ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Как выжить предпринимателю
08.04.2011 / Газета: Вгору / № 14 / Тираж: 10000

То, чего так боялся мелкий бизнес и с нетерпением ожидал средний и крупный, произошло – с 1 апреля в полном объеме вступил в силу Налоговый кодекс.

Изменений вроде и немного, но они существенные: для крупных предприятий уменьшился налог на прибыль, новосозданные компании могут воспользоваться налоговыми каникулами, а у предпринимателей-“упрощенцев” появились серьезные проблемы. Юрлицам теперь запрещено относить к расходам затраты на приобретение товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физлиц, работающих на едином налоге – отныне они обязаны вначале заплатить со своих денег налог на прибыль (23%), а уже после этого перечислять деньги “упрощенцу”.

Естественно, предприятию в таком случае с предпринимателем-единоналожником работать экономически нецелесообразно. Например, многие супермаркеты уже стали меньше работать с физлицами, которые в большинстве своем – поставщики овощей и фруктов.

Официальная позиция авторов НК такова: изменения сделаны для того, чтобы юрлица не могли обналичивать через “упрощенцев” деньги с расчетного счета. Также очень часто предприятия оформляли своих работников частными предпринимателями на едином налоге и, соответственно, экономили на подоходном налоге и отчислениях в соцфонды. Зампред Государственной налоговой администрации (ГНАУ) Александр Клименко называет такие цифры: “Сегодня по “упрощенке” работают 1,1 млн. предпринимателей, 400 тысяч из них имели договорные отношения с юрлицами. Из них около 170 тыс. участвуют в схемах минимизации налогов для юрлиц: государство недополучило в госбюджет около 1 млрд грн. налога на доходы физических лиц и около 2 млрд грн. соцвзносов”. Но, прикрывая схему ухода от налогов, авторы НК заодно лишили работы и ни в чем не повинных 230 тыс. предпринимателей, оказывающих услуги бизнесу. Как им быть?

Также отметим, что несладко и предпринимателям, оказывающим услуги для физлиц – они не успели адаптироваться к изменениям в законодательство, вступившим в силу еще с 1 января: сколько и кому платить, какие отчеты, когда и кому сдавать.

Кому, когда и сколько платить

Единый налог. Ставка не изменилась – от 20 до 200 грн. на усмотрение местного совета (из них 57% перечисляют на счета Пенсионного фонда Украины)

Единый социальный взнос. Максимальную сумму предприниматель выбирает самостоятельно, но нельзя перечислять меньше 34,7% от минимальной зарплаты. Поскольку мин. зарплата с 1 апреля 2011 года равна 960 грн., то минимальный размер единого взноса за апрель составит 960 грн. х 34,7% = 333,12 грн. Итого, от 353,12 грн. до 533,12 грн. (в зависимости от ставки единого налога)

Внимание! Единый соцвзнос уплачивается не позднее 20-го числа следующего месяца (например, за апрель необходимо уплатить не позднее 20 мая). А единый налог – наперед (за май нужно заплатить до 20 апреля).

По ком ударил кодекс

Эксперты говорят, что от вступления в силу нормы НК, запрещающей юрлицам работать с упрощенцами, пострадают прежде всего те предприниматели, у кого себестоимость услуг превышает 60% оборота и есть наемные сотрудники. Например, производство офисной мебели, мелкие перевозки, полиграфия, услуги по ремонту офисов и производственных помещений. Чтобы заработать, таким предпринимателям необходимо вначале закупить материалы и оборудование.

Сейчас клиенты-юрлица согласны с ними работать, но при условии, что им сделают порядка 25% скидки (для оплаты налога на прибыль). Но чистый доход такого рода предпринимателей обычно не составляет более 30-40%. Если из них “скинуть” 25% на уплату налогов, то особого смысла работать нет. Даже если за год удастся оказать услуги по максимуму (на 500 тыс. грн.), а себестоимость из них составляет 300 тыс., то от 200 тыс. прибыли нужно отнять 130 тысяч на налоги. На зарплату 2 человек тогда остается 3-3,5 тыс. в месяц.

Исключение – для программистов

В НК есть лишь одно исключение – в статью расходов предприятия могут относить лишь услуги “упрощенцев”, работающих в сфере информатизации (код 72 в классификаторе видов деятельности). Почему для них сделали исключение? Потому, что эта отрасль приоритетная во всех странах: программисты платят минимальные налоги в Индии, в ЕС, в США, и даже в РФ и Беларуси. Ужесточив условия, государство могло эту отрасль потерять – поскольку она экспортно ориентированна, фактический налог в 23% сделал бы наших программистов неконкурентоспособными на мировом рынке.

А можно ли схитрить, записав у себя в видах деятельности услуги по информатизации – чтобы юрлица могли платить из расходов? Теоретически – да. Но лучше не рисковать: у любого налоговика появятся вопросы, если предприниматель оказывал, например, услуги по ремонту, а затем стал получать деньги за поддержку сайта. А уклонение от налогов – уголовное дело.

Где выход?

Выход для предпринимателей, работающих с юрлицами, – переход на общую систему налогобложения. Хотя предпринимателю и придется вести непростой бухгалтерский и налоговый учет, однако есть возможность вообще не платить никаких налогов (даже единого). Для этого нужно показывать налоговой, что во время работы появился не только доход, но и есть расходы (необходимые для ведения бизнеса), которые прибыль либо превышают, либо равняются ей. А если нет дохода – нет и налогов. Например, если вы занимаетесь перевозками, можно записывать в расходы затраты на топливо (собирать чеки со всех заправок).

Чтобы перейти на общую систему с упрощенной, нужно написать в налоговой заявление. Однако сделать это нужно до 15-го числа последнего месяца квартала (ближайший возможный срок – до 15 июня). Ближайший же квартал все равно придется работать на едином налоге: платить около 530 грн. в месяц вне зависимости от того, есть прибыль или нет.

Укрупнение бизнеса

Судя по настрою правительства, упрощенную систему рано или поздно ликвидируют – в НК прописано, что она действует до 2016 г. Но пунктом 154.6 статьи 154 Налогового кодекса установлена возможность для плательщиков налога на прибыль использовать ставку налогообложения в размере 0% – это и есть обещанные “налоговые каникулы”. Период применения льготного режима налогообложения установлен с 1 апреля 2011 г. до 1 января 2016 г. Другими словами, сейчас есть смысл отказываться от статуса частного предпринимателя и становиться директором Общества с ограниченной ответственностью (ООО). Отметим, что право на “налоговые каникулы” есть у всех компаний, зарегистрированных в течение последних 3-х лет, ежегодный объем доходов которых задекларирован в сумме, не превышающей трех миллионов грн., а среднеучетная численность работников в течение 3-х лет не превышала 20 человек. Также на льготу могут претендовать юрлица-плательщики единого налога, у которых за последний год объем выручки составил до миллиона грн., а число работников – до 50. Однако предусмотрено много исключений: не могут применять нулевую ставку предприятия, занимающиеся оптовой торговлей подакцизными товарами, горюче-смазочными материалами, деятельностью в сфере развлечений, созданные путем реорганизации, приватизации и корпоратизации.

Как зарегистрировать. Минимальный уставной фонд (капитал) “ООО” должен составлять не менее 1 минимальной зарплаты (960 грн.) и может формироваться как деньгами, так и имуществом (например, компьютером). Напомним, еще год назад требования к уставному фонду “ООО” были в 100 раз выше – такая сумма была слишком большой для многих предпринимателей, желающих укрупниться. Сегодня юристы за регистрацию предприятия “под ключ” берут около 3 тыс. грн. Можно обойтись и без них: побегать по госорганам 2-3 недели самостоятельно.

Сложности на старте. Поскольку “ООО” поначалу не имеет прибыли, никаких налогов платить не нужно вовсе, но надо каждый месяц самостоятельно заполнять отчеты и ездить в налоговую и фонды. Как только пойдут обороты, советуем нанять фирму, осуществляющую услуги по бухгалтерскому сопровождению (стоит около 1,5–3 тыс. грн. в месяц), а затем и бухгалтера (при увеличении объема работы).

Переход на электронную отчетность

Работа частного предпринимателя на общей системе налогообложения (либо укрупнение до ПП или ООО) пугает сложностью ведения бухгалтерского и налогового учета, а также необходимостью постоянно посещать госорганы (ежемесячно нужно сдать порядка 4–10 различных отчетов в нескольких учреждениях, расположенных в разных местах).

Но личный опыт показывает, что при небольших оборотах учет вполне можно освоить (особенно если взять консультацию у бухгалтера, который объяснит, как заполнять формы отчетов, и оставит образцы), либо можно просто взять бухгалтера-совместителя (они берут за услуги 1,5–2 тыс. грн. в месяц), а вот от необходимости тратить время на сдачу отчетов можно избавиться, если установить электронную систему подачи отчетности.

Для этого нужно заключить договор с одним из операторов электронной отчетности, которые сгенерируют электронные ключи для вас или бухгалтера (программный код, записанный на флешку). Затраты на год составляют около 1 тыс. грн., и они себя оправдывают, – чтобы это понять, достаточно несколько раз постоять в очередях.

Можно и бесплатно. Уполномоченный правительства Михаил Бродский советует обратить внимание на новую норму, прописанную в Налоговом кодексе. В статье 49.17 написано, что электронные ключи, необходимые для подачи отчетности, налоговики теперь должны выдавать за свой счет, а все реестры и электронные базы принадлежат государству и являются бесплатными. В ГНАУ подтвердили, что такая возможность есть. Для этого нужно либо получить в налоговой на флешке, либо скачать из интернета бесплатную программу “Податкова звітність” (по ссылке http://www.kyivsta.gov.ua/zvit/pz.htm). Правда, пользователи говорят, что она менее удобная, чем платные версии, но при отсутствии денег ее можно использовать.

Как закрыться

Для начала в райадминистрацию нужно подать заявление о прекращении предпринимательской деятельности. После этого в налоговой пишете заявление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения и сдаете свидетельство об уплате единого налога. Инспектор обязан провести проверку и по ее результатам выдать акт, с которым нужно посетить Пенсионный фонд: сдать отчет, показать акт проверки налоговиками и получить справку об отсутствии задолженности (если нет наемных работников, ее дают без проверок). То же самое повторите в фондах соцстрахования временной утраты трудоспособности, от несчастного случая на производстве и центре занятости. После этого нужно вернуться в администрацию и на основании собранных документов вас снимут с регистрации.

Кодекс доработают?

Сейчас идет подготовка законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс. Ходят слухи, что разработано несколько вариантов законопроекта, решающего проблему (хотят увеличить список видов деятельности, для которых сделают исключения).

Автор: Владислав Бовсуновский


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту