КРАТКИЙ «АНТИПИРАТСКИЙ» КУРС
За последние несколько лет сотни украинских моряков, и десятки херсонцев в том числе, в разных концах света побывали в заложниках у пиратов, были ранены при захвате судов или тяжело заболели в плену. А поскольку конца-края этим нападениям не предвидится, наши профильные вузы срочно дополняют учебные дисциплины курсами по борьбе с корсарами двадцать первого века. Херсонский государственный морской институт — один из первых в Украине, где на судоводительском факультете введен десятичасовой курс на эту тему, разработанный на основе практических рекомендаций капитанов дальнего плавания, хаживавших на кораблях в «горячие точки», фотодокументов и видеосюжетов от фирм-судовладельцев и рекомендаций комитета безопасности Международной морской организации, работающей под эгидой ООН.
Декан факультета, кандидат наук Василий Чернявский говорит, что вуз совместно с Одесской морской академией разрабатывает отдельный «антипиратский» курс, который уже в ближайшие годы будут читать во всех специализированных «альма-матер» нашей страны. Однако опытные «морские волки» замечают, что рекомендации международных организаций явно противоречат практическому опыту профессионалов, начинавших флотскую карьеру еще при СССР.
ОПАСНОСТЬ ВСЮДУ
- По телевидению уверяют, что чаще всего с пиратами сталкиваются команды судов, курсирующих в районе Аденского залива (Нигерия) и Малаккского пролива (Индонезия). Но начинающие моряки должны уяснить: опасность повсюду. Корсары прорываются в Ормузский пролив и к Мальдивским островам, и нападениям можно подвергнуться на больших рейдовых стрянках, во многих портах Азии и Африки. Даже на рейде такого, казалось бы, безопасного города, как Сингапур, где в кризис «отстаиваются» незафрахтованные суда со всего мира, по ночам на их палубы проникают грабители. Индонезийцы и малайцы ничем не гнушаются: могут обрезать швартовые -концы», могут шарить в каютах. «Дерибанят» все, что под руку подвернется, — рассказывает херсонец, капитан дальнего плавания Владимир Нестеренко. — Противопоставить им нечего — оружия-то нет. В опасной зоне рекомендуют усилить визуальное, и слуховое наблюдение, ночью затемнять иллюминаторы, чтобы свет не проникал на палубу. Если пиратский корабль-матка» (чаще всего это захваченный раньше рыбацкий сейнер с локаторами) засечет корабль и выпустит наперехват скоростные катера с командой из 4-5 вооруженных бандитов, можно сманеврировать и не дать им зайти с подветренной стороны. С наветренной-то они на высокий борт не заберутся. Но как быть, если пираты все-таки проникли на палубу? Эксперты международных организаций, рекомендациям которых жестко требуют следовать иностранные фирмы-судовладельцы, «дают установку» на то, чтобы дать сигнал бедствия через электронную систему Ship security alert system, всем дружненько собраться на мостике и поднять руки. Потребуют изменить курс корабля и вести его на свою базу; открыть сейф в капитанской каюте и отдать деньги — ни- к каких возражений! Пираты, дескать, к злоупотребляют наркотиками, психи- н ка у них неустойчивая. Возражения р приводят их в ярость, так что убьют и без разговоров. Но практика показывает, что эффективнее работает н иная тактика.
Информация к размышлению.
Май 2010 года. Пираты атакуют российский сухогруз «Новороссийск». Гповясь к переходу через Аденский залив, экипаж судна заранее организовал в трюме запас воды и продуктов. Когда пираты со второй попытки все-таки проникли на борт, моряки дали сигнал тревоги и заперлись в трюме, а не изображали«послушных мальчиков» на открытой палубе. Вслед за пиратами, не сумевшими на этот раз прикрыться «живым щитом» из заложников, высадился десант с большого противолодочного корабля РФ, патрулировавшего Аденский залив в составе коалиционных сил. Из девяти согнанных на бак пиратов восемь были пленены, один при попытке оказать сопротивление убит. Вести многомесячные переговоры о выкупе не понадобилось.
СИЛА ПРОТИВ СИЛЫ
Пиратство на морях-океанах Земли существует, пожалуй, столько же, сколько их бороздят корабли. И с тех же незапамятных времен известно: самая надежная «страховка» от корсаров — отнюдь не перспектива предстать перед судом, а страх немедленного и жестокого возмездия. Хрестоматийная история о Юлии Цезаре гласит, что в Средиземном море полководец попал в плен к пиратам. Он согласился выплатить за себя выкуп, но, едва освободившись, организовал военную экспедицию против «джентльменов удачи», выловил всех и перевешал на мачтах. После расправы нападения на римские корабли в этом районе надолго прекратились. В куда более недавнем прошлом кровожадные индонезийские пираты практически не нападали на торговые суда под флагом СССР, и вовсе не потому, что они искренне сочувствовали носителям самой передовой в мире коммунистической идеологии. Просто флибустьерские шайки были очень даже в курсе, что к месту нападения тут же кинутся ближайшие от него суда ВМС Союза, которые никаких переговоров о выкупе вести не собираются и миндальничать не будут. А будут высаживать десант и стрелять на поражение. Да и «гражданские» моряки в те годы не боялись вступиться за сохранность государственного имущества: могли какого-нибудь корсаришку и пожарным багром по хребту угостить. Сцены из первого советского боевика «Пираты XX века», знаете ли, имеют вполне реальную подоплеку. Зато украинские штурманы, механики, капитаны, начинавшие еще в советском торговом флоте, помнят, что для их кораблей безопасными были даже наиболее опасные воды. Подсветил ночью прожектором трубу с красной опояской да серпом-молотом — и нет проблем. Понимающему, как говорится, достаточно, а непонимающего быстро вразумят пулей. Так что у «пиратских» берегов для «советских» самыми «страшными» флибустьерами были мелкие воришки. Проректор Херсонского государственного морского института Валентин Санько, десять лет отслуживший первым помощником капитана легендарного учебного барка «Товарищ» и — повидавший немало «кругосветок», к примеру, с прямыми атаками корсаров не сталкивался ни разу, а вот с попытками чего-нибудь уворовать под шумок — это сколько угодно.
- У африканских берегов, перед входом в Суэцкий канал, налетают на лодках, закидывают железные кошки, и ...тащат на борт всякую всячину- продавать.. Египтяне умудрялись десяток кожаных пальто затащить. Спровадим их, а боцман потом матюгается: какую-то медную деталь сперли, — посмеивается Валентин Андреевич.
Зато сегодняшним выпускникам и ХГМИ, и других морских вузов Украины явно не до смеха. Пираты азартно гоняются за кораблями на расстоянии в сотни тысяч морских миль чуть ли не по всему Индийскому океану, и никакие конвои и системы тревожного оповещения — им не помеха. Получается, в первом же дальнем рейсе тебя могут заграбастать в заложники, и вместо того, чтобы зарабатывать деньги в помощь родным, будешь год «куковать» под дулом автомата, пока судовладелец не согласится свое добро выкупить. Флибустьерская братия во все времена понимала язык силы, но украинский флот сейчас этой силой, к сожалению, не является и защитить сограждан от чинимого где- нибудь у берегов Африки беспредела явно не может. Вот и приходится будущим судоводителям из Херсона со всем старанием овладевать тактикой самообороны.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.014Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |