ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Алло! Скорая?
31.03.2011 / Газета: Вгору / № 13 / Тираж: 10000

К сожалению, наша жизнь состоит не только из приятных мгновений, но и из проблем. Зачастую их приносят болезни, приходящие внезапно, и тут без срочной медпомощи не обойтись. И мы набираем 103.

Взгляд в прошлое

История скорой помощи уходит во времена древности. Вероятно, она возникла еще ранее, чем сформировался первобытно-общинный строй. А первая станция скорой возникла в 1897 году в Варшаве. Затем примеру последовали Лодзь, Вильно, Киев, Одесса, Рига. Потом – Харьков, Петербург и Москва.

В Херсоне станция скорой появилась в 1927 году. До этого ее роль выполняли доктора. Благодаря врачу Михаилу Григорьевичу Кафу, был организован круглосуточный фельдшерский пост на ул. Октябрьской революции. В 1932 году станцию перевели на улицу Декабристов, 48. В пятикомнатном доме три помещения занимала станция, а два – квартира врача. На станции дежурил фельдшер. Больных доставляли для госпитализации в больницу Тропиных.

Во время оккупации 1941-1944 года немцы беспокоились только о своем здоровье, и лишь после освобождения города херсонские врачи начали возрождать станцию. На вызова приходилось ходить пешком, машины требовались на фронте. Больных перевозили на попутках и на конных повозках. В городе было 6 круглосуточных медпостов. С марта 1946 введен график дежурств больниц по экстренной помощи, который действует и поныне. Шли годы. Станция скорой расширялась, пополнялась автотехникой, оборудованием и квалифицированными специалистами. Полномасштабное развитие наступило, когда “скорую помощь” возглавил Александр Ризович Ягофаров. При нем работало свыше тысячи человек, из них 221 врач. Ежедневно на линию выходило 33 бригады.

На переднем крае обороны здоровья

В один из мартовских дней автор этих строк побывал на станции скорой мед помощи им. Александра Ягофарова. Захожу к старшему врачу Елене Дяченко, проработавшей на скорой с 1971 года. Она вводит меня в курс: “На 19 часов с 9 утра прошло 162 вызова. Средняя цифра за сутки 340, но иногда бывает до 380. Это перед выходными и в праздники. Тогда сильно возрастает нагрузка на 24 бригады. Весной довольно часты простуды с высокой температурой. Бывает повышенное давление, астма. Изредка травмы, но бытовых случаев мало, в основном их получают в пьяных драках. В последние годы растет количество сердечно-сосудистых заболеваний, и возрастной порог неуклонно снижается. В последний раз инсульт диагностировали у 18-летней студентки!”.

В 1990 году Александр Ягофаров для борьбы с этим коварным недугом организовал центр для оказания помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения. Специализированная бригада выезжала к пациенту и оказывала помощь. Если больного было невозможно транспортировать, его оставляли дома, и он попадал под контроль другой бригады. Ее медики постоянно объезжали подопечных и проводили лечение. И происходило чудо: большинство людей возвращалось к нормальной жизни. Невозможно подсчитать, сколько херсонцев спасли от смерти и инвалидности. Но министерские чиновники в белах халатах решили, что на это тратится много денег и Центр закрыли. Теперь кривая смертности от сердечно сосудистых заболеваний постоянно идет вверх, а за сухими цифрами стоят ушедшие навсегда человеческие жизни. Зато наверху довольны – сэкономили деньги и создали видимость работы.

Оперативный отдел

В небольшой комнате две сотрудницы – Валентина Сидорова и Галина Мищенко принимают звонки. Галина, работающая здесь 42 года, рассказывает: “Вызова идут постоянно, к ним привыкаешь, но иногда в трубку несется пьяная ругань, вопли. Малолетние юнцы развлекаются”.

На карточке вызова, в зависимости от сложности, ставится одна или две красные полосы. По транспортеру карточки переправляются к радиооператору и диспетчерам. Они распределяют их по трем подстанциям, расположенным в разных районах города. Работа не прекращается ни на минуту. Удивительно, как эти женщины выдерживают такой бешеный ритм по 24 часа. Иногда здоровье дает сбой. Когда готовилась статья, стало известно, что одна из диспетчеров госпитализирована с инсультом в тяжелом состоянии.

“Сегодня, когда дорожают медикаменты, некоторые малообеспеченные пожилые люди предпочитают не ходить в аптеку, а вызвать скорую. Наши медики отказать не могут и делают укол. На следующий день история повторяется. Но иногда нам делают подарки. Как-то на вызов к сыну предпринимателя Алексея Рыбакова приехала наша бригада на стареньком “рафике”. Бизнесмен, увидев машину, подарил станции новенький “УАЗ”.

В нынешнее время работу медперсонала скорой легкой не назовешь. Несведущему кажется, что сутки через трое можно потерпеть. Но ведь это вершина айсберга. За сутки на бригады ложится тяжелейшая нагрузка и огромная ответственность. Проблем на вызове хватает. Это и закрытые ночью железные двери многоэтажного дома. Отсутствие в городских кварталах уличного освещения и указателей улиц и номеров домов. Хамство, а порой и агрессия близких родственников больного.

“Как-то приехала бригада по вызову, а на лавочке женщина с мужем”, – рассказывает диспетчер Людмила. Супруг с заплетающимся языком и запахом перегара пояснил, что его половине плохо стало. Разобрались, выяснили – дама с третьего этажа упала. А вообще по вечерам побитые и покалеченные доставляются, как правило, с мест, где расположены питейные заведения. Это и есть криминогенные очаги, что подтверждается милицейской статистикой и вызовами скорой. На ХБК, например, это улица Мира, где расположены ночные кафе, одно из них – “Крик души”. Сегодня из “Крика...” уже одного посетителя увезли на операцию. Собеседник бутылкой в лицо запустил, а та разбилась. Часто пострадавших привозят с дискотек. Время тяжелое. Люди теряют работу, пьют целыми днями, в итоге – “белая горячка”. В этом состоянии человек крайне опасен, мозг уже ничего не контролирует. Зачастую нашей спецбригаде приходится приложить немало сил, чтобы утихомирить больного”.

На вызове

На пульт поступает сообщение: ДТП на Бериславском шоссе. С доктором Аллой Компанеец и фельдшером Максимом Якутовым выезжаем на вызов. Дорога напоминает стиральную доску, “Газель” вибрирует всем кузовом. Наконец, мигающие аварийные огни врезавшихся в ограждение “Жигулей”. В свете фар другого автомобиля лежит пешеход. Этот сельский житель устроил прогулку посреди трассы, попивая самогон. Водитель заметил человека в последний момент. Спасая его жизнь, не думая о своей и пассажира, резко свернул влево и врезался в забор. Маневр спас жизнь гуляке, но столкновения избежать не удалось. Бортом пешехода сбило с ног. Пострадавшего укладывают на носилки и заносят в машину. В салоне медики устанавливают предварительный диагноз: черепно-мозговая травма и раны головы. Врач и фельдшер работают молча, без суеты. Постоянные выезды приучили понимать друг друга с полуслова. Машина едет в город, но набрать скорость невозможно из-за ям на асфальте. Водитель начинает лавировать, одновременно вспоминая городские власти «незлым тихим словом». Улицы пустынны, но водитель включает “мигалку” и сирену, а перед перекрестком притормаживает. Предосторожность оказывается не лишней. На площади Ганнибала водитель иномарки, не обращая внимания на машину скорой, медленно начинает поворот. “В правилах написано, что нам дается преимущество, но и в то же время указано, что мы должны обеспечить безопасность движения. В результате во всех ДТП с участием скорой признали виновными наших водителей. Но когда на борту находится тяжело травмированный человек, счет идет на секунды!”, – возмущается водитель. Наконец заезжаем в областную больницу. Пешехода везут в приемный покой. Алла начинает заполнять документы.

Возвращаемся на базу, по радио водитель запрашивает разрешения вымыть салон – носилки запачканы грязью и кровью. Заезжаем в гараж. Врач с фельдшером идут в комнату отдыха, я остаюсь с водителями. В динамике диспетчер постоянно выдает номер машины, которой ехать на вызов. Почти полночь, но интенсивность вызовов не спадает.

Проблемы сегодня

“Скорая помощь, по существу, передний край обороны здоровья, – рассказывает главврач скорой Валентина Курсина, 12 лет возглавляющая коллектив. “Но проблем все больше. Одна из них – топливо. Оно дорожает каждый день, а закупать мы его можем только с соблюдением тендерных процедур. В в прошлом году стоимость бензина А-92 составляла чуть больше 7 гривень, а сегодня взлетела до 9.80 за литр! А сложность тендера отталкивает поставщиков. В Днепропетровске медикам скорой пришлось обратиться за помощью к такси. Владельцы фирм пошли навстречу, и горожане не остались без врачебной помощи. У нас, надеюсь, до такого не дойдет.

В прошлом году городской бюджет нам выделил 17 млн. гривень. Из них 80% – зарплата. 1200 тыс. уходит на ГСМ, 200 тыс. грн. на закупку медикаментов. Денег не хватает. Надо минимум 20 млн. гривень. Требуется постоянно обновлять автопарк. “Газели” рассчитаны на 4-летний срок, но благодаря нашим умельцам, они ездят 8 лет”.

Хотят как лучше?

Сегодня наше правительство напоминает диверсантов во вражеском тылу. Только одни намерения провести пенсионную реформу привели к тому, что со “скорой” ушло 8 квалифицированных врачей. В районах области в селах уже почти уничтожены ФАПы (фельдшерско акушерские пункты). Теперь возникла новая идея. Станции скорой собираются укрупнить, понятным языком – ликвидировать в нескольких районах. Например, скорая из Чаплынки будет обслуживать Ивановский и еще несколько районов. Зато можно будет показать неутомимую деятельность и отрапортовать о значительной экономии денег на местах. Человеческое здоровье и жизнь в расчет не берутся. До 2012 года предписано ликвидировать специализированные экипажи. Если сейчас, например, к ребенку на вызов выезжают врачи-педиатры, то с Нового года будет выезжать общепрофильная бригада. По приказу минздрава уже были расформированы специализированные бригады по лечению инсульта. Печальный итог известен херсонцам.

Тем не менее, наши медики продолжают работать и в этих сложных условиях. И каждый день и ночь едут туда, где необходима их помощь.

Автор: Олег Грушко


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту