В настоящее время только человек, оторванный от средств коммуникации, не слышал о процессе реформирования различных сфер, который стартовал в Украине. Это и административная реформа, и налоговый кодекс, и обсуждающаяся сейчас пенсионная реформа и другие структурные изменения, внедрение которых должно изменить жизнь украинцев. Кто-то считает эти, порой непопулярные, методы преждевременными и ошибочными. Другие настаивают, что без коренных реформ Украину ожидает падение в глубокую пропасть экономического и демографического кризиса. Депутат Херсонского городского совета руководитель фракции «Сильная Украина» Александр Поливко относится к тем, для кого будущее Херсона, как и Украины, невозможно без немедленного проведения значимых для местного уровня реформ. В частности, значительного сокращения чиновничьего аппарата, уменьшения продуцируемого им документооборота, улучшения условий ведения бизнеса и повышения уровня инвестиционной привлекательности. Об этом и не только наша беседа с депутатом Александром Поливко.
Александр Леонидович, могут ли инициировать депутаты городского совета административную реформу на местном уровне, и что она может дать рядовому жителю города?
Безусловно, Херсонские депутаты не просто могут, а должны и обязаны, инициировать проведение реформ. Ведь посмотрите, что сейчас происходит. Правительство уже сделало первые шаги по их внедрению: сокращается аппарат государственных служащих, проводится дерегуляция экономики. Есть принципиальное решение по административным услугам, которые у нас оказывают сотни, в том числе, и негосударственных предприятий. В стадии разработки находится административный кодекс, где будет четкий перечень услуг и их стоимость. И каждый человек будет знать, сколько, куда и за что надо платить, и надо ли платить вообще. Повторяю — это всё делается на государственном уровне. Но что мешает нам делать то же самое в отдельно взятом Херсоне? Только отсутствие политической воли депутатов, которым надо бы знать, что они пришли в органы местного самоуправления как хозяйственники и их задача — создание и обеспечение полноценных условий для жизни горожан. Всеми возможными способами, невзирая на политические пристрастия. И как только появится такое понимание, сразу появятся и мысли по поводу мер, способных улучшить взаимоотношения между горожанином и чиновником. Например, не нужно выдумывать велосипед, а начать с сокращения количества разнообразных бюрократических бумаг. Многие из них — это требование законов и инструкций государственного уровня, но многие рождены у нас, на месте, и пока никто не задумался, что назрела необходимость их сокращения до минимума. Ведь не нами придумано — чем больше бумаг, тем выше уровень коррупции. Коррупция — это же почти всегда взятка, в том или ином варианте. А сделать нужно так, чтобы взятку было не за что давать и не за что брать.
Убираем многочисленные согласования, разрешения, справки и т.д. — их нет, нет и взяток. Далее, проводим инвентаризацию всех дополнительных платежей, которые взимают с обратившегося херсонца предприятия и организации, финансирующиеся из местного бюджета, т. е. уже из отчислений местного населения, и кардинально их сокращаем за счёт перехода от использования бумажного носителя к электронному. У нас же повсеместно подключен Интернет, и это что проблема — ответить в электронном виде на запрос, полученный таким же образом? Мы восхищаемся тем, как эта система работает на Западе, так почему же мы не в ростоянии внедрить её у себя. Особенно сейчас, параллельно с мерами по снижению админдав- ления, которые проводит Кабинет Министров. Уже сокращено более 90% лицензий. В ближайших планах, по словам лидера нашей политической силы Сергея Тигипко, будут убираться печати, которые нигде в мире не считаются обязательными, уставы и минимальный уставный фонд. Всё это делается, чтобы двигаться вперед. Максимально упрощая условия ведения бизнеса, установятся минимальные контакты предпринимателя с государственными структурами. Кроме этого, необходимо восстановить нормативы, когда в городах и сёлах соблюдалась определённая пропорция между количеством людей, занятых в производстве, и числом чиновников. На 10 человек, работающих в производстве должен приходиться 1, оплата труда которого ведётся из бюджета. Сейчас же у нас всё как в поговорке: один с сошкой, семеро с ложкой. Всего несколько цифр в подтверждение этих слов: на 2011 год доходная часть бюджета составляет 850 млн 876 тыс. грн. Из них расходы только на оплату труда в сфере образования составляют 202 млн 234 тыс. грн. и 144 млн 954 тыс. грн. в сфере охраны здоровья, т.е. в сумме 40% от всех доходов! Я не говорю о том, что нужно сокращать количество работающих в этой сфере, отнюдь. Нам жизненно необходимо увеличивать доходную часть бюджета, создавая для этого новые предприятия и, соответственно, новые рабочие места. Только тогда приведённые мной цифры изменятся. А теперь ответьте мне сами: могут ли подобные меры инициировать депутаты местных советов и что от этого получат херсонцы.
- Конечно, всё, о чём Вы рассказали, это пример тех реальных мер, которые в случае их применения значительно облегчат жизнь херсонцев, но если говорить о будущем, о развитии, над чем, на Ваш взгляд, должны поработать наши депутаты?
- Экономический рост региона — в руках политиков, которые сейчас находятся у власти. Поэтому депутатам всех уровней нужно собраться и ответить на простой вопрос: куда дальше, и какой дорогой идём, господа. Сегодняшней дорогой проедания бюджета? Ведь сейчас, когда у нас, можно сказать не работают крупные промышленные предприятия, значительную часть бюджета наполняют малые предприятия, специализирующиеся на торговле, что, в основном, способствует оттоку финансовых средств за пределы региона в отличие от промышленности, развитие которой давало бы наполнение местной казны. Такое положение дел продолжается уже почти два десятка лет. Сегодня, за счёт демографических и миграционных процессов, население города уже уменьшилось до 338,062 тыс. человек. Из них трудоспособного возраста 208,186 тыс. херсонцев, но официально трудоустроенных менее половины, из которых существенная часть — в бюджетной сфере. Я считаю, что это просто катастрофические цифры! Нам, без промедления, нужно думать, какими оперативными методами мы можем исправить сложившуюся ситуацию. Для начала нужно провести исследования, которые покажут какие сферы хозяйствования нам целесообразно развивать прежде всего, определиться, по каким направлениям должен идти город, а затем закрепить всё это решениями сессии, т.е. поставить цель и определить оптимальные способы её достижения. Пусть сначала это будут мелкие шаги, но они будут сделаны в правильном направлении. В связи с тем, что собственники наших традиционных крупных предприятий не в силах запустить их в ощутимых для города объёмах, мы можем исправить ситуацию, определив, исходя из возможностей нашего региона, приоритетные сферы развития — переработка сельхозпродукции, развитие морского и речного транспорта путём создания новых конкурентоспособных предприятий, использование рекреационных возможностей. У нас нет денег на финансирование подобных проектов, но обеспечить дорогу для прихода инвесторов мы в состоянии. Для этого нам необходимо создать прозрачные условия и правила. Это можно делать путём отведения коммунальной земли для конкретных предприятий, замкнув на себе проработку предпроектных предложений с последующим вынесением готового пакета на аукцион. Таким образом, всю предварительную работу мы должны взять на себя, после чего предлагать инвестору наши проекты. Мы не должны сидеть и ждать, когда добрый дядя принесёт нам денежку на тарелочке с голубой каёмочкой. Не придет и не принесёт. Пока не увидит, что его здесь ждут. Для этого депутатскому корпусу надо подготовить качественные решения, а затем заставить эти решения работать. И если мы все это сможем сделать, на это сразу отреагируют инвесторы, оценив и приняв предложенные правила игры. В то же время херсонцы будут понимать: что и во имя чего делает местная власть. А дальше — цепная реакция. Начинают работать предприятия — создаются рабочие места — наполняется бюджет — увеличиваются расходы на образование, медицину, коммунальную сферу, дороги и т.д. И это то, о чём днём и ночью должны помнить все депутаты. Нам не должно быть стыдно после окончания срока каденции за то, что мы могли, но не сделали.
Говоря о создании новых рабочих мест, Вы считаете, что Херсон может обойтись в этом вопросе без участия инвесторов?
Конечно, нет. Но инвестор — это не только человек из далёкого или близкого зарубежья. Инвестором может стать любой житель Херсона, которому надо подсказать, куда вкладывать деньги. И в этом первую скрипку должны сыграть наши депутаты — областные, городские, районные. Нам надо принять Такие программы, обеспечить такие условия, которые дают всяческие преференции, «зелёный свет» тем предпринимателям, что создают рабочие места. Особенно в сфере производства. Обязанностью власти является обеспечение благоприятных условий для работы предприятий. В свою очередь и предприниматели не могут просто ждать, что власть все сделает в одиночку. Выведение экономики из налоговой тени, понижение энергоемкости производства и многие другие проблемы бизнес может и должен решать прямо сейчас и самостоятельно. Экономический патриотизм должен стать идеей, объединяющий власть и бизнес. Кстати, недавно президент США Барак Обама обратился к ведущим предпринимателям страны с такими словами: «Мы работаем над тем, чтобы сделать Америку более удобной для бизнеса. Но я надеюсь, что и все вы думаете о том, что можете сделать для Америки». Для нас эта идея ещё более актуальна. В Херсоне немало предпринимателей, бизнес которых развивается в других регионах Украины. Наша задача — создание условий для возвращения финансовых потоков домой и обеспечение благоприятного климата для их работы. Это ускорит создание новых предприятий и увеличит количество рабочих мест, что приведёт к оздоровлению экономической ситуации. Сегодня, к сожалению, не лучшее время для развития бизнеса, но я уверен, что через год-два этот период закончится, и мы должны быть готовы к подъёму экономики, ускорив его своими шагами.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |