Судя по всему, нам придется с вами привыкать к тому, что действующее правительство в конце каждого месяца будет нас «радовать» тем, что с нового месяца у нас будут новые тарифы, во всяком случае именно такие нормы заложены в проекте нового Жилищного Кодекса, и связано это с тем, что «растут цены на энергоносители».
Заметьте, при этом никто не то что не гарантирует, а даже просто не обещает, что именно так же, и на такой же процент, будут повышать зарплаты, пенсии, пособия.
Пока новый Кодекс только разрабатывают и вокруг него ведут дискуссии, правительство само поднимает тарифы, Так, во время заседания Кабмина 9 февраля этого года, Премьер-министр Украины г-н Азаров снова заговорил о том, что Украине придется повышать тарифы, хвтя при этом он сразу же оговорился, что на его взгляд оснований для одномоментного и резкого повышения тарифов на энергоресурсы и жилищно-коммунальные услуги сейчас нет, поэтому он настаивает на поэтапном повышении.
- На переговорах с Международным валютным фондом (МВФ) мы настаиваем на поэтапном повышении, чтобы не сорвать рост экономики и повышения покупательной способности населения, — подчеркнул Азаров.
Кому от этого будет легче? И будет ли...
Ведь предполагаемое «поэтапное» увеличение тарифов за месяц — два или двух — трехкратное (как нам обещают по электроэнергии) в течение года воспринимается населением намного болезненнее, чем более-менее плавный рост (каждый новый месяц — как это заложено в новом варианте Жилищного Кодекса), о чем фактически и говорит Премьер.
Скорее всего именно такое «мягкое» восприятие «электоратом» повышения цен, правительство устраивает больше... Но от того, как поднимутся цены «одномоментно» или «плавно», денег в карманах украицев больше не станет.
Верить Азарову или нет, как воспринимать его предложения — ваше дело, я только хочу напомнить, что в канун Нового Года, 25 декабря 2010 года, тот же Азаров заявлял, что в Украине на сегодня нет острой необходимости в неотложном получении средств очередного транша Международного валютного фонда.
Но... Прошло чуть больше месяца, и уже 2 февраля он отметил, что Украине нужна поддержка МВФ.
Поддержка Фонда в условиях неопределенности на мировых рынках, вспышках кризисных явлений для нас очень важна, — заявил две недели назад Премьер.
В свою очередь первый вице- премьер Андрей Клюев заявлял ранее, что правительство Украины надеется избежать в апреле еще одного повышения цены на газ для населения на 50%, что предусмотрено в программе сотрудничества с МВФ.
Напомню так же, что чуть раньше Президент Виктор Янукович потребовал от правительства и местных руководителей взвешенной политики в сфере формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Требую от правительства и местной власти взвешенной и справедливой политики в этой сфере, — сказал Президент обращаясь к участникам заседания Совета регионов.
Несмотря на то, что Азаров пообещал, что государство будет защищать граждан в условиях повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, судя по всему оно (повышение) неизбежно, и «бить» оно (повышение) будет больно.
Как утверждают специалисты- экономисты в области ЖКХ, начиная с февральских платежек повышение большинства жилищно-коммунальных тарифов окажется более болезненным, чем возросшие цены на гречку. Рост тарифов коснется практически всех видов коммунальных услуг — и тех, которые регулируются центральными органами (электричество, газ), и тех, которые находятся в ведении местных (вода, водоотвод и все остальные).
Хотя, по большому счету, в свете сформированной вертикали и горизонтали власти (которая фактически находится в руках одной партии — Партии регионов), то приходится говорить о том, что принятие решения сегодня является «централизованным», а его «оформление» осуществляется разыми институтами.
Так если на общегосударственном уровне решение принимает НКРЕ — в состав которого входят, как правило, представители тех, кто монопольно контролирует и рынки производства, и рынки реализации. То, на местном уровне, регуляторами цен являются местные советы и их исполкомы (в составы которых повсеместно входят подконтрольные Партии регионов люди), которые будут «голосовать» те решения, которые приняты «наверху» и которые сформированы, исходя не из экономических реалий дня, ситуации или конкретных людей — жителей отдельно взятого региона, а исключительно в интересах тех, в ком заинтересована Партия регионов.
Вот и выходит, что разговор о том, что решение принимается на различных уровнях, с учетом местных интересов — беспочвенный. Фактически принципиальное решение о том, что, когда, и на сколько «поднимать» принимается на Банковой, и В интересах очень узкого круга людей.
Что касается февральского повышения тарифов, то показатели увеличения пока носят, в какой-то мере, еще неокончательный характер. Но при этом, мы не должны забывать, что (об этом говорят не только эксперты, но это соответствует и данным озвученным в Минэкономразвития) прогнозные макропоказатели на 2011 год верстались (а соответственно и закладывались в Государственный бюджет) исходя из предположения, что плата за собственное жилье (квартплата) возрастет на 17%, водоснабжение — на 18%, канализацию — 19%, электроэнергию — 40%, природный газ — 50%, горячую воду и отопление — на 24%.
Здесь конечно необходимо учитывать, что тарифы, которые будет устанавливать местная власть, будут неодинаковыми и поэтому суммировать итоги ожидаемых изменений довольно сложно.
Эксперты также посчитали, что повышение жилищно-коммунальных тарифов в этом году будет самым масштабным за последние пять лет. (до этого наибольшее их повышение было в 2006 году — на 66,5%).
Правительство пытается успокоить — население рассказами о том, что цены не будут «бить больно», особенно тех, кто мало беспечен — ведь они будут «защищены» субсидиями из госбюджета. Так ли это?
По данным исследований «расходов и ресурсов среднестатистического домашнего хозяйства, в последние годы денежные расходы на жилищно-комму- нальные услуги составляли в среднем менее 10,0%(!)... Исходя из такой суммы, как вы понимаете, особенных надежд на получение субсидий у большинства семей просто нет! Поэтому рассказы о «заботе», не более чем пропагандистский трюк со стороны г-на Азарова!
Так, в структуре денежных расходов 2009 года (данных за 2010-й все еще нет) в месяц на домохозяйство (семью) на оплату жилищно-коммунальных услуг приходилось 193,3 грн. (в 2008-м -156,5 грн.), в том числе в городах — 232,7 грн., в селах — только 16,9 грн. В 2009 году наибольшая доля расходов на оплату жи- лищно-коммунапьных услуг в семьях из одного человека — 9,5%, из двух — 8,5%.
Что же касается современных тарифов, то напомню, что по данным НКРЕ, с 1 февраля 2011 введены в действие 90 новых тарифов на централизованное водоснабжение и 53 — на централизованный водоотвод (внутрирегиональные).
Второй этап повышения тарифов на водоснабжение и водоотвод к экономически обоснованным затратам водопроводно-канализационных предприятий будет летом 2011 года.
Именно об этом заявил первый заместитель министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Юрий Хиврич: «Сейчас цены подняли где-то до 15%. У нас будет второй этап. Он будет летом. Я думаю, что летом мы выйдем с вами на стопроцентное возмещение».
Хиврич уточнил, что стопроцентное возмещение будет предусматривать и инвестиционную составляющую:«Инвестиционная составляющая — обязательное условие для того, чтобы мы и дальше с вами работали. Без тарифа, который окупается, и без инвестиционной составляющей ни один инвестор к нам не придет и ничего мы с вами не сделаем».
Увы, но господин Хиврич не уточнил, а кто рассчитал эти тарифы, в чью пользу, и сможет ли «маленький» украинец выдержать «инвестиционную составляющую» собственного кармана каждого чиновника и собственника?
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |