ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Черно-белое «кино» херсонского образования
18.03.2011 / Газета: Вгору / № 11 / Тираж: 10000

Чем больше говорят о том, что Украина – европейское государство, тем меньше этому веришь. В то время, когда все уже «перескочили» на 3D, мы до сих пор «развлекаемся» глухонемым черно-белым кино…

Такие странные ассоциации возникли у меня после сообщения о том, что в городе фактически прекратила свое существование еще одна школа.

Страшное «кино»

Еще 17 февраля городская СЭС на неопределенный срок закрыла школу № 42 (поселок Надднепрянский) из-за нарушения температурного режима в помещении. Ну, не отапливала местная котельная школу на должном уровне. И не только школу, но и детский сад, и квартиры граждан. И уже не первый раз, и не один год. СЭС и прежде прикрывала эту многострадальную школу на несколько дней. И не было никакой катастрофы. Но не на этот раз.

Дело в том, что в конце прошлого года школа № 42 перешла в ведение городского управления образования. До этого она “висела на балансе” у поселкового совета. Со своими обязанностями “куратора” школы поссовет справлялся с трудом. Насколько объективными были эти трудности – история умалчивает. Важно одно, несколько лет в двух поселках – Надднипрянском и Октябрьском – населению качественно и добросовестно промывали мозги, обещая скорое и безвременное закрытие этой малокомплектной школы под видом консервации. Родители, как и положено в такой ситуации, паниковали и отдавали детей в перегруженные городские школы. А родная 42-я под боком хирела и сокращала количество учеников, с каждым годом все больше превращаясь в малокомплектную.

Ситуация в поселковой школе накалилась до неприличия после того, как буквально 31 августа 2010 года родители учеников 9-го класса забрали документы и перевели своих детей в город. Подвигли взрослых на такой шаг все те же слухи – школу еще не передали в ведение городского управления, а особо осведомленные уже знали не только о грядущем изменении в положении школы, но и том, какая судьба ее ждет.

Повороты сюжета

Слабо верится в пророческий дар предусмотрительных родителей. Обычная логика. Как известно, по действующему законодательству наличие малокомплектных школ в городе не предусмотрено. Такие учебные заведения возможны только в сельской местности (правда, новые “образовательные” чиновники добираются уже и до них). Закрыть школу, пусть и относящуюся к городу, но находящуюся в поселке, просто так не могли. Нашли элегантный выход из ситуации: объявили о бессрочном приостановлении работы в связи с низкой температурой в классах. К чему идет, не догадывались только самые наивные. Но таких среди родителей не было, поэтому все они дружным строем забрали документы своих детей. Все. Школа фактически прекратила свое существование. Причем, власти даже пальцем не пошевелили. Все произошло по инициативе самих родителей. Мог ли коллектив в этой ситуации бороться за существование? Могли ли родители отстаивать интересы своих детей? Вопросы абсолютно риторические. Первые не имели права не отдать документы, вторые понимали, что учиться детям здесь не дадут. Будут регулярно закрывать школу по санитарным показаниям или еще по каким-то причинам. Получилось все просто роскошно – школу не закрыли (иначе не избежать бы очередного околообразовательного скандала, a-la Донецкая область), она сама прекратила свое существование. Как оказалось, из-за своей ненадобности.

Не хеппи-энд

Некогда обычная 10-летка, рассчитанная на 300 учеников, сначала стала 11-леткой, как и все прочие школы в государстве, а затем скатилась до состояния сильно неполного школьного коллектива с пробелами между классами. В некоторых классах училось по 5-8 человек. Общая численность учащихся – 50 человек. Насколько адекватным было качество образования в этом учебном заведении? Достаточно высоким. Многие выпускники этой школы с успехом заканчивали ВУЗы, находили приличную работу. Коллектив учителей может часами рассказывать о своих успешных учениках, искренне гордясь их успехами и не без основания приписывая себе заслуги за полученные ими знания.

Почему меня так упорно преследует ассоциация с разницей в уровне кинопроизводства? Все очень просто. В Европе уже догадались, что самое лучшее качество образования можно дать при индивидуальном подходе. Классы в продвинутых западных школах невелики (исключение – учебные заведения для очень бедных). Впрочем, для богатых и у нас есть элитные классы. Но за право обучаться в таких тепличных условиях родители должны раскошелиться. В Киеве за обучение в комфортных классах платят по 6-7 тысяч гривень в месяц. У нас все-таки дешевле. Те, у кого с деньгами туго, могут позволить себе только одно удовольствие – отправить любимое чадо в переполненный класс на 30-40 человек. В состоянии ли даже самый лучший предметник уделить максимум внимания КАЖДОМУ ученику на КАЖДОМ уроке?

Возникает глупый вопрос: почему целая “комфортная” школа в одночасье исчезла с карты города? Единственное отличие этих детей от “элитных” сверстников – отсутствие денег у родителей. И за это их лишили права на качественное, буквально индивидуальное образование. Скажете – родители сами этого не захотели, ведь они же забрали документы, и никто их к этому не принуждал. Можно на эту ситуацию смотреть и так. Но правда в том, что школу № 42 целенаправленно уничтожали, создавая вокруг нее нездоровый ажиотаж. А как бы вы поступили, если бы вам неоднократно говорили, что учебное заведение все равно расформируют? Будете спасать будущее своего ребенка. И уж точно выберете путь с наименьшим соприкосновением с властями, зная, что они вам никак не помогут…

Автор: Лада Чемерис


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту