Дело о грабеже, нанесении побоев и принуждении к даче ложных показаний с участием бывшего главы Каховской райгосадминистрации в качестве обвиняемого закончилось «пшиком»
Украинские депутаты и госслужащие нередко начинают свое «служение народу» с обвинений в коррупции в свой адрес, а заканчивают скамьей подсудимых. Впрочем, это совершенно не мешает им оставаться на свободе и вести привычный образ жизни. А чего бояться, если правосудие у нас почему-то весьма снисходительно именно к преступникам при деньгах и мандатах? Вот и в Каховке деловая и административная элита наперебой сплетничает о том, как удачно вышел сухим из воды бывший здешний глава районной государственной администрации — некогда видный деятель из команды «оранжевого» губернатора.
Беи своих, чтоб чужие боялись
Первый скандал с его участием грянул буквально через несколько недель после президентского указа о назначении. Комсомольский райсуд Херсона признал «хозяина района» нарушителем антикоррупционного законодательства, оштрафовав на 255 фивен за то, что должность главы РГА он умудрялся совмещать с руководством фермерским хозяйством в родном селе. Далее выяснилось, что перед самым превращением из фермера в государственные служащие сей «образец человеческих достоинств» прямо в здании Семеновского сельсовета устроил безобразную драку — избил своего земляка, который опрометчиво претендовал на приглянувшийся участок. Тогда в отношении любителя рукоприкладства возбудили уголовное дело за хулиганство, однако суд закрыл его по случаю примирения сторон, и клеймо судимости на драчуна так и не легло.
«Порулив» райгосадминистрацией около двух лет, он был отправлен Виктором Ющенко в отставку, но остался депутатом Каховского райсовета. И в этом качестве опять угодил в фигуранты уголовного дела, возбужденного прокуратурой сразу по нескольким статьям УК Украины: нанесение легких телесных повреждений, грабеж в крупных размера, дача ложных показаний и принуждение свидетелей к отказу от дачи показаний. Вместе взятые эти художества запросто могли стоить бывшему чиновнику десятка лет в исправительной колонии. Однако вместо сурового и справедливого возмездия наша правоохранительная система в очередной раз «изобразила громкий пук». Бывший глава райгосадми- нистрации и теперь уже опять-таки бывший депутат райсовета признан виновным только в нанесении легких телесных повреждений и от уголовной ответственности... освобожден!
Захотела денег — получай оплеуху!
А теперь — подробности. По версии обвинения, глава Каховской райгосадминистрации после памятного коррупционного скандала все-таки вышел из состава фермерского хозяйства, членами которого числились его бывшая жена, сын и дочь. Однако впоследствии он «постоянно вмешивался в работу ФХ, давал указания, договаривался о посевном материале и проведении сельхоз-. работ» (здесь и далее — все цитаты из приговора суда). Тогда же глава РДА подписал акт от 1 июня 2007 года о том, что на полях его родного фермерского хозяйства от засухи якобы погибли 76 гектаров посевов пшеницы и ячменя. Созданная для проверки сведений комиссия облуправ- ления агропромышленного развития выехала на место. И обнаружила, что «посевы ячменя и пшеницы не погибли, а были скошены и собраны». Вполне понятно, что по этой причине «погорельцы» не получили компенсации за вымышленные потери от стихийного бедствия.
В дальнейшем глава райгосадминистрации на своем «Крайслере» лично сопровождал караван из четырех грузовиков с прицепами, вывозивших «погибшее» зерно на элеватор, где за него выплатили свыше ста тысяч гривен. Сестра его бывшей супруги сделала ему робкое замечание о том, что перед вывозом урожая неплохо бы, дескать, вернуть ей 15тысяч гривен, вложенных в фермерское хозяйство. Но вместо денег получила два удара кулаком в лицо, в результате чего у нее появился синяк под глазом.
Все это могли наблюдать несколько сельчан, нанятых для погрузки урожая или находившихся рядом с местом событий. После того, как потерпевшая заявила об избиении в милицию и делу дали ход, они рассказали об увиденном. Но когда материалы следствия передали в Каховский гор- районный суд, подсудимый (под стражу его никто не брал) заметил важного свидетеля, «подозвал и дал указание изменить показания, данные на досудебном следствии в отношении его». Простой сельчанин безропотно поддался давлению и согласился давать ложные показания по двум причинам: во-первых, он просто боялся, так как в 2004 году подсудимый уже избивал его «за появление на работе в нетрезвом состоянии». А во- вторых, подсудимый «занимал пост главы Каховской РГА, и с человеком такого статуса он не хотел спорить».
Доказательства есть, преступления нет
Казалось бы, с составом преступления все ясно — налицо и доказательства, и свидетели. Однако в суде рассмотрение дела тянулось аж до января нынешнего года. И когда все страсти утихли, потерпевшим преподнесли сюрприз: при вынесении приговора трактовка следствия вдруг пошла вразрез с судебной. «Не оспаривая допустимость собранных доказательств», суд пришел к выводу, что вывоз зерна грабежом считать нельзя — мол, при загрузке машин присутствовали другие работники фермерского хозяйства, которые «не пытались этому помешать». То, что люди вполне обоснованно опасались побоев, районная Фемида в расчет почему-то не приняла. Обвинение в принуждении к даче ложных показаний суд ртверг, так как не установил фактов принуждения: мало ли, с кем там говорил в коридоре бывший глава райгосадминистрации, он ведь не бил очевидца и не запугивал.
По всем статьям обвинения, за исключением нанесения побоев, суд бывшего главу РГА оправдал «за отсутствием состава преступления», попутно отказав фермерскому хозяйству в удовлетворении гражданского иска на 117,3 тысячи гривен. Отставного чиновника, правда, судтаки признал виновным в нанесении женщине легких телесных повреждений и оштрафовал на 850 гривен. Но тут же и освободил от уголовной ответственности по окончании срока давности. Вам не верится, что подобное возможно? Да полноте! С замечательным в своем роде приговором по делу с регистрационным номером 1-26/11 может ознакомиться каждый, кто найдет время заглянуть в Единый государственный реестр судебных решений Украины.
Так что все остались «при своих»: сельчанка — с зажившими физическими и незаживающими моральными травмами, а ее обидчик — с формальным отсутствием судимости и незапятнанной репутацией. Она дает возможность этому неработающему гражданину при удачном стечении обстоятельств опять вернуться на государственную службу. И с новыми силами взяться за строительство демократического правового государства.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |