Президент Украины Виктор Янукович во время своего визита в Херсон уже предостерегал руководство облгосадминистрации от «маниловского» увлечения масштабными инвестиционными проектами, на реализацию которых неоткуда взять средства. Но эта чиновничья болезнь, по-видимому, не лечится. Стоило уехать главе государства, как губернатор Николай Костяк опять увлеченно поделился с публикой новой идеей — углубить фарватер Днепра от лимана до Антоновского моста с тем, чтобы Херсонский морской торговый порт смог принимать контейнеровозы водоизмещением до 50 тысяч тонн. И тем самым возместить часть доходов, потерянных из-за нынешнего резкого падения объема перевалки грузов.
От прожектерских заявлений до реализации бизнес-программ на практике у нас, как известно, времени проходит много. Но даже планы очередного грубого насилия хозяйственников над хрупким мирком днепровских плавней ихтиологи и экологи готовы встретить в штыки. И к их аргументам, право же, стоит прислушаться повнимательней — ведь это и наш мир тоже. — Херсонский морской канал, по которому движутся крупнотоннажные суда, проходит по Днепровско-Бугскому лиману и притокам Днепра, являющимися средой обитания ценных промысловых видов рыб. Существенное углубление фарватера здесь однозначно будет иметь негативные последствия для водных обитателей . Извлекая на всем его протяжении слой ила, мы рискуем оставить на этом месте бесплодный грунт, где растительность еще долго не восстановится. Кроме того, взбалтывание воды земснарядами приведет к ее помутнению. Как следствие, снизится концентрация фитопланктона и уменьшится численность растительноядных видов рыб—таких, как лещ, карп, карась. Ее придется восстанавливать искусственно, закупая малька на рыбоводческих предприятиях и выпуская его в реку. А это дополнительные затраты. Еще один важный вопрос заключается в следующем: куда планируют девать сотни тонн ила, вынутого со дна на фарватере? Одно дело, если его будут использовать как природное удобрение или просто перемещать на сушу. Но у нас, экономии ради, излишки грунта, образовавшиеся после дноуглубительных работ, чаще просто высыпают в водоем на каком-то другом участке и при этом хоронят под слоем ила растения, рыбью икру, моллюсков. Если таким манером от донных отложений примутся избавляться в пределах всего судоходного канала, водоемам неизбежно будет нанесен колоссальный урон. Поэтому перед подготовкой фарватера к проходу судов-«пятидесятитысяч- ников» не обойтись без специальных исследований с участием экспертов из рыбохозяй- ственных организаций, — убежден профессор Херсонского государственного аграрного университета, доктор наук Исаак Шерман.
Перспективы появления в низовьях Днепра гигантских контейнеровозов, сейчас бросающих якорь не ближе Ильичевска и Одессы, не слишком привлекают и простых херсонцев. У многих из них имеются дачи в низовьях Днепра, а волна от больших судов может привести к разрушению берега, причальных сооружений, да и самих домиков, построенных близко к урезу воды. Согласиться пожертвовать своими фазендами в плавнях ради увеличения доходов порта — на это у нас едва ли найдутся желающие.
Капитан Херсонского морского торгового порта Иван Ефименко говорит, что есть способ гасить разрушительную волну, и он очень прост: при проводке контейнеровозов снижать скорость движения с нынешних 9 до 7 узлов.в час. Тогда укреплять берега вроДБ бы не понадобится. Но эффективность ограничения скорости надо еще проверять на практике, а это возможно только после того, как в порт придет первый «пятидесятитысячник».
— Согласно последним промерам, глубина Херсонского морского канала сейчас составляет от 7,6 до 10 метров, что позволяет заводить с моря суда водоизмещением до 32 тысяч тонн. Для проводки судов на 50 тысяч тонн минимальную глубину на фарватере необходимо увеличить еще на два метра. Технически это возможно, хотя наверняка потребует огромных затрат, ведь протяженность морского канала составляет 21 морскую милю (эта миля равна 1,85 км) по Днепровско-Бугскому лиману, и еще 15 миль по Днепру, Рвачу, Ольховому Днепру. Для этого предстоит координировать усилия ' нескольких регионов и ведомств — ведь часть Херсонского морского канала, проходящая по лиману, находится в ведении николаевского предприятия «Дельта-лоцман», — со знанием темы представляет читателям самый полный расклад капитан ХМТП Иван Ефименко.
Насчет денег для задач по расширению и углублению фарватера Днепра губернатор Херсонщины Николай Костяк обмолвился невзначай, что «выгодное вложение средств» будет стоить около 500 млн. гривен. Рассчитывать на то, чГо трещащая по швам госказна вот так запросто разорится на полмиллиарда ради выемки грунта из. Днепра в нынешнее кризисное время, по меньшей мере, наивно. На это и Президент Украины намекнул вполне недвусмысленно. А олигархи, жаждущие вложить свои капиталы в «раскопки» Днепра, в очередь у здания облгосадминистрации почему-то не выстраиваются.
О том, что денег на закапывание их в реку сейчас нет и у порта, можно судить и по весьма уклончивым высказываниям его руководства. Скажем, в недавнем интервью, которое сотрудник ХМТП Мирон Буба взял у его начальника Сергея Игнатенко, тот в ответ на предельно» конкретный вопрос об инвестициях выразился крайне расплывчато: «Безусловно, есть заинтересованные люди, есть компании, которые готовы инвестировать в этот проект. Видится нам и участие государства» (цитата). Так говорят, когда хотят изобразить хорошую мину при плохой игре.
Иными словами, кошельки у приверженцев «углубительной» идеи полны разве что благими намерениями. Но, может, это и к лучшему, что дальше разговоров дело не сдвинется?..
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |