Еще за 1500 лет до новой эры врачи Древней Индии давали профессиональную клятву. Что же касается европейской культуры, то многие сотни лет отношения медик-больной формировались под влиянием этики Гиппократа (460-370 гг. до н.э.) и его клятвы, одно из основных положений которой гласит: “В какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больного…”.
Гиппократ считал уважение к личности больного одним из главных условий успеха лечения. Ибо разве может вылечить тот, кто унижает личность пациента?
Напомним основные требования медицинской этики: оказание больному психологической поддержки в затруднительных ситуациях, предоставление необходимой информации о здоровье, непричинение вреда, благодеяние и справедливость.
В теории звучит красиво, а как на практике?...
Жестокость ради отчетности?...
Недавно в общественную приемную Херсонского областного фонда милосердия и здоровья (ХОФМЗ) пришла на прием молодая женщина со своими житейскими невзгодами. Разговорившись, она в числе других рассказала странную историю о своем опыте общения с медиками.
Светлана обратилась в одну из городских поликлиник с жалобами на некий дискомфорт в организме. Ее направили сдать анализы в женскую консультацию. Ожидая ответ с результатами анализов, женщина вернулась к привычной жизни.
И вот 7 марта ей позвонила медсестра и сообщила, что у Светланы якобы нашли раковые клетки и ей нужно немедленно явиться на прием к врачу. Схватив на руки маленького ребенка, Светлана понеслась в лечебницу. От страха она была чуть жива, по дороге поставила себе все самые страшные диагнозы, прикинула, сколько дней жизни у нее осталось, и даже начала составлять план, на кого оставит ребенка...
Когда она добралась до регистратуры, оказалось, что врачей уже нет, а медсестра комментировать анализы отказалась. При этом она простодушно проговорилась, что именно 7 марта в поликлинике не хватало какого-то анализа, дабы закрыть отчетность, и Светлану вызвали, чтобы она сдала этот анализ.
О том, как прошли выходные и праздники в семье Светланы, нетрудно представить. По ее словам, никто из близких ни о чем, кроме раковых клеток в ее организме, не мог думать, настроение у всех было похоронное.
Когда же 9 марта она пришла в поликлинику, врач объяснил, что никаких раковых клеток у нее нет, а есть банальная эрозия, которая лечится вполне успешно.
– Неужели для этих людей, которым мы доверяем свое здоровье, важнее всего статистика? – не может поверить Светлана. – Неужели ради отчетности можно быть такими жестокими? Неужели они не понимали, какой ужас переживали в эти дни я и мои родные? Ведь от такой “заботы” о здоровье вполне может случиться инфаркт!
Эту историю можно было бы посчитать досадным недоразумением, но – увы! Консультант общественной приемной ХОФМЗ Наталья Козаренко говорит, что жалобы на равнодушие, высокомерие медиков приходится выслушивать довольно часто.
Рабочий момент или «катастрофа»?
Вот еще одна история, рассказанная в той же приемной Херсонского областного фонда милосердия и здоровья. Молодая женщина Людмила на протяжении нескольких лет периодически проходит обследование на гормоны в областной лаборатории. Пришла она очередной раз за результатами анализов, а медсестра их не отдает, посылает Людмилу к лаборанту: “Вам там все расскажут”. Пока женщина спускалась в лабораторию, она от испуга нашла у себя все симптомы заболеваний, которые можно выявить по анализу крови, расплакалась и пришла к лаборанту уже “смертельно больной”. Оказалось, случилась ошибка то ли при заборе анализа, то ли с реактивами, и в ответе допустимая норма гормона была превышена в тысячу раз. Поэтому лаборант решила “заглянуть в глаза пациентке” – визуально проверить, нет ли у той базедовой болезни? И дала команду в регистратуру: результат анализа не отдавать, а пациентку прислать в лабораторию. При этом ни лаборант, ни регистратор не утруждали себя поисками щадящей формы “присылания”, не сочли нужным объяснить, что в анализе какая-то ошибка. В результате пациентка пережила сильный стресс, который вполне может серьезно навредить ее здоровью.
Мы решили поинтересоваться у заместителя начальника здравоохранения Херсонского горсовета Татьяны Денисенко, проходят ли херсонские медики какие-либо аттестации, обучение этике, курсы повышения квалификации. Татьяна Владимировна рассказала:
– Весь медперсонал: врачи раз в пять лет, сестры – чаще проходят аттестацию. В этот курс входят и вопросы деонтологии (взаимоотношение медработников с пациентами).
– Но почему тогда так много жалоб в последнее время на неэтичность медиков?
– Если говорить о первой истории, то ведь эрозия – это предрак. Я не знаю, что сказал медработник, но, вполне возможно, что, услышав слово “предрак”, женщина в эмоциях “сгустила краски”. Есть еще один аспект, объясняющий, почему иногда медики говорят “жестко”. Для врача термин “предрак” считается рабочим моментом, а для обывателя – это, конечно, “вселенская катастрофа”. Вероятно, медсестра и пациентка не поняли друг друга.
Но возможно, если человеку сказать, что у него ничего страшного не обнаружено, а просто надо подлечиться, то большинство успокоится и в больницу уже не пойдет. А если “ошарашить”, что у него нашли клетки, которые являются предраковыми, то он все бросит и будет сдавать анализы и лечиться. И хотя бы так медик может стимулировать человека проявить заботу о своем здоровье.
Пациента встречают «по одежке»
А вот мнение известного в Херсоне кардиолога, кандидата наук, члена правления Ассоциации “Медконсолидация” Виктора Кутового:
– Часто врачи назначают необоснованно дорогие исследования. Пациента встречают “по одежке”, и если видят, что он состоятелен, – пускают “по малому” или “большому кругу”, когда на анализы и всевозможные обследования пациент просто выбрасывает от $ 500 до 5 тыс.
Грустно: даже из самых благих намерений, пытаясь заставить пациента позаботиться о своем здоровье, врач не уважает его личность – считает нормальным устраивать стрессы, заставлять страдать.
Если же принять точку зрения о “выколачивании денег” посредством ненужных анализов и исследований, то вряд ли стоит называть это медициной и ожидать бережного отношения к здоровью пациента.
По мнению многих экспертов, основные проблемы нашей системы здравохранения – тотальное нарушение конституционного права на здоровье и крайне низкое качество медицины. Большинство украинцев – 63% – считает нашу систему охраны здоровья опасной (“Социоконсалтинг”, 2007 г., )… И с тех пор мало, что изменилось. В странах, которые принято называть развитыми, пациентки, о которых мы рассказали выше, непременно написали бы жалобы на медиков, а то и подали бы иски в суд, требуя компенсации морального вреда. Увы, украинцы, даже вымирая, не решаются судиться с нашей медициной. А безнаказанность, как известно, развращает.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |