Теперь те, кто задолжали банку, могут на собственном опыте узнать, что означает выражение «искать пятый угол». Ведь изменения в Закон Украины «Об исполнительном производстве», вступившие в силу 8 марта, наделяют государственных исполнителей существенными правами. Вплоть до того, что должников могут выселять из квартир и не разрешать им выезжать за рубеж
Как известно, долг платежом красен. Если речь о «пятёрке до получки» – какие вопросы? Зарплату получил – вернул (хотя и здесь те, у кого совести не очень много, умудряются просрочить «выплату»). Другое дело – заём в банке на приобретение существенных благ (ипотека, например). Реалии таковы, что ни в чём нельзя быть уверенным. И даже если нынче ты при работе и твердой убежденности в том, что каждый месяц без проблем сможешь выплачивать банку что полагается, вскоре можешь оказаться на бирже труда. Рассчитывать на то, что в трудную минуту помогут брат-сват, тоже не приходится: все под Богом ходим. Сегодня ты на коне, а завтра…
Тем больше не по себе банковским должникам от вступивших в силу изменений в закон о госисполнителях. Кроме того, что теперь работники госисполнительной службы наделены колоссальными полномочиями, благодаря закону у них появились дополнительные стимулы к работе с должниками. В частности, сотруднику, который в срок и в полном объёме обеспечил выполнение исполнительного документа, причитается
5% суммы взыскания, но не больше 850 гривен. Прежде «бонус» составлял 2% (240 гривен). Более того, согласно закону, если должник не выполняет требование госисполнителя, ему могут «впаять» штраф – сначала 170–340 гривен, а в случае повторного игнорирования повезёт, если обяжут выплатить штраф в двойном размере: ведь должника могут и вовсе привлечь к уголовной ответственности. Попытка «подмаслить» госисполнителя может стоить задолжавшему гражданину 1700 гривен штрафа или же года жизни, проведённого на исправительных работах, а то и трёх месяцев ареста. Ну а за оказание сопротивления сотруднику госисполнительной службы можно «загреметь» в места не столь отдалённые на срок до 2 лет. За применение насилия по отношению к госисполнителю или за угрозы в его адрес предусмотрено наказание в виде 5 лет заключения…
Как говорится, мало не покажется. Хотя… Многие граждане, особенно старой закалки, живут по принципу, что долг, даже если он не карточный, – дело чести. То есть будут жить на хлебе и воде, но то, что взяли взаймы, отдадут. Однако люди бывают разные – и ситуации тоже. И случается, что человек и рад бы вернуть то, что взял, но не получается: потерял работу, кто-то из близких заболел и нужны деньги на лечение. И если вдобавок к этой чёрной полосе приходит госисполнитель и требует вернуть кредит, нервы могут сдать даже у интеллигента – что уж говорить о тех, кто и так не привык особо выбирать выражения. Но теперь даже за сказанное на эмоциях можно серьёзно поплатиться.
Интернет-сайт «Обозреватель» приводит пояснение советника президента Ассоциации украинских банков Алексея Куща: закон был принят в интересах защиты прав кредиторов. Ведь проблемы с должниками нынче у 30-40% кредиторов Украины. Многие из тех, кто брали кредиты, оказались заложниками скачка курса доллара с 5,05 гривни до 8 гривен осенью 2008 года. Да и после мирового кризиса доходы у населения вряд ли выросли… Тем не менее суров закон, но закон. И чем суровее время, тем и законы строже. И несмотря на жёсткость нового закона о госисполнителях, многие приветствуют его принятие. «Если человек взял в долг, он должен рассчитаться, – уверен депутат Юрий Кармазин. – Это нравственная позиция, но и законная позиция тогда, когда возникает решение суда. Решение суда должно быть исполнено, и никакие обходные манёвры не должны препятствовать исполнению решения суда по делам о возврате долгов».
Согласен и председатель парламентского комитета Станислав Аржевитин. По его мнению, нормы закона будут психологически подстёгивать задолжавших граждан: «Общество должно, наконец, понять: перед тем как брать кредит, надо подумать, потянешь ли ты его, а у нас можно судиться по несколько лет – как в одну, так и в другую сторону... В Европе если человек берёт кредит, у него и в мыслях нет, как сделать так, чтобы избежать его возвращения. А в Украине вы можете в любой газете прочитать объявление вроде “дадим консультации, как не выплачивать кредит”…»
Что ж, теперь избежать выплаты долгов благодаря услугам всяких там проныр вряд ли получится. Так, новый закон предусматривает сразу арест имущества просрочившего с выплатами заёмщика. Это означает, что если гражданин просрочил платеж по ипотеке, то сначала у него отберут квартиру, а уже потом будут разбираться. Кроме того, госисполнители получили доступ ко всем электронным базам данных, благодаря которым можно узнать сведения об имуществе человека: БТИ, МРЭО, земельного кадастра… Если окажется, что у гражданина «есть чё», его имущество может быть арестовано и продано по решению суда. К тому же открытые торги по реализации имущества отныне касаются только движимого имущества, а жилье и участки будут реализовывать через комиссию, а не публично. То есть то, насколько выгодно продадут арестованное имущество, от его владельца не зависит.
Горячие споры вызвало положение закона, согласно которому должника не выпустят за границу. Тогда как не все же едут нежиться на солнышке. «Человек покидает родину, когда он полностью отчаялся – отчаялся найти работу, свести концы с концами, – отмечает политик Наталья Витренко. – И то, что делает банковская мафия, безумно взвинчивая проценты за кредит, переложив на человека всю ответственность за девальвацию национальной валюты, конечно, тяжелейшим образом ударило по сотням тысяч людей. Они не могут выкарабкаться из этой ситуации. Поэтому введение данного закона – это грубейшее нарушение прав человека и это, безусловно, новая кормушка для судов, потому что будут стараться откупаться как угодно, чтобы не получить этот волчий билет».
Тем не менее в новом законе усматривают и некоторые плюсы. Так, раньше, если гражданин брал в банке потребительский беззалоговый кредит и не погашал его, взыскание проводили со всего имущества, которым владел должник. Даже если долг относительно небольшой, но у человека в собственности была только квартира, госисполнитель имел право реализовать её для погашения задолженности. Отныне же, если сумма, которую должен заёмщик, не превышает 10 минимальных зарплат (сейчас это около 9,5 тысячи гривен), то продажа единственного жилья не допускается. Однако если суд всё-таки решит выселить из квартиры или дома за долги, владелец обязан освободить жильё в течение 2 недель – раньше на это отводили 2 месяца…
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |