Сегодня многие считают, что явно устаревшая форма содержания жилищного фонда в виде ЖЭКов не в состоянии эффективно обслуживать дома и обеспечивать качественными услугами их жильцов
В виде альтернативы людям предлагают создавать общества совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Точкой зрения о перспективах развития ОСМД в Херсоне, а также о наметившейся тенденции появления новых игроков на рынке ЖКХ – управляющих компаний поделилась Алёна Ротова
(на фото), председатель Херсонского отделения Всеукраинской ассоциации «Укржитлоексплуатація».
- Алёна Ильинична, похоже, в Херсоне процесс отказа от услуг ЖЭКов приобретает массовый характер. И особой радости от этого ни у ЖЭКов, ни у городских властей не наблюдается…
- Добрая слава эффективных новообразований прямо отражается на стабильном увеличении их количества в нашем городе. На сегодняшний день около 300 домов в Херсоне стали ОСМД. Действительно, наметилась тенденция к увеличению этой цифры. Качество обслуживания жилого фонда
ЖЭКами – давно уже притча во языцех. Позитивные изменения в части жилого фонда, которая освободилась от ЖЭКов, видны. Причем в течение 8 лет этот процесс шёл медленно и без патроната херсонской мэрии. Все управляющие ОСМД были брошены на произвол судьбы, существовали сами. Кому-то повезло – получали дотации на капитальные ремонты, кому-то не везло – занимались текущим обеспечением жилого дома самостоятельно. Системного ликбеза ни со стороны районов, ни со стороны городских властей не было.
- Сейчас горисполком поменял тактику и хочет возглавить процесс реформирования. Во благо ли это горожанам?
- Наметившаяся тенденция к выходу из-под контроля, в том числе финансового, части жилого фонда испугала и ЖЭКи, и их руководство, и херсонскую городскую власть. Всё вышеизложенное говорит о том, что передел в сфере жилфонда вступил в активную фазу.
Количество ОСМД растет как на дрожжах. Люди высказывают свою активную гражданскую позицию и четко понимают, что жить хуже они уже не будут. Граждане уверены, что их кровные, собранные в виде квартплаты, будут использованы по назначению – для жилого дома. А это ни много ни мало от 10 до 30 тысяч гривен в месяц. Жильцы справедливо рассуждают, что даже если эти небольшие деньги ежемесячно вносить на содержание жилфонда, то его состояние будет постепенно улучшаться.
- Но большинство новых ОСМД не отказывается от помощи города, не снимает дома с баланса горжилуправления.
- В этом и кроется проблема херсонских властей. Дом, где есть ОСМД, не уходит с баланса горжилуправления, а значит ответственность за него, а точнее – за его конструктивные элементы, остается на мэрии. А вот управленческие функции переходят к участникам ОСМД. Его председатель от имени жильцов вправе самостоятельно выстраивать взаимоотношения с соответствующими структурами. И, что не менее важно, жильцы-совладельцы самостоятельно определяют объем квартплаты и контролируют её распределение, устраняя от этих процессов и ЖЭК, и горжил-управление.
- Сейчас много говорят о необходимости создания управляющих компаний. Что за этим стоит?
- ЖЭКи, которые привыкли только собирать деньги и не оказывать услуги, но иметь все права по ведению исковой работы в отношении жильцов, теряют и финансы, и рычаги управления. Мэрия также утрачивает административное влияние. Кому же это понравится? В этой ситуации много «озабоченных». К тому же правительство планирует выделить только в этом году около 100 миллионов гривен на развитие ОСМД. И конечно, ни ЖЭКам, ни горжилуправлению не хочется терять эти деньги. Поэтому заинтересованы в создании компаний по управлению жилфондом все, не только в мэрии. Анализируя херсонскую прессу, мы видим всплеск активности некоторых председателей ОСМД. От кого-то из них уже прозвучало предложение создать городскую управляющую компанию. Уже есть и желающие её возглавить, чтобы контролировать денежные потоки. Но только этим нельзя ограничиваться, поскольку в жилом фонде комплекс проблем: и отопление, и канализация, и водоснабжение, и кровли. Проблемы эти надо решать, а не просто собирать деньги в еще одну структуру.
- Как же жильцам разобраться в ситуации? Какой управляющей компании поверить? Где гарантии, что управляющей компанией не назовется бывший ЖЭК?
- Ответ прост. В городе существуют три серьезные общественные организации, которые доказали свою состоятельность, пришли с конкретной помощью в каждый дом и действительно помогли в решении трудных вопросов. Например, Игорь Семенчев в большей степени занимался проблемами поселка Антоновка и части Днепровского района города. «Херсонцы» доказали свою состоятельность в Комсомольском районе города. Общественная организация «Возрождение Херсона», которую курирует депутат городского совета Андрей Путилов, помогла в большей части жителям Таврического микрорайона. Придя в эти организации, можно получить тот реальный действенный совет по созданию и руководству управляющей компанией. Обращайте внимание на лидеров общественных организаций, ведь еще год назад с каждым из них была возможность общаться во дворах и на встречах в трудовых коллективах. А потому каждый наверняка определился, кому доверять. Подумайте сами: где раньше была мэрия, её управители с управляющими компаниями? Что мешало год-два назад четко понимать, что ситуация в жилом фонде кричащая, что кровли текут, что лифты стоят, дворы замусорены, детских площадок нет? Только спустя полгода после выборов все прониклись одной темой: как получить доступ к финансовому ресурсу, который уплывает из рук. А где гарантии, что вновь созданные структуры не будут новой трансформацией ЖЭКа? Гарантий таковых нет. Система управления не меняется, руководство не меняется, специалистов в отрасли нет. Есть всем вам известные народные нувориши. Они и будут пытаться управлять вашим жилфондом далее. Спрячутся под новыми вывесками вроде «Управляющая компания “N”».
- Как специалист в области ЖКХ можете ли дать конкретные рекомендации по поводу выбора управляющей компании?
- Мой совет прост: заключая договор с любой управляющей компанией, делайте это на период не более трех месяцев, с требованием вложить финансовый ресурс конкретно в ваш жилой фонд. И если управляющая компания заходит к вам со своим бюджетом и за эти три месяца без вашей квартирной платы ремонтирует вам кровлю, запускает лифт и приводит в порядок двор, тогда к вам пришли честные люди. А если вам будут рассказывать о титульных списках и возможности получения бюджетных средств в будущем, то вы и так имеете на это право, без их участия. Обходитесь без таких. Количество голодных ртов, которые мечтают сесть на ваши собственные бюджеты, у вас будет меньше. Вы и сами сумеете разобраться с проблемами вашего дома.
Что же касается политики, то сфера жилищно-коммунального хозяйства должна быть отделена от политики раз и навсегда, так как предпочтение к политическим партиям давно сформировано. Впереди 2012 год, будет дано много новых обещаний, в регион приедет много толстосумов, желающих быть здесь выбранными. У вас еще будет время разобраться, с кем вам по пути.
Думайте и не спешите...
- Спасибо за беседу.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |