Возможно, уже в этом году Херсонщина обзаведётся передвижной лабораторией по проверке качества нефтепродуктов. Благодаря этому защитники прав потребителей смогут оперативно запрещать реализацию горючего, на котором, как говорится, далеко не уедешь
Радостной новостью о передвижной лаборатории 15 марта во время круглого стола, посвящённого Всемирному дню прав потребителя, поделилась заместитель начальника областного управления по делам защиты прав потребителей Лариса Хабрат. Кабмин выделяет 27 миллионов гривен на приобретение для регионов транспортных средств, их переоснащение в передвижные лаборатории и их аттестацию, потому как в последнее время водители Украины и Херсонщины в частности всё больше рискуют нарваться на «бракованное» горючее. А наличие аттестованной мобильной лаборатории позволит защитникам прав потребителей без промедления запрещать продажу бензина, характеристики которого далеки от «идеальных».
«Сложно отбирать образцы на анализ, когда государство не предусмотрело на это средства, а в законодательстве сказано, что делать это нужно не за счёт субъекта хозяйствования, – отмечает Лариса Хабрат. – Экспресс-методы анализа качества бензина, которые мы использовали раньше, применить в суде невозможно: они только позволяют на месте выявить некачественный бензин и уже потом отбирать или не отбирать образцы для лабораторных исследований». Стоимость одного такого исследования – порядка 600 гривен. К тому же оно может продолжаться и неделю, и две, говорит Лариса Григорьевна. За это время партия горючего, образец которого исследовали, как правило, уже давно продана, и если оказывается, что в бензине есть недозволенные «бонусы», запрещать реализацию этого топлива нет никакого смысла. «Передвижные лаборатории дают возможность сразу выявлять и запрещать продажу такого бензина», – подчеркнула заместитель начальника управления.
Следует отметить, что в тех миллионах гривен, которые Кабмин выделяет на решение «бензиновой» проблемы, забиты и средства на образцы горючего для анализа в передвижных лабораториях. В прошлом году в бюджете на эти цели денег не было, а потому многие области не исследовали качество бензина, которым заправляют автомобили в их регионе. Херсонщина же – в числе немногих, кто не пустил этот вопрос на самотёк. «Мы благодарны “Херсонстандартметрологии”, так как большинство анализов это предприятие делало для нас за свой счёт, – рассказала Лариса Хабрат. – Образцы отправляли в киевскую лабораторию, где проводили исследования. У нас нет аттестованных лабораторий, а если они есть, то все “находят общий язык”. Поэтому мы отправляли образец в независимую лабораторию, и там его браковали…»
По словам заведующей сектором контроля качества и безопасности продовольственного и непродовольственного рынка Оксаны Земцовой,
в 2010 году специалисты облуправления проверили 22 АЗС. Из проверенных 378 тысяч литров бензина 149 тысяч литров были забракованы и сняты
с реализации. Причины – отсутствие необходимых документов на горючее, доступной для потребителя информации, а также несоответствие стандартам. Штрафные санкции составили 60 тысяч гривен. Оксана Александровна отмечает, что в прошлом году были забракованы 4 образца бензина разных производителей (украинских и одного зарубежного). В некоторых из отобранных образцов выявили несоответствие по октановому числу (его уровень оказался занижен), ещё в одном – превышение содержания серы. Как говорит Оксана Земцова, облуправление по делам защиты прав потребителей обращалось в центры стандартизации в тех областях, где был произведён «бракованный» бензин, но в ответах сказано, что на оптовых складах этот бензин качественный. «То есть тяжело проследить, на каком этапе теряется качество, – поясняет заведующая сектором. –
А страдает в конечном итоге потребитель».
Лишним доказательством тому стало выступление присутствовавшего на круглом столе представителя одного из субъектов хозяйствования, занимающихся реализацией нефтепродуктов в розницу: приобретённая оператором оптовая партия бензина оказалась некачественной, хотя на горючее имелся сертификат соответствия. Поэтому и возник спорный момент: защитники прав потребителей «бракованный» бензин выявили, а оператор виновным себя не считает – откуда ему было знать, что горючее «с сюрпризом»? Документы-то были в порядке… Тем не менее эту партию бензина реализатор всё-таки распродал.
Кроме претензий к качеству топлива поступают жалобы и на недобросовестное заполнение бака горючим. Причём наряду с обращениями по поводу недолива на рассмотрении есть и две жалобы на… «перелив». В одном случае транспортное средство заправили большим объёмом газа, чем то, на которое рассчитан его бак, в другом – якобы залили «лишний» бензин: при том, что бак рассчитан на 60 литров, техника на заправке «отчиталась», что залито 70 литров.
Оксана Земцова посоветовала автолюбителям, если они сталкиваются с такими или подобными ситуациями, обязательно сохранять чек и жаловаться в облуправление по делам защиты прав потребителей. «Не сможем помочь мы – будем помогать обращаться в суд», – резюмировала специалист.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |