В прошлом номере «Гривна» рассказала о том, из чего складывается цена топлива и каковы прогнозы его стоимости в том случае, если будет введена новая импортная пошлина. Напомним, что если это произойдет, то стоимость бензина А-95 может повыситься до 10,6 гривни за литр, а цена дизтоплива — до 9,3 гривни за литр
Свою лепту в скачок цен внес и новый Налоговый кодекс, отменивший транспортный сбор при техосмотре, который шел на ремонт дорог, и повысивший сбор на бензин и дизтопливо.
В результате бензин подорожал на . 50 копеек, а солярка — на 15 копеек за литр. Впрочем, импортный высококачественный бензин стандарта «-Power» в Херсоне уже стоит 10 гривен 15 копеек за литр.
После посещения АЗС у многих автомобилистов, уже вооруженных при помощй «Гривны» знаниями о том, как формируется цена на бензин, вместе с крепкими выражениями по этому поводу зачастую возникает вопрос: откуда берётся топливо? И самое главное: в чьи карманы, помимо государственных (в виде налогов), плавно перетекают их кровно заработанные? Об этом мы и постараемся рассказать.
На представленной схеме показаны основные украинские заводы, изготавливающие бензины и дизтопливо, а также пути поставок нефти на них и основные импортные потоки нефтепродуктов. Правда, не все обозначенные нефтеперерабатывающие заводы реально работают. По данным Интернет, эпизодически «включаются» западноукраинские заводы — «НПК Галичина» (Дрого- быч) и «Нефтехимик Прикарпатья» (Надворная), техническое состояние которых позволяет перерабатывать только малосернистую прикарпатскую нефть. Владелец заводов Игорь Ко- ломойский, группа «Приват» (к слову, капитал Коломойского оценивают в «скромные» $ 6,52 миллиарда), больше внимания уделяет третьему контролируемому им объекту — Кременчугскому НПЗ, который перерабатывает восточноукраинскую и азербайджанскую нефть и достаточно модернизирован. Впрочем, не стоит ждать, что в ближайшее время эти предприятия будут работать на полную мощность, потому что характерный стиль бизнеса Коломойского — получение максимальных контроля и прибыли при минимуме средств, затраченных на модернизацию и развитие производственных мощностей.
С октября 2010 года остановился Одесский НПЗ, у которого, несмотря на хорошее техническое состояние, низкая доходность. После разворота Украиной всех действующих нефтепроводов с юга на север российский владелец — компания «Лукойл» Вагита Алекперова — может поставлять туда нефть только по морю. Для справки: состояние Алекперова оценивают в $ 10,6 миллиарда.
Российско-британские владельцы — у самого загруженного по результатам прошлого года Лисичанского НПЗ, принадлежащего группе компаний «ТНК-ВР». Это единственное предприятие, которое получает российскую нефть по трубопроводу. «ТНК-ВР» является третьей по объему добычи нефти компанией в России. Её годовую чистую прибыль оценивают в более $ 6 миллиардов. К слову, в 2008 году Федеральная антимонопольная служба России обвинила компанию в сговоре с «Лукойлом», «Роснефтью» и «Газ- промнефтью», направленном на поддержание монопольно высоких цен на оптовом рынке нефтепродуктов, и оштрафовала на 1,1 миллиарда рублей. Сейчас же,по словам заместителя главного управляющего директора «ТНК-ВР» Максима Барского, Лисичанский НПЗ можетбыть остановлен, если правительство Украины не введет импортные пошлины на нефтепродукты. Без них выработка бензина и дизельного топлива становится невыгодной в свете конкуренции с белорусскими нефтеперерабатывающими предприятиями.
Но подробнее коснемся ситуации с остановленным еще в 2005 году третьим по мощности в Украине Херсонским нефтеперерабатывающим заводом, многие годы до этого обеспечивавшим работой горожан и игравшим далеко не последнюю роль в образовании бюджета области. Состояние владельца ЗАО ХНПЗ Игоря Еремеева оценивают в $ 890 миллионов. Ни он, ни кто- либо другой намерений вложить в модернизацию завода необходимые для этого $ 850-900 миллионов не высказывали. Игорь Еремеев даже готов передать 50% акций государству в обмен на его участие в модернизации. Об этом на пресс- конференции 23 декабря 2010 года заявил губернатор Херсонщины Николай Костяк. Сам же Еремеев перед заседанием Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» сказал, что готов заложить 100% акций предприятия под госгарантии для привлечения средств для модернизации завода и включить в управление им государственных менеджеров, а предприятие ориентировать на переработку 70% российской и 30% азербайджанской нефти. Впрочем, эксперты не исключают, что часть акций ХНПЗ может быть продана азербайджанским или китайским конкурентам российских нефтяных компаний.
Следует отметить, что ранее Игорь Еремеев вместе с Сергеем Лагуром и Петром Дыминским являлся владельцем Дрогобычского нефтеперерабатывающего комплекса, вошедшего теперь в число собственности уже упомянутого Игоря Коломойского.
Сейчас Игорь Еремеев помимо ХНПЗ владеет 381 автозаправкой Л/ОС, работающей на импортном ресурсе белорусского Мозырско- го НПЗ, а также недавно купленной сетью «Калина» из 53 АЗС. В случае «реанимации» Херсонского НПЗ перед группой Еремеева откроются новые перспективы. Во-первых, сеть NOG может начать экспансию в восточные области страны, где компания практически не представлена. Во-вто- рых, в случае достижения компромисса с Николаем Злочевским — владельцем Херсонской нефтегавани (крупным центром хранения и перевалки нефтепродуктов) ХНПЗ сможет «перехватывать» импорт сырья и экспорт основного конкурента УЮв — Кременчугского НПЗ группы «Приват» Игоря Коломойского.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |