Отопительный сезон близится к завершению. «Гривна» решила узнать, насколько эффективной оказалась политика государства в плане завлечения потребителей субсидиями на фоне повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. О нюансах оформления субсидий наш разговор с начальником горотдела субсидий управления социальной политики Херсонского горисполкома Ларисой Жунько
- Лариса Николаевна, М И «бум» кампании агитации в пользу оформления малообеспеченными гражданами субсидий пришелся на август-ноябрь. Сейчас уже можно подводить итоги. Насколько больше людей удалось привлечь?
- Если сравнивать 2009 и 2010 годы, то количество обращений увеличилось с 6 тысяч до 13,5 тысячи. Надо сказать, что в основном рост обращений произошел благодаря письмам с заявлениями на получение субсидии, которые рассылал Пенсионный фонд. Речь идет о так называемой упрощенной системе оформления субсидий. И вот тут возникло множество нюансов. Не все, кто обратился за субсидиями, имели на нее право по уровню доходов или другим параметрам. Также не все наши пенсионеры смогли правильно заполнить заявления и декларации и дать нам минимальную информацию, на основании которой мы могли начать работать. Если нам было что-то непонятно, то мы созванивались с заявителями, просили уточнить данные. Иногда граждане забывали указать в декларации свои паспортные данные, перечисляли не всех зарегистрированных членов семьи... В результате из 13,5 тысячи обратившихся положительное решение было принято для 9109 человек. Для сравнения, в 2009 году субсидии назначены 5814херсонцам. Таким образом, произошёл рост почти в 2 раза. Причем около 2 тысяч человек впервые оформили субсидии. Думаю, что это неплохой результат. По крайней мере, в соседнем Николаеве аналогичный процент роста. А если бы люди правильно оформили документы, уточнили и привели их в порядок, учли все наши рекомендации, то субсидиантов было бы еще больше.
- Теперь уже понятно, что август — это слишком рано для массовой кампании по оформлению субсидий. Многие граждане не получили на нее право в неотопительный период.
Первые обращения действительно поступили в начале августа. И тогда далеко не у всех по доходам получалось оформить субсидию на неотопительный период. К счастью, правительство это предусмотрело и позволило нам хранить эти письма до начала отопительного сезона, чтобы люди не обращались повторно. Весь август и сентябрь и по телефону, и письменно мы сообщали гражданам о том, что их обращения будут пересмотрены в октябре. Ведь не секрет, что именно отопление составляет большую часть коммунальных платежей.
- Почему не все желающие до сих пор смогли оформить субсидию? Ведь даже в постановлении Каб- мина оговорены четкие сроки, да и вовсю рекламировали именно то, что это упрощенный и ускоренный вариант...
Преимущество упрощенного метода получения субсидий в том, что гражданам не надо ходить по обслуживающим организациям и брать у них сведения. Эту работу выполняем мы. Но без сложностей не обошлось. В идеале процесс выглядит так: мы регистрируем входящие документы, формируем файлы-запросы по каждому обслуживающему предприятию, куда вносим все заявки, поступившие к нам в течение трех дней, и отправляем их. По закону, в течение 5 дней нам должны прийти ответы. Как выяснилось, не все коммунальщики были в состоянии отреагировать в столь сжатые сроки. Вот люди и возмущались — им обещали в течение 10 дней дать ответ, а на самом деле всё иногда растягивалось на недели и даже месяцы. Мы как могли объясняли, что нашей вины в этом нет. В постановлении написано: ответ заявителю (имеет он право на субсидию или нет) мы должны предоставить в течение 10 дней после (!) получения информации от жилищно-коммунальных организаций. Бывало такое, что ответ из одной организации мы ждали 1,5 месяца. Получается, что даже
если все остальные предоставили нам информацию, мы не могли дальше работать и считать субсидию. Поскольку в одном файле-запросе могло содержаться до 500 фамилий абонентов, то представьте, какие сбои имели место. Сейчас проблемы если и возникают, то они частные, мы их рассматриваем в индивидуальном порядке. В любом случае переживать не стоит: тем, кому субсидия положена, она хоть и с задержкой, но будет назначена, они получат перерасчет.
Но ведь людям пообещали, что им не надо будет бегать по предприятиям, ждать...
Бывает множество нюансов. К примеру, человек выписал со своей жилплощади кого-то или, наоборот, прописал. Теперь ЖЭК обязан предоставить эту информацию во все организации. К сожалению, это происходит не всегда оперативно'. Сейчас, спустя несколько месяцев после «бума», ситуация выровнялась. Всё осуществляется быстрее. Хотя, конечно, осадок у граждан остался.
Слышала, люди говорили, что лучше бы они сами ходили по предприятиям, чем несколько лишних месяцев платить за коммунальные услуги в полном объеме, дожидаясь, пока насчитают субсидию.
Даже те, кто пытались сами идти по предприятиям, сталкивались с тем, что их вопрос быстрее не решали, поскольку программное обеспечение, с которым мы работаем, предусматривает обработку ответов на наши файлы-запросы. Пока не будет ответов, субсидию мы не начислим. Иначе будет перерасход бюджетных денег. С этим очень строго. К примеру, после назначения субсидии мы ждем Данные по окончании месяца от предприятий и делаем перерасчеты, исходя из норм потребления. Кому-то уменьшаем объем субсидии, кому-то увеличиваем. Но обязательный платёж остаётся прежний. Бывало, что люди «забывали» своевременно информировать организации об установке либо, наоборот, отказе от приборов учета. А это тоже ведёт к изменению механизма расчетов.
Вы пытались упорядочить очереди в отделах субсидий, выдавая талончики на прием. Повлияло ли это на ситуацию?
Те, кто пользуются субсидией постоянно, проблем не ощутили. В основном сложности возникли у новичков. Многие из них пожелали перестраховаться и записались на прием в горотдел субсидий, а потом еще продублировали по районам. Мол, где быстрее. Потом еще приходили уточнять какие-то вопросы. Всё это вело к образованию очередей. Иногда оказывалось, что у человека зарегистрированы три пакета документов на получение субсидии. Приходилось вызывать таких людей и просить писать заявления с просьбой рассматривать только один пакет. Ведь субсидия может быть назначена только одна. Задержки могли быть связаны с'тем, что среди обратившихся граждан было много работающих. Если заявление поступало к нам в августе, то и доходы человек предоставлял за предыдущие 6 месяцев. Если мы откладывали заявление до октября, так как в летний период субсидия не могла быть начислена, то потом нам приходилось заново запрашивать доходы за образовавшиеся 2 месяца. Отсюда тоже некоторое увеличение очереди.
Какие еще сложности возникали у граждан при оформлении субсидии?
Очень много проблем — из-за непорядка в документах. Дети вырастают, женятся или выходят замуж, переезжают, но не перерегистрируются, исходя из фактического места жительства. Иногда это ведёт к тому, что пожилые родители не могут претендовать на субсидию, так как на жилплощади зарегистрированы трудоспособные граждане с нормальным уровнем доходов. Понятно, что дети обеспечивают свои семьи, но ведь документально всё выглядит иначе. Поэтому я рекомендовала бы максимально навести порядок с документами. Это же касается и оформления лицевых счетов в предприятиях. Некоторые годами их не перерегистрируют на себя после покупки-продажи квартиры. Информировать обслуживающие организации надо и о приборах учета,отказе от горячего водоснабжения, переходе на автономное отопление и так далее. Также часто «тормозом» при оформлении субсидий может стать автомобиль, который несколько лет назад был продан по доверенности. В базе ГАИ, куда мы тоже обязаны подавать запросы, он всё еще числится за вами. Так что если вы успели приобрести вторую машину, то субсидию не получите: считается, что вы — обеспеченный человек.
Чем человеку грозит неумышленное сокрытие информации о своих доходах? Взять, к примеру, случай с автомобилем, проданным по доверенности много лет назад, о котором заявитель просто забыл.
Заполняя декларацию, которая прилагается к заявлению о назначении субсидии, гражданин ставит свою подпись, прочитав последнюю строчку о том, что он подтверждает правдивость предоставленной информации, то есть несет ответственность. Может, кто-то и не обратит на это внимание, но мы акцентируем на этом. Более того, впоследствии, мы обязаны перепроверить все данные, которые человек нам предоставил. Шлём запросы, как уже указывалось выше, в обслуживающие организации, потом — в БТИ, налоговую, ГАИ, сверяем с базой данных Пенсионного фонда... Если будет обнаружено несоответствие, то гражданину придется возвращать необоснованно предоставленную ему государственную помощь. Такие случаи иногда бывают. Лучше бы человек честно написал, что продал машину по доверенности, мы бы проверили информацию. Вполне возможно, что авто старое или давно развалилось, и тогда мы не учитывали бы его в доходы. А если КРУ увидит, что субсидия начислена заявителю, у которого высокие доходы, то нас накажут за нецелевое использование бюджетных средств.
Как обстоят дела с оформлением субсидий в частном секторе?
Таких заявителей у нас около 40% от обратившихся за субсидиями. Тут несколько другая специфика. В основном в частном секторе мы оформляем топливную субсидию. Её средний размер — около 470 гривен на сезон. Есть и такой нюанс: в отличии от ЖЭКа, в который мы можем отправить запрос, чтобы подтвердить состав семьи, квартальная не несет ответственности за такую информацию. Поэтому мы просим людей приносить домовую книгу, из которой можно сделать выписки. Но опять же, в частном секторе много проблем с оформлением документов на недвижимость. Спустя 20 лет выясняется, что после продажи дома кто-то еще не выписан, лицевые счета не переоформлены. Или впоследствии домовладение поделили, но не оформили до конца.
СпасибСубсидии получили не все, кто хотел
Отопительный сезон близится к завершению. «Гривна» решила узнать, насколько эффективной оказалась политика государства в плане завлечения потребителей субсидиями на фоне повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. О нюансах оформления субсидий наш разговор с начальником горотдела субсидий управления социальной политики Херсонского горисполкома Ларисой Жунько
- Лариса Николаевна, М И «бум» кампании агитации в пользу оформления малообеспеченными гражданами субсидий пришелся на август-ноябрь. Сейчас уже можно подводить итоги. Насколько больше людей удалось привлечь?
- Если сравнивать 2009 и 2010 годы, то количество обращений увеличилось с 6 тысяч до 13,5 тысячи. Надо сказать, что в основном рост обращений произошел благодаря письмам с заявлениями на получение субсидии, которые рассылал Пенсионный фонд. Речь идет о так называемой упрощенной системе оформления субсидий. И вот тут возникло множество нюансов. Не все, кто обратился за субсидиями, имели на нее право по уровню доходов или другим параметрам. Также не все наши пенсионеры смогли правильно заполнить заявления и декларации и дать нам минимальную информацию, на основании которой мы могли начать работать. Если нам было что-то непонятно, то мы созванивались с заявителями, просили уточнить данные. Иногда граждане забывали указать в декларации свои паспортные данные, перечисляли не всех зарегистрированных членов семьи... В результате из 13,5 тысячи обратившихся положительное решение было принято для 9109 человек. Для сравнения, в 2009 году субсидии назначены 5814херсонцам. Таким образом, произошёл рост почти в 2 раза. Причем около 2 тысяч человек впервые оформили субсидии. Думаю, что это неплохой результат. По крайней мере, в соседнем Николаеве аналогичный процент роста. А если бы люди правильно оформили документы, уточнили и привели их в порядок, учли все наши рекомендации, то субсидиантов было бы еще больше.
- Теперь уже понятно, что август — это слишком рано для массовой кампании по оформлению субсидий. Многие граждане не получили на нее право в неотопительный период.
Первые обращения действительно поступили в начале августа. И тогда далеко не у всех по доходам получалось оформить субсидию на неотопительный период. К счастью, правительство это предусмотрело и позволило нам хранить эти письма до начала отопительного сезона, чтобы люди не обращались повторно. Весь август и сентябрь и по телефону, и письменно мы сообщали гражданам о том, что их обращения будут пересмотрены в октябре. Ведь не секрет, что именно отопление составляет большую часть коммунальных платежей.
- Почему не все желающие до сих пор смогли оформить субсидию? Ведь даже в постановлении Каб- мина оговорены четкие сроки, да и вовсю рекламировали именно то, что это упрощенный и ускоренный вариант...
Преимущество упрощенного метода получения субсидий в том, что гражданам не надо ходить по обслуживающим организациям и брать у них сведения. Эту работу выполняем мы. Но без сложностей не обошлось. В идеале процесс выглядит так: мы регистрируем входящие документы, формируем файлы-запросы по каждому обслуживающему предприятию, куда вносим все заявки, поступившие к нам в течение трех дней, и отправляем их. По закону, в течение 5 дней нам должны прийти ответы. Как выяснилось, не все коммунальщики были в состоянии отреагировать в столь сжатые сроки. Вот люди и возмущались — им обещали в течение 10 дней дать ответ, а на самом деле всё иногда растягивалось на недели и даже месяцы. Мы как могли объясняли, что нашей вины в этом нет. В постановлении написано: ответ заявителю (имеет он право на субсидию или нет) мы должны предоставить в течение 10 дней после (!) получения информации от жилищно-коммунальных организаций. Бывало такое, что ответ из одной организации мы ждали 1,5 месяца. Получается, что даже
если все остальные предоставили нам информацию, мы не могли дальше работать и считать субсидию. Поскольку в одном файле-запросе могло содержаться до 500 фамилий абонентов, то представьте, какие сбои имели место. Сейчас проблемы если и возникают, то они частные, мы их рассматриваем в индивидуальном порядке. В любом случае переживать не стоит: тем, кому субсидия положена, она хоть и с задержкой, но будет назначена, они получат перерасчет.
Но ведь людям пообещали, что им не надо будет бегать по предприятиям, ждать...
Бывает множество нюансов. К примеру, человек выписал со своей жилплощади кого-то или, наоборот, прописал. Теперь ЖЭК обязан предоставить эту информацию во все организации. К сожалению, это происходит не всегда оперативно'. Сейчас, спустя несколько месяцев после «бума», ситуация выровнялась. Всё осуществляется быстрее. Хотя, конечно, осадок у граждан остался.
Слышала, люди говорили, что лучше бы они сами ходили по предприятиям, чем несколько лишних месяцев платить за коммунальные услуги в полном объеме, дожидаясь, пока насчитают субсидию.
Даже те, кто пытались сами идти по предприятиям, сталкивались с тем, что их вопрос быстрее не решали, поскольку программное обеспечение, с которым мы работаем, предусматривает обработку ответов на наши файлы-запросы. Пока не будет ответов, субсидию мы не начислим. Иначе будет перерасход бюджетных денег. С этим очень строго. К примеру, после назначения субсидии мы ждем Данные по окончании месяца от предприятий и делаем перерасчеты, исходя из норм потребления. Кому-то уменьшаем объем субсидии, кому-то увеличиваем. Но обязательный платёж остаётся прежний. Бывало, что люди «забывали» своевременно информировать организации об установке либо, наоборот, отказе от приборов учета. А это тоже ведёт к изменению механизма расчетов.
Вы пытались упорядочить очереди в отделах субсидий, выдавая талончики на прием. Повлияло ли это на ситуацию?
Те, кто пользуются субсидией постоянно, проблем не ощутили. В основном сложности возникли у новичков. Многие из них пожелали перестраховаться и записались на прием в горотдел субсидий, а потом еще продублировали по районам. Мол, где быстрее. Потом еще приходили уточнять какие-то вопросы. Всё это вело к образованию очередей. Иногда оказывалось, что у человека зарегистрированы три пакета документов на получение субсидии. Приходилось вызывать таких людей и просить писать заявления с просьбой рассматривать только один пакет. Ведь субсидия может быть назначена только одна. Задержки могли быть связаны с'тем, что среди обратившихся граждан было много работающих. Если заявление поступало к нам в августе, то и доходы человек предоставлял за предыдущие 6 месяцев. Если мы откладывали заявление до октября, так как в летний период субсидия не могла быть начислена, то потом нам приходилось заново запрашивать доходы за образовавшиеся 2 месяца. Отсюда тоже некоторое увеличение очереди.
Какие еще сложности возникали у граждан при оформлении субсидии?
Очень много проблем — из-за непорядка в документах. Дети вырастают, женятся или выходят замуж, переезжают, но не перерегистрируются, исходя из фактического места жительства. Иногда это ведёт к тому, что пожилые родители не могут претендовать на субсидию, так как на жилплощади зарегистрированы трудоспособные граждане с нормальным уровнем доходов. Понятно, что дети обеспечивают свои семьи, но ведь документально всё выглядит иначе. Поэтому я рекомендовала бы максимально навести порядок с документами. Это же касается и оформления лицевых счетов в предприятиях. Некоторые годами их не перерегистрируют на себя после покупки-продажи квартиры. Информировать обслуживающие организации надо и о приборах учета,отказе от горячего водоснабжения, переходе на автономное отопление и так далее. Также часто «тормозом» при оформлении субсидий может стать автомобиль, который несколько лет назад был продан по доверенности. В базе ГАИ, куда мы тоже обязаны подавать запросы, он всё еще числится за вами. Так что если вы успели приобрести вторую машину, то субсидию не получите: считается, что вы — обеспеченный человек.
Чем человеку грозит неумышленное сокрытие информации о своих доходах? Взять, к примеру, случай с автомобилем, проданным по доверенности много лет назад, о котором заявитель просто забыл.
Заполняя декларацию, которая прилагается к заявлению о назначении субсидии, гражданин ставит свою подпись, прочитав последнюю строчку о том, что он подтверждает правдивость предоставленной информации, то есть несет ответственность. Может, кто-то и не обратит на это внимание, но мы акцентируем на этом. Более того, впоследствии, мы обязаны перепроверить все данные, которые человек нам предоставил. Шлём запросы, как уже указывалось выше, в обслуживающие организации, потом — в БТИ, налоговую, ГАИ, сверяем с базой данных Пенсионного фонда... Если будет обнаружено несоответствие, то гражданину придется возвращать необоснованно предоставленную ему государственную помощь. Такие случаи иногда бывают. Лучше бы человек честно написал, что продал машину по доверенности, мы бы проверили информацию. Вполне возможно, что авто старое или давно развалилось, и тогда мы не учитывали бы его в доходы. А если КРУ увидит, что субсидия начислена заявителю, у которого высокие доходы, то нас накажут за нецелевое использование бюджетных средств.
Как обстоят дела с оформлением субсидий в частном секторе?
Таких заявителей у нас около 40% от обратившихся за субсидиями. Тут несколько другая специфика. В основном в частном секторе мы оформляем топливную субсидию. Её средний размер — около 470 гривен на сезон. Есть и такой нюанс: в отличии от ЖЭКа, в который мы можем отправить запрос, чтобы подтвердить состав семьи, квартальная не несет ответственности за такую информацию. Поэтому мы просим людей приносить домовую книгу, из которой можно сделать выписки. Но опять же, в частном секторе много проблем с оформлением документов на недвижимость. Спустя 20 лет выясняется, что после продажи дома кто-то еще не выписан, лицевые счета не переоформлены. Или впоследствии домовладение поделили, но не оформили до конца.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |