ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
В чьи карманы идут деньги автомобилистов?
03.03.2011 / Газета: Гривна / № 10 / Тираж: 60000

В прошлом номере «Гривна» рассказала о том, из чего складывается цена топлива и каковы прогнозы его стоимости в том случае, если будет введена новая импортная пошлина. Напомним, что если это произойдет, то стоимость бензина А-95 может повыситься до 10,6 гривни за литр, а цена дизтоплива — до 9,3 гривни за литр

Свою лепту в скачок цен внес и новый Налоговый кодекс, отменивший транспортный сбор при техосмотре, кото­рый шел на ремонт дорог, и повысивший сбор на бензин и дизтопливо.

В результате бензин подорожал на . 50 копеек, а солярка — на 15 копе­ек за литр. Впрочем, импортный высококачественный бензин стандарта «-Power» в Херсоне уже стоит 10 гривен 15 копеек за литр.

После посещения АЗС у многих ав­томобилистов, уже вооруженных при помощй «Гривны» знаниями о том, как формируется цена на бензин, вместе с крепкими выражениями по этому пово­ду зачастую возникает вопрос: откуда берётся топливо? И самое главное: в чьи карманы, помимо государствен­ных (в виде налогов), плавно перетека­ют их кровно заработанные? Об этом мы и постараемся рассказать.

На представленной схеме по­казаны основные украинские за­воды, изготавливающие бензины и дизтопливо, а также пути поставок нефти на них и основные импортные потоки нефтепродуктов. Правда, не все обозначенные нефтеперераба­тывающие заводы реально работают. По данным Интернет, эпизодически «включаются» западноукраинские заводы — «НПК Галичина» (Дрого- быч) и «Нефтехимик Прикарпатья» (Надворная), техническое состояние которых позволяет перерабатывать только малосернистую прикарпатскую нефть. Владелец заводов Игорь Ко- ломойский, группа «Приват» (к слову, капитал Коломойского оценивают в «скромные» $ 6,52 миллиарда), больше внимания уделяет третье­му контролируемому им объекту — Кременчугскому НПЗ, который пере­рабатывает восточноукраинскую и азербайджанскую нефть и доста­точно модернизирован. Впрочем, не стоит ждать, что в ближайшее время эти предприятия будут работать на полную мощность, потому что харак­терный стиль бизнеса Коломойского — получение максимальных контроля и прибыли при минимуме средств, за­траченных на модернизацию и разви­тие производственных мощностей.

С октября 2010 года остановился Одесский НПЗ, у которого, несмотря на хорошее техническое состояние, низкая доходность. После разворота Украиной всех действующих нефтепро­водов с юга на север российский владелец — компания «Лукойл» Вагита Алекперова — может поставлять туда нефть только по морю. Для справки: состояние Алекперова оценивают в $ 10,6 миллиарда.

Российско-британские владель­цы — у самого загруженного по ре­зультатам прошлого года Лисичан­ского НПЗ, принадлежащего группе компаний «ТНК-ВР». Это единственное предприятие, которое полу­чает российскую нефть по трубопро­воду. «ТНК-ВР» является третьей по объему добычи нефти компанией в России. Её годовую чистую прибыль оценивают в более $ 6 миллиардов. К слову, в 2008 году Федераль­ная антимонопольная служба Рос­сии обвинила компанию в сговоре с «Лукойлом», «Роснефтью» и «Газ- промнефтью», направленном на под­держание монопольно высоких цен на оптовом рынке нефтепродуктов, и оштрафовала на 1,1 миллиарда руб­лей. Сейчас же,по словам заместителя главного управляющего директора «ТНК-ВР» Максима Барского, Лисичан­ский НПЗ можетбыть остановлен, если правительство Украины не введет им­портные пошлины на нефтепродукты. Без них выработка бензина и дизель­ного топлива становится невыгодной в свете конкуренции с белорусскими нефтеперерабатывающими пред­приятиями.

Но подробнее коснемся ситуации с остановленным еще в 2005 году третьим по мощности в Украине Херсонским нефтеперерабатыва­ющим заводом, многие годы до это­го обеспечивавшим работой горо­жан и игравшим далеко не послед­нюю роль в образовании бюджета области. Состояние владельца ЗАО ХНПЗ Игоря Еремеева оценивают в $ 890 миллионов. Ни он, ни кто- либо другой намерений вложить в модернизацию завода необходи­мые для этого $ 850-900 миллио­нов не высказывали. Игорь Еремеев даже готов передать 50% акций го­сударству в обмен на его участие в модернизации. Об этом на пресс- конференции 23 декабря 2010 года заявил губернатор Херсонщины Николай Костяк. Сам же Еремеев перед заседанием Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» сказал, что готов заложить 100% акций пред­приятия под госгарантии для при­влечения средств для модернизации завода и включить в управление им государственных менеджеров, а пред­приятие ориентировать на переработку 70% российской и 30% азербайд­жанской нефти. Впрочем, экспер­ты не исключают, что часть акций ХНПЗ может быть продана азербайд­жанским или китайским конкурентам российских нефтяных компаний.

Следует отметить, что ранее Игорь Еремеев вместе с Сергеем Лагуром и Петром Дыминским являлся вла­дельцем Дрогобычского нефтепере­рабатывающего комплекса, вошедше­го теперь в число собственности уже упомянутого Игоря Коломойского.

Сейчас Игорь Еремеев помимо ХНПЗ владеет 381 автозаправкой Л/ОС, работающей на импортном ресурсе белорусского Мозырско- го НПЗ, а также недавно куплен­ной сетью «Калина» из 53 АЗС. В случае «реанимации» Херсонского НПЗ перед группой Еремеева откроют­ся новые перспективы. Во-первых, сеть NOG может начать экспансию в вос­точные области страны, где компания практически не представлена. Во-вто- рых, в случае достижения компромис­са с Николаем Злочевским — вла­дельцем Херсонской нефтегавани (крупным центром хранения и пере­валки нефтепродуктов) ХНПЗ смо­жет «перехватывать» импорт сырья и экспорт основного конкурента УЮв — Кременчугского НПЗ группы «Приват» Игоря Коломойского.

Автор: -


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту