях. Некоторые годами их не перерегистрируют на себя после покупки-продажи кварти­ры. Информировать обслуживающие орга­низации надо и о при­борах учета,отказе от горячего водоснабже­ния, переходе на авто­номное отопление и так далее. Также час­то «тормозом» при оформлении субси­дий может стать авто­мобиль, который несколько лет назад был продан по доверенности. В базе ГАИ, куда мы тоже обязаны подавать запросы, он всё еще числится за вами. Так что если вы успели приобрести вторую машину, то субсидию не получите: считается, что вы — обеспечен­ный человек.

Чем человеку грозит неумыш­ленное сокрытие информации о своих доходах? Взять, к примеру, случай с автомобилем, проданным по дове­ренности много лет назад, о котором заявитель просто забыл.

Заполняя декларацию, которая прилагается к заявлению о назначе­нии субсидии, гражданин ставит свою подпись, прочитав последнюю строчку о том, что он подтверждает правдивость предоставленной информации, то есть несет ответственность. Может, кто-то и не обратит на это внимание, но мы акцентируем на этом. Более того, впоследст­вии, мы обязаны пере­проверить все дан­ные, которые человек нам предоставил. Шлём запросы, как уже указывалось вы­ше, в обслуживающие организации, потом — в БТИ, налоговую, ГАИ, сверяем с базой дан­ных Пенсионного фон­да... Если будет обна­ружено несоответствие, то гражданину придется возвращать необоснованно предоставленную ему государственную помощь. Такие случаи иногда бывают. Лучше бы человек честно написал, что продал машину по доверенности, мы бы проверили информацию. Вполне возможно, что авто старое или давно развалилось, и тогда мы не учитывали бы его в доходы. А если КРУ увидит, что субсидия начислена заявителю, у которого высокие доходы, то нас накажут за нецелевое использование бюджетных средств.

Как обстоят дела с оформлением субсидий в частном секторе?

Таких заявителей у нас около 40% от обратившихся за субсидиями. Тут несколько другая специфика. В основном в частном секторе мы оформляем топ­ливную субсидию. Её средний размер — около 470 гривен на сезон. Есть и такой нюанс: в отличии от ЖЭКа, в который мы можем отправить запрос, чтобы под­твердить состав семьи, квартальная не несет ответственности за такую инфор­мацию. Поэтому мы просим людей при­носить домовую книгу, из которой можно сделать выписки. Но опять же, в частном секторе много проблем с оформлением документов на недвижимость. Спустя 20 лет выясняется, что после продажи дома кто-то еще не выписан, лицевые счета не переоформлены. Или впослед­ствии домовладение поделили, но не оформили до конца.

Автор: Оксана КАЗАКОВА


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту