ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Куда бы нам полмиллиарда закопать?
24.03.2011 / Газета: Новий день / № 13 / Тираж: 36600

Президент Украины Виктор Янукович во время своего визита в Херсон уже предостерегал руководство облгосадминистрации от «маниловского» увлечения масштабными инвестици­онными проектами, на реализацию которых неоткуда взять средства. Но эта чиновничья бо­лезнь, по-видимому, не лечится. Стоило уехать главе государства, как губернатор Николай Костяк опять увлеченно поделился с публикой новой идеей — углубить фарватер Днепра от лимана до Антоновского моста с тем, чтобы Херсонский морской торговый порт смог прини­мать контейнеровозы водоизмещением до 50 тысяч тонн. И тем самым возместить часть доходов, потерянных из-за нынешнего резкого падения объема перевалки грузов.

От прожектерских заявлений до реализации бизнес-программ на практике у нас, как извест­но, времени проходит много. Но даже планы очередного грубого насилия хозяйственников над хрупким мирком днепровских плавней их­тиологи и экологи готовы встретить в штыки. И к их аргументам, право же, стоит прислушать­ся повнимательней — ведь это и наш мир тоже. — Херсонский морской канал, по которому движутся крупнотоннажные суда, проходит по Днепровско-Бугскому лиману и притокам Днеп­ра, являющимися средой обитания ценных про­мысловых видов рыб. Существенное углубле­ние фарватера здесь однозначно будет иметь негативные последствия для водных обитате­лей . Извлекая на всем его протяжении слой ила, мы рискуем оставить на этом месте бесплод­ный грунт, где растительность еще долго не вос­становится. Кроме того, взбалтывание воды земснарядами приведет к ее помутнению. Как следствие, снизится концентрация фитопланк­тона и уменьшится численность растительно­ядных видов рыб—таких, как лещ, карп, карась. Ее придется восстанавливать искусственно, закупая малька на рыбоводческих предприяти­ях и выпуская его в реку. А это дополнительные затраты. Еще один важный вопрос заключается в следующем: куда планируют девать сотни тонн ила, вынутого со дна на фарватере? Одно дело, если его будут использовать как природ­ное удобрение или просто перемещать на сушу. Но у нас, экономии ради, излишки грунта, об­разовавшиеся после дноуглубительных работ, чаще просто высыпают в водоем на каком-то другом участке и при этом хоронят под слоем ила растения, рыбью икру, моллюсков. Если та­ким манером от донных отложений примутся избавляться в пределах всего судоходного ка­нала, водоемам неизбежно будет нанесен ко­лоссальный урон. Поэтому перед подготовкой фарватера к проходу судов-«пятидесятитысяч- ников» не обойтись без специальных исследо­ваний с участием экспертов из рыбохозяй- ственных организаций, — убежден профессор Херсонского государственного аграрного уни­верситета, доктор наук Исаак Шерман.

Перспективы появления в низовьях Днепра гигантских контейнеровозов, сейчас бросаю­щих якорь не ближе Ильичевска и Одессы, не слишком привлекают и простых херсонцев. У многих из них имеются дачи в низовьях Днепра, а волна от больших судов может привести к разрушению берега, причальных сооружений, да и самих домиков, построенных близко к урезу воды. Согласиться пожертвовать своими фазен­дами в плавнях ради увеличения доходов порта — на это у нас едва ли найдутся желающие.

Капитан Херсонского морского торгового порта Иван Ефименко говорит, что есть способ гасить разрушительную волну, и он очень прост: при проводке контейнеровозов снижать ско­рость движения с нынешних 9 до 7 узлов.в час. Тогда укреплять берега вроДБ бы не понадобит­ся. Но эффективность ограничения скорости надо еще проверять на практике, а это возмож­но только после того, как в порт придет первый «пятидесятитысячник».

— Согласно последним промерам, глубина Херсонского морского канала сейчас состав­ляет от 7,6 до 10 метров, что позволяет заво­дить с моря суда водоизмещением до 32 тысяч тонн. Для проводки судов на 50 тысяч тонн ми­нимальную глубину на фарватере необходимо увеличить еще на два метра. Технически это возможно, хотя наверняка потребует огромных затрат, ведь протяженность морского канала составляет 21 морскую милю (эта миля равна 1,85 км) по Днепровско-Бугскому лиману, и еще 15 миль по Днепру, Рвачу, Ольховому Днеп­ру. Для этого предстоит координировать усилия ' нескольких регионов и ведомств — ведь часть Херсонского морского канала, проходящая по лиману, находится в ведении николаевского предприятия «Дельта-лоцман», — со знанием темы представляет читателям самый полный расклад капитан ХМТП Иван Ефименко.

Насчет денег для задач по расширению и углублению фарватера Днепра губернатор Херсонщины Николай Костяк обмолвился невзначай, что «выгодное вложение средств» будет стоить около 500 млн. гри­вен. Рассчитывать на то, чГо трещащая по швам госказна вот так запросто разорится на полмиллиарда ради выемки грунта из. Днепра в нынешнее кризисное время, по меньшей мере, наивно. На это и Президент Украины намекнул вполне недвусмысленно. А олигархи, жаждущие вложить свои капита­лы в «раскопки» Днепра, в очередь у здания облгосадминистрации почему-то не выстраи­ваются.

О том, что денег на закапывание их в реку сейчас нет и у порта, можно судить и по весь­ма уклончивым высказываниям его руковод­ства. Скажем, в недавнем интервью, которое сотрудник ХМТП Мирон Буба взял у его на­чальника Сергея Игнатенко, тот в ответ на предельно» конкретный вопрос об инвестици­ях выразился крайне расплывчато: «Безу­словно, есть заинтересованные люди, есть компании, которые готовы инвестировать в этот проект. Видится нам и участие государ­ства» (цитата). Так говорят, когда хотят изоб­разить хорошую мину при плохой игре.

Иными словами, кошельки у привержен­цев «углубительной» идеи полны разве что благими намерениями. Но, может, это и к лучшему, что дальше разговоров дело не сдвинется?..

Автор: Сергей ЯНОВСКИЙ


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту