ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Любовь по расписанию
08.04.2011 / Газета: Вгору / № 14 / Тираж: 10000

Брачные контракты придумали давно, но украинцы смогли оценить их на своем опыте лишь с 1992 года, когда этот документ у нас официально узако­нили. В Херсоне, например, заключают их очень немногие. Неужели мы склонны так безоговорочно дове­рять слову любимого? Или дело в чем-то другом, напри­мер, в стоимости этого документа?

«Удовольствие» обзавестись брачным контрактом, вроде бы, не из дешевых; сто­ит от 200 до 500 гривень как минимум (0,85 грн. госпошлина, остальное приходится на стоимость бланков и услуги нотариуса). Но, с другой стороны, делить, например, квар­тиру — еще дороже.

По мнению херсонского нотариуса Ири­ны Воеводиной, брачные контракты -по сравнению с другими странами — у нас не очень популярны, потому что законы Укра­ины и так хорошо подстраховывают права супругов. Кроме того, сам документ можно оспорить при разводе, если второй половине «достается» меньше, чем предусмотрено за­конодательством . К тому же есть другие, бо­лее «эффективные» лазейки — свою кварти­ру переоформить на мать или подарить сес­тре, чтоб супругу не досталась — и не оспо­рит, и противоречий не возникнет.

Тем не менее, польза от брачного контракта рее же есть.

Шуба «по наследству»?

Мои знакомые поженились, когда брачных контрактов еще и в помине не было. Прожили душа в душу не один десяток лет. Во время бракамуж, «сгорая» от любви, нада­рил супруге и золота с бриллианта­ми, и шубу норковую до пят. И вдруг встретил он «молодуху»... Стали раз­водиться-судиться. Украшения дос­тались бывшей Ж6Н6) Я 66 шуба — мужу. Почему так судья решила, вопрос отдельный. Главное, что муж на самом деле требовал вернуть ему 2000 грн. за эту шубу, а получил — целиком. И что с ней делать? Йред- приимчивый молодящийся холос­тяк подарил ее своей новой пассии. А когда и с той не сложилось, шубу «по привычке» отобрал, и отдал — следующей ничего не подозреваю­щей спутнице жизни. И так ходит до сих пор «меховая мечта» от одной красавицы к другой.

Наверное, многие слышали об этой истории, потому что в брачных контрактах частенько оговаривает­ся, кому же при разводе достанутся подарки, и шубы в том числе.

А для кошерности места — нет

В практике Ирины Николаевны (с1998года) такой документ удосто­веряли 20 пар. За прошлый год — только 3. Многие думают, что брач­ный контракт надо заключать пе­ред свадьбой, но составить и заве­рить его можно и во время брака, и даже перед разводом — такие случаи тоже были. Инициаторы контрак­та — и мужчины, и женщины в рав­ной степени.

Половину брачных контрактов херсонки заключили с женихами, прибывшими в поисках своей су­женной из Израиля и Испании. Один израильтянин даже просил внести пунктик: «чтобы жена не ко­шерной еды в дом не приносила», но ему посоветовали упор сделать на материальные вещи (в частно­сти, оговорить, какую компенсацию получит жена в случае развода). Еще часть клиентов Ирины Николаев­ны — местные предприниматели.

Кто в доме хозяин?

Чаще всего оговаривают: кому достанется дом, кому машина, а кому холодильник, телевизор или компьютер, чтобы «все, что я на­жил, осталось со мной».

Были случаи, когда в официаль­ном документе указывали, кому мыть посуду, кто будет готовить и отводить детей в садик, сколько комплиментов в день муж обязан делать жене или же в какое время и как супруги будут исполнять свой супружеский долК И какие за неис­полнение штрафные санкции: 50 алых роз, поездка к теще, покатать любимую супругу на машине (соот­ветственно она за рулем) или же со­вместный просмотр ее любимого се­риала. Правда, эти условия счита­ются «формальными», то есть их нельзя отстоять в суде. Да и как про­верить и где «сыскать» свидетелей, чтобы подтвердить: приносила ли каждое утро жена кофе в постель?

Пунктика на случай, если кто- то из супругов «загулял, херсонцы не вносят. А тем более не требуют компенсации за душевные страда­ния. Ведь их еще нужно доказать. И сначала надо заплатить суду 5% пошлины от желаемой суммы ком­пенсации. Ачто получишь в резуль­тате судебной тяжбы, да и полу­чишь ли — неизвестно.

«Шкура неубитого медведя»

Одна пара пришла к нотариусу со своим образцом документа — це­лых десять страниц мелким шриф- том. Они указали не только, как будет распределена их существую­щая квартира, но и старались пре­дусмотреть все случаибудущей жиз­ни. Вдруг у них появятся акции, кому достанутся меха и драгоцен­ности (конечно же, если таковые будут), а если вдруг купят машину, то кто станет ее владельцем в слу­чае развода. Не забыли указать се­мейные обязанности и распорядок дня. Для будущих детей (пока не рожденных) тоже нашлось место: муж обещал оплатить их обучение в Гарварде. Над таким контрактом пришлось «поработать» целую не­делю, чтобы включить все пожела­ния супругов и при этом документ не противоречил закону. Такие брачные контракты Ирина Никола­евна называет смешанными, пото­му, что в них оговариваются не только денежные вопросы.

А вообще подобные контракты могут заключать и гражданские супруги, только называться они будут по-другому: договор осрвмес- тном проживании. А для пар, со­стоящих в браке, но живущих от­дельно: договор о раздельном про­живании.

Шуточные договора

Некоторые молодые люди гово­рят, что брачные контракты были бы значительно популярнее, если бы кроме вопросов имущества в них рассматривались еще и вопросы по­ведения тещи.

А еще можно найти массу занят­ных семейных договоров, не имею­щих нотариальной ценности, но гре­ющих душу и поднимающих настро­ения новобрачным. Чаще всего их распечатывают и подписывают на застолье, под красочные коммента­рии тамады и веселящихся гостей.

Автор: Анна Тимофеенко


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту