Откровенно говоря, от нас напрямую не зависят судьбы людей, мы не собираем сложнейшие механизмы и не делаем открытий в науке. И, если не обращать внимания на перекосы нынешнего времени, задача у нас достаточно тривиальная: рассказывать вам о том, что сами увидели, услышали и узнали. Но это еще не повод торговать нашим именем. А ведь пытаются! И речь, в данном случае, не о пресловутых «джинсе» и «заказухе», а о самом, что ни на есть реальном предложении «купить себе немного журналиста».
Чего греха таить, случайных людей в профессии и около нее всегда было предостаточно. Вспомнить хоть любые выборы: на избирательных участках порой не продохнуть от людей с «корочками», которые и газету-то не каждый год в руках держат. Другая категория — «вро- дебыжурналисты», представители никому не известных, но весьма ангажированных боевых листков, кормящиеся на скупые гранты известных организаций и неизвестных благодетелей. А вот журналисты по призванию, которых пока еще достаточно в Херсоне, не ровен час, окажутся в меньшинстве. Потому что сегодня редакционное удостоверение — это еще и ходовой товар.
В общем-то, среди «писак» всегда хватало тех, кто любит помахать ксивой по поводу и без такового, кто привык решать проблемы личного характера путем публикаций или сюжетов на ТВ. Опять же, средства самообороны в виде «резинострела» нам по закону полагаются. Да и связи, которые хороший журналист приобретает в процессе работы, всегда оказываются полезны в случае какой неприятное™. Лично я на это смотрю снисходительно и «маранием чести мундира» никого попрекать не стану. Но мимо обнаруженного не так давно в сети предложения просто не смогла пройти без возмущения. Совершенно открыто и без зазрения совести некая контора предлагает стать в ряды представителей СМИ любому желающему. Нет, безусловно, я — не наивная дурочка, чтобы считать, что никакие документы и никакие должности у нас в стране не продаются. Хотя и за руку никого пока не лечила. Но это самое «информационное агентство», живущее в сети, продает место в своем штате просто с необузданным нахальством. Тем более, что количество сотрудников обуславливается лишь объемами краски в принтере, на котором штампуют обещанные «корочки» и высылают почтой после прохождения информационного курса по основам журналистики. В качестве бонуса к «красной книжечке» прилагается за- ламинированная бумажка-бейджик для выхода в свет. Себестоимость такого набора не достигает и 10 гривен. Но продается он с очень и очень жирной наценкой. Цитирую оригинал:
«Стоимость информационного курса «Основы журналистики» после которого Вы сможете пройти Аккредитацию в нашем агентстве и получить удостоверение журналиста составляет 760 грн. (без НДС) Удостоверение выдается на год с возможностью продления!
Журналист нашего агентства получает:
удостоверение, бэйдж журналиста;
электронный курс«Основы журналистики»;
письменные ответы на официальные запросы структур о том, что журналист числится в нашем агентстве».
Отсутствие знаков препинания, которые соответствуют грамотному русскому письму, заметит и пятиклассник. Услуги корректора информационному агентству, видимо, не по карману. Хотя, как мне кажется, на своей разудалой задумке с продажей удостоверений и рассылкой элементарных фактов о журналистской деятельности они уже заработали прилично. Для привлечения внимания на сайте помещен образец готового документа, порядковый номер которого шагнул далеко за сотню. Однако я знакома с реальным человеком, который воспользовался услугами агентства и «вступил в ряды журналистов» за 760 гривен под номером 51. Если нумерация ведется не от балды, то контора уже успела заработать более 38 тыс.грн. Неплохой показатель, если учесть, что затраты на содержание организации минимальны — штат, можно сказать, виртуальный. Ежемесячной, зарплаты не требует. Техникой и прочими орудиями труда обеспечивать не просит. Электроэнергию и иные ресурсы за счет работодателя не потребляет. Налогов, полагаю, тем более не платит.
Вообще-то, тот мой знакомый — коммерсант. В качестве хобби увлекается пейзажным фото. Виды Южного Крыма, которые он ловит в объектив добротней камеры чуть ли не ежедневно, порой завораживают. Зачем, спросите вы, ему понадобился СМИшный документ? Ну, а как же, — отвечает мне Сережа, — ведь там же обещают...». И он рассказывает мне байки, которыми щедро снабдили свое коммерческое предложение информационные «агенты», снова не позаботившись о запятых и согласованиях падежей:
«...журналист, обладающий подтверждающим его профессиональную принадлежность документ, имеет возможность пребывать в местах массовых событий на правах журналиста (на концертах, выставках, шоу, пресс-конференциях, в районе стихийных бедствий, катастроф, в местах аварий, массовых беспорядков, на митингах и демонстрациях, на территориях, где объявлено чрезвычайное положение). Фотографы получат возможность осуществлять съемку в местах, где это запрещено для лиц, не имеющих соответствующего разрешающего документа».
Мой пейзажист мечтает пробраться в закрытые уголки полюбившегося ему Крыма, а так же рассчитывает получить доступ к кое- каким закрытым архивным данным о Великой Отечественной войне. Может, это и неплохо, где-то даже благородная цель. Но, как бы отреагировал в подобной ситуации, скажем, врач, если бы его новоиспеченный коллега заявил: «я прикупил себе белый халат и место в вашей больнице, пусти меня в операционную кому-то что-то полечить»?
Но ведь многим, кто поведется на предложение «оксивиться», придется глубоко разочароваться! Как практикующий почти 8 лет журналист, я вас вынуждена предупредить: книжица с вашим фото и даже печатью сомнительной или уважаемой организации никогда не давала права бесплатно расхаживать на концерты-выставки-фуршеты. Хотя -контора этого как будто и не обещает. Но, как мне кажется, именно такую трактовку изберет для себя обыватель, который далек от журналистики, но желает впорхнуть в нее «весь в белом».
А какую еще заманчивую перспективу сулят продавцы удостоверений! По их словам, обладать эдаким пропуском в жизнь привилегированных каст — очень удобно для водителей. Вежливых журналистов ГАИ якобы не штрафует.
Вот, казалось бы, правоохранительным органам уже бцне мешало заинтересоваться деятельностью таких агентств (в том числе и в Херсоне). И Союз журналистов, как мне думается, не должен закрывать глаза на такое безобразие, редь, если иметь в виду предлагаемую деятельность после покупки «корочки», то возникает вопрос: почему контора до сих пор успешно и беспрепятственно ими приторговывает? Я ничего не выдумываю, снова цитирую.
«Наше агентство оказывает следующие виды услуг:
выявление фактов супружеской неверности с предоставлением фото/видео отчетов, выявление контактов наблюдаемого лица, выезд по месту отдыха или рабочей поездки объекта, проведение иных мероприятий личного характера;
оказание помощи родителям в наблюдении за подростком, установление его круга общения, анализ поведения подростка с целью предотвращения негативных последствий (уход из дома, совершение правонарушений, наркомания, алкоголизм и др.)
проверка качества выполнения своих обязанностей нянями, гувернантками, домработницами;
сбор информации о лицах;
наружное (скрытое) наблюдение (пешеход, авто);
содействие адвокатам (сбор информации, проверка данных и др.);
негласное сопровождение лиц находящихся на отдыхе на курортах Украины, Крыма, России и дальнего зарубежья;
скрытое наружное наблюдение;
юридическая помощь
другие, конфиденциальные услуги».
И клиентов, судя по запросам, оставленным на сайте, предостаточно! И вознаграждение денежное псевдо-творческим работникам обещают. Есть, конечно, проблемка: деятельность, подобная детективной, законом Украины запрещена. Но если обозвать детектива журналистом, то почему бы и не пошпионить? В таком случае предлагаю крошить налево-направо всех неугодных и называть себя после этого справедливым судьей!
...Поверьте, я далека от того, чтобы идеализировать нашу профессию. И некоторых журналистов вполне оправданно называют продажными. Но один очень уважаемый и мудрый человек (не из СМИ) мне однажды сказал, ссылаясь на свою древнейшую книгу:«возможность интересно излагать свои мысли богатым языком — это дар свыше, разменивать или не использовать его нельзя». Именно поэтому, веря в ценность профессии и силу нашего слова, я не могу оставаться равнодушной, когда званием Журналист прикрывают сомнительные делишки.
И если к вам завтра пожалует человек в компании с красивым удостоверением, не поленитесь .ниматепьно изучить их обоих. Практика показывает, что самые стремные конторы, как правило, выдают самые внушительные «корочки». При этом не забывайте, что ссылки на работу в интернет-проектах вовсе несостоятельны: согласно нашему законодательству, сайты не являются СМИ. Помните также, что реальный журналист никогда не откажется рассказать о редакционном задании, и как он планирует использовать полученные от вас сведения. Если же вместо этого человек несет невнятную пургу типа «сперва вы скажите, а я потом подумаю», можете с чистой совестью засылать его «по большому кругу».
Да, мы не решаем судьбы людей, не собираем сложнейшие механизмы и не делаем открытий в науке. Но профанация нашей работы опасна для общества не меньше, чем утеснение свободы слова. Поэтому очень хочется, чтобы звание журналиста не валялось на прилавке в компании тисненых обложек типа «Удостоверения Заслуженного Халявщика», «Першого хлопця на селі» и «Государственной Алкогольной Инспекции».
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |