Приходящие во власть политики постоянно рассказывают рядовым украинцам о том, как хорошо в Евросоюзе живется.
Бывший идеолог компартии Леонид Кравчук, как только одел президентскую сине-желтую тогу, начал рассказывать о молочных реках и кисельных берегах в ЕЭС. Не отставали от него и последователи. Особенно старался Виктор Ющенко. Сейчас страсти поутихли, проблем у народа хватает. Но как только наш чиновник попадает на запад, сразу начинает декларировать: цель Украины – Евросоюз. О том, как живется в европейской семье, я поинтересовался у гражданина Латвии, предпринимателя Николаева Алексеева.
– Сравнивая Латвию до вступления в Евросоюз в 2004 году и сейчас, что можно сказать?
– Стало хуже. Это не только мое мнение, а всех, кто там живет. Зачах мелкий бизнес, закрылись мелкие магазины, особенно те, которые брали помещения в аренду. Стоимость коммунальных тарифов и жилья стала очень высокой. Также невозможно выдержать конкуренцию с крупными супермаркетами, которые создают международные компании. Люди закрывают свои торговые точки и идут наниматься туда работниками или торгуют на рынках. Полностью уничтожен аграрный сектор, остались только частные подсобные хозяйства. Сельское хозяйство надо дотировать, как это делают на западе, у нас фермер мог рассчитывать, только на себя. Подорожание топлива и ГСМ, дорогая сельхозтехника привели к тому, что себестоимость продукции местного крестьянина стала выше, чем завозимая из-за рубежа.
– Латвия всегда славилась рыболовецким флотом, знаменитыми рижскими шпротами. Как дело обстоит в этой отрасли?
– Как только вошли в Евросоюз, так приехали эмиссары с запада. Цель была скупить рыболовецкий флот. Предложили цены, рыбаки не согласились. Подняли в несколько раз. И как только купили, сразу продали траулеры в лом. У моего товарища было четыре сейнера, так его с полгода доставали предложениями, пока не продал. Так представители старой Европы избавились от конкурентов. К рыбзаводам предъявили требования евростандартов. Большинство предприятий построены в советские времена по ГОСТам, которые не устраивали ЕЭС. Осталось всего несколько заводов, остальные, а их были десятки в Прибалтике, закрылись. Запад заплатил компенсацию за закрытие, но она пошла в карман хозяину, а простой народ остался без работы.
– Элементарное избавление от конкурентов?
– Совершенно верно! Чтобы продукция соответствовала евростандартам, надо выложить солидную сумму за сертификацию. Таких денег у малого и среднего бизнеса нет! На момент вступления надо было пройти подготовительный период. Разъяснить людям, что нас ждет, какие проблемы. Но тогда было по принципу – хватай мешки: вокзал отходит! Латвийская экономика ко вступлению в ЕЭС была не готова.
– А крупные промышленные предприятия остались на плаву? Например, автозавод “RAF” или знаменитый завод, выпускающий радиоприемники “VEF”?
– Автомобильный обанкротился одним из первых. За ним “VEF”, “Radiotehnika” и другие. Целлюлозно- бумажный комбинат был гигантом в отрасли, его тоже нет. Оборудование порезано в металлолом, цеха и помещения переданы в аренду как складские помещения. Из легкой промышленности на плаву оказались предприятия по производству ликеро-водочных и кондитерских изделий. Мясо-молочное производство сохранилась. На полях ничего не сеют, зато буренкам раздолье и надои высокие.
– Какова в Латвии цена мяса?
– Дешевле, чем у вас. Вырезка в переводе на ваши деньги стоит около 25 грн. против ваших 40.
– Какая средняя зарплата?
– Если говорить не о высокооплачиваемых работниках, а о среднем классе, получается $ 200 -300. Но у нас очень высокие коммунальные тарифы. Например, за двухкомнатную коммунальную квартиру в зимний месяц надо выложить до $200.
– То есть коммунальные платежи cравняли с европейскими?
– Да, а уровень жизни практически не повысился. Вообще, по оценкам, он самый низкий в Европе. Хотя “коммуналка” и у вас пошла вверх, по рекомендации МВФ. Скоро нас и догоните.
– Во время вступления в Евросоюз эйфория и радость были?
– Чувствами и переживаниями никто не интересовался. Этого очень хотела молодежь. Как только открыли границы, парни и девушки массово выехали в Европу. Те, кто обладал какими-то знаниями или навыками в работе, без особых проблем трудоустроились и получают приличные (по сравнению с Родиной) деньги. Общаясь с коллегами-бизнесменами, узнал, что сейчас из-за такой массовой миграции уже чувствуется недостаток рабочей силы. По-иному дела обстоят с поколением от 40 и старше. На плаву чиновники, занимающие руководящие посты, удачливые предприниматели.
– Какое пенсионное обеспечение в Латвии?
– В моем доме живут две бабушки. Летом еще терпимо, а вот зимой питались только молоком и крупой. Государство помогает, списываят часть долгов по коммуналке, но этого недостаточно. Нищета пожилых просто заедает!
– Нищета для всех, или латышам легче?
– Да без разницы. Проблемы на всех одинаковые навалились. У нас правительство сумело остановить агрессивный национализм в народе. Он сохранился частично на государственном уровне, так, отношения с Россией натянутые.
– Осталась ли проблема русскоязычного населения, которому не предоставили латвийское гражданство?
– Таких людей много. “Неграждане” не имеют права работать на государственных должностях, служить в полиции и армии, голосовать и избираться. А при выезде за рубеж им надо оформлять визу. Получить гражданство не так легко. Надо присягнуть на верность республике, сдать экзамены по языку, истории, законодательству. Многие на это не решаются.
– Насколько помню, раньше в Латвии была ситуация, если выяснялось, что русского брали на работу без знания языка, то к работодателю применяли административное наказание?
– Формально, по закону да, но на бытовом уровне все происходит не так. Работать некому. Действительно, раньше были установлены три уровня знания латышского языка, и выдавались специальные удостоверения. Третий уровень давал человеку становиться юристом, сотрудником правоохранительных органов, занимать руководящие посты. Но этот экзамен сдавали единицы. Легче было тем, кто родился в латышской семье и окончил школу со знанием языка. Второй уровень позволял стать рабочим, инженером, даже директором, но не выше. Наконец, самая низшая степень. Имея ее, человек, мог устроиться лишь сторожем. Так вот, проверяющие могли приходить на рынок и требовать у торговцев удостоверения. Бывало, продавцы работали с первым уровнем. Штрафовали их хозяев. Два-три раза такое нарушение – и хозяина лишали права аренды рабочего места или помещения, применяли и более жесткие меры. Со вступлением в Евросоюз количество проверяющих сократили до минимума. Предполагаю, что если они и ходят, то редко.
– Русскоязычные школы остались?
– Нет, ни одной. В соответствии с реформой образования, все русские школы перешли на преподавание 60% предметов на латышском языке.
– Вернемся к бизнесу. Где легче открыть дело – в Украине или Латвии? Где выше налоги?
– Налоги по размерам сопоставимы. НДС и там и здесь – 18%. Социальный налог в Латвии от начисленной зарплаты 38%, здесь 32%. Начать бизнес и там, и тут – проблем больших нет. А вот развивать? В Украине выгоднее за счет населения. У нас 2,3 млн. жителей, у вас 46. Если на одну торговую точку в Латвии придет один человек, то здесь десять. Понятно, тут работать выгоднее. Во вторых, я уже говорил, что евростандарты мешают работать небольшому бизнесу. Он зачастую не может до них дотянуться.
– Как дела обстоят с коррупцией и взятками?
– Что там, что здесь ситуация одинаковая! Но в Латвии больше боятся огласки. Если полиция поймала на горячем – сложнее откупиться. Да и чиновники внаглую, в открытую не вымогают. Хотя дорожно-патрульные полицейские у нас гребут, как и ваши. Подходы только разные. Ваш гаишник прямо говорит, сколько ему надо, латышский в руки деньги не возьмет. Пригласит себе в машину и попросит бросить купюру на пол. При этом минимальная сумма взятки $10, при его зарплате $ 500 .
– И последний вопрос: на Ваш взгляд, Украине надо в ЕЭС?
– На мой взгляд, не стоит. Страна к этому не готова, пока не развита промышленная база и конкурентоспособное фермерство. Пока местные предприниматели не смогут достойно представлять свою продукцию на международном уровне. Причем не единично, а массово. В противном случае экономика начнет чахнуть, а для простого украинца это будет шок. А для европейцев будет процветание, так как сюда они начнут завозить свои товары, ставить свое производство, так как здесь дешевая квалифицированная рабочая сила. Все мелкие и средние предприниматели будут задавлены, как и остальной национальный производитель. А чтобы усилить позиции местного бизнеса, надо лет 20, и можно ему не помогать, а просто не мешать. Так что лучше учиться на наших ошибках.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |