Благодаря тому, что пенсионерка успела заблокировать украденную у неё банковскую карточку, её деньги остались нетронутыми. За исключением… 119 гривен
«В троллейбусе у меня вытянули кошелёк с деньгами, в котором была и кредитная карточка пенсионера (“Кредитпромбанка”), – рассказывает
в письме в “Гривну” наша читательница херсонка Павлина Чайка. – Я сразу обратилась в банк, и мою карточку заблокировали. Написала заявление о выдаче мне новой кредитной карты, за что заплатила 10 гривен. Казалось, на этом мои беды должны закончиться. Но неожиданно в этой истории последовало продолжение. Вор попытался снять мои деньги в “Приватбанке”, но карточка на тот момент уже была заблокирована. И “Приватбанк”… выставил комиссию якобы за сохранность моих денег в размере 119 гривен. Такие действия вызывают недоумение: где же логика? Ведь карточка уже была заблокирована – за что же с меня сняли эти деньги? Сначала вор вытащил кошелёк с немалой суммой, затем последовал грабёж уже со стороны банка…»
Прокомментировать ситуацию «Гривна» попросила заместителя управляющего Херсонского филиала ОАО «Кредитпромбанк» Вадима Чихуна. Вадим Васильевич отмечает, что пострадавшая от воров пенсионерка поступила абсолютно правильно, когда, обнаружив пропажу карточки, сразу же приехала в «Кредитпромбанк», в котором обслуживается, и написала заявление об утрате карточки. Благодаря этой оперативности украденная карточка была внесена в так называемый стоп-лист (список украденных и утерянных банковских карточек) и деньги, которые были на этой карточке, остались в целости и сохранности. Ведь пока херсонка ехала в банк и писала заявление, воры уже успели «опробовать» её карточку сначала в банкомате одного банка, но поскольку PIN-код был введён неверно, банкомат её просто «выплюнул». Затем они добрались до банкомата «Приватбанка». Но и «Приватбанк», и «Кредитпромбанк», карточку которого злоумышленники вставили в «приватовский» банкомат, являются членами международной платёжной системы Visа. А потому банкомат тут же распознал, что «предложенная» ему карточка – из стоп-листа, и попросту не вернул её жаждущим разжиться чужими деньгами воришкам.
На этой стадии и возникла комиссия в 119 гривен, которую «Приватбанк» выставил «Кредитпромбанку», говорит Вадим Васильевич. Пластиковая карточка – это собственность банка, об этом есть надпись на её обратной стороне. Клиент получает карточку от банка как инструмент для пользования счётом. «Никакого “грабежа”, о котором говорит пенсионерка, не было, – поясняет Вадим Чихун. – Собственность “Кредитпромбанка” – пластиковую карточку, которая была украдена, – “Приватбанк” добросовестно изъял и, в соответствии с договором ассоциативного партнёрства банков в международной платёжной системе Visа, выставил нам к оплате счет за изъятие карточки банкоматом согласно единым тарифным расценкам, которые действуют для банков – членов этого сообщества, – $ 15, или 119,1 гривни (к слову, это же сделал бы и “Кредитпромбанк”, если бы изъял украденную карточку банка-партнёра). Мы же, согласно договору, подписанному с клиентом – пенсионеркой, списали эти средства с её счета. Ведь граждане не всегда внимательно читают договор, прежде чем его подписать, или не вникают в то, что прописано в договоре, – например, за что может быть снята комиссия согласно расценкам банка. Считаю, что нашей клиентке повезло: благодаря тому, что карточку внесли
в межбанковский стоп-лист, средства на ней оказались нетронутыми за исключением 119 гривен комиссии. Если бы банк, который также является членом международной платёжной системы, не изъял карточку, горожанка могла бы лишиться куда большей суммы. Снять деньги в банкомате у злоумышленников вряд ли получилось бы – нужно знать PIN-код, а вот в торговой сети возможность воспользоваться чужой карточкой теоретически есть».
Что и говорить, банковские карточки у граждан крадут, увы, часто. Однако с ситуациями, подобными описанной, приходится сталкиваться приблизительно раз в полгода, отмечает Вадим Чихун. Видимо, не каждый, у кого вытащили карточку с деньгами, успевает сразу же её заблокировать. Или воры, не зная PIN-код и, например, не найдя его написанным на карточке или на листочке в украденном вместе
с карточкой кошельке (код неосмотрительно «подсказывают» карманникам некоторые граждане), просто не рискуют вставлять её в банкомат. Или же всё-таки берутся «испытать» карточку в каком-нибудь банкомате, но уходят ни с чем: злоумышленники, вытащившие карточку у Павлины Ивановны, поначалу ведь тоже «попытали счастья» в банкомате одного из банков, но безрезультатно…
Такая вот житейская история. Но, оказалось, что у неё есть приятное для херсонской пенсионерки продолжение. Финансовый комитет банка, в котором она обслуживается (только этот специальный орган вправе принимать решения относительно привилегий тому или иному клиенту), рассматривает вопрос о том, чтобы, вопреки тарифам банка, вернуть Павлине Ивановне списанную с её счёта комиссию. Это может быть сделано в порядке исключения, подчеркнул Вадим Чихун: ведь для пенсионерки 119 гривен – сумма всё-таки существенная.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |