Как мы обещали своим читателям, в редакции «ДН» за «круглым столом» собрались представители комиссии по обоснованности тарифов, не согласные с мнением, что цель комиссии достигнута, работа ее завершена, а в процессе проверки ДЕЗ не было выявлено никаких «глобальных» нарушений. Свои наблюдения и выводы нам представили представители общественности Н.П.Чебенеева и Т.В.Топоровская, депутат горсовета Е.А.Михайлова.
Общение было долгим и бурным, у каждого из присутствовавших было что сказать, ибо нарушений и просто вопиющих фактов проверка выявила немало. Правда, официального айв по результатам работы комиссии еще нет. Когда он будет оформлен — неизвестно. По причине отсутствия официального акта от комментариев отказалась и чета Варламовых, которая также была в составе комиссии по проверке тарифов.
Как растут тарифы
Согласно ст. 22 Закона «О жилищно-коммунальных услугах» ДЕЗ обязана возвращать жильцам деньги за не предоставленные в полном объеме услуги. Например, техобслуживание лифта в тарифе составляет 0,356 грн./кв.м. Фактически договор с «Каховлифтом» заключен на сумму 648709 грн. Площадь домов с лифтами составляет 213532,2 кв.м. При разбивке на 12 месяцев оплата должна составлять 25,3 коп./кв.м. Соответственно, 0,356 грн. — 0,253 грн. = 0,103 грн. То есть, на 10,3 коп. с каждого квадратного метра работники ДЕЗ уже обязаны уменьшить тариф.
Техническое обслуживание внутри- домовых сетей — 0,425 грн./кв.м, а после отключения отопления — 0,286 грн./кв .м. Из 0,425 грн./кв.м 40% платим за холодную воду (т.е. 0,17 грн./ кв.м), а 60% — за отопление и горячую воду (т.е. 0,255 грн./кв.м).
Соответственно, после отключения тепла в тарифе осталась только холодная вода, т.е. 0,17 грн./кв.м. Если 0,286 — 0,17 = 0,116, то жильцам нужно эту услугу пересчитать и вернуть 11,6 коп. с каждого кв. м.
Вывоз мусора по цене 0,198 грн. за кв.м «ушел» из тарифа в связи с передачей этой услуги другому предприятию. Значит, 1116 тыс. грн. останется в доходах ДЕЗ.
Вот и судите сами, нужно было на 80% подымать тариф? Я думаю, нет. Необходимо просто привести в соответствие «заоблачные» зарплаты для ИТР и умерить необоснованные расходы ДЕЗ, особенно на топливо, — уверена Татьяна Владимировна.
Что почем
Если раньше меня поражали заявления мэра, — продолжила она, — то недавно поразил глава правительства Азаров, который заявил, что тарифы на коммунальные услуги в Европе дороже в 5-10 раз, чем у нас. Так вот, господа хорошие, средняя зарплата в пересчете на гривну в Германии — 33704, США — 31248, России — 7151, в Украине — 2353 грн. в месяц. Если пересчитать все коммунальные услуги на трех человек, проживающих в трехкомнатной квартире, то стоимость услуг составит в Германии — 2,13 грн./ кв.м, США — 1,15 грн./кв.м, России — 9,13 грн./кв.м, в Украине — 11,78 грн./кв.м.
Это у нас тарифы на услуги ЖКХ в 5-10 раз выше, чем у всего цивилизованного мира.
А теперь вернемся к реальной жизни нашего города. Мэр Коваленко все время обвиняет правительство в том, что директорам коммунальных служб приходится повышать тарифы по независящим от них причинам: «Хіба винен Каневський, що росте ціна на електроенергію та мінімальна зарплата?»
- Так вот, господин мэр, повышение цены на электроэнергию никоим образом не может повлиять на услуги Каневского, так как в тарифе на нее приходится всего 6%. При повышении ее стоимости на 15% в сетке тарифа ДЕЗ она составит 6,9%. Зато зарплата у ИТР в ДЕЗ на уровне директоров заводов на 1.10.2010 г. — 3733 грн. Поэтому три дня и не давали данные по зарплате, думаю, было неудобно.
Бумажные метлы
Проверяя затраты на уборку придомовой территории, члены комиссии решили поговорить с дворниками. Люди удручены, что за свой труд зарабатывают по 100, а иногда и по 50 грн. в неделю. Инструмент практически не получают. Раз в месяц им выдают только мыло и рукавицы. Если убирают за другого человека — доплаты не получают. Все имеют задолженность по зарплате (хотя Каневский категорически это отрицал). Но в первичных документах совсем другая «картина». Если верить бумаге, то ежемесячно покупались: метлы, веники, ведра, лопаты, черенки, тачки, замки, краска, грабли, секаторы, сапы, топоры, кисти для побелки и покраски. Только интересно, для кого? Дворники обломали все кусты на веники, а по бумагам, ДЕЗ купила 389 метел...
Куда «уезжают» деньги?
Самой интересной и «бизнесовой», по словам Татьяны Владимировны, оказалась статья затрат по вывозу и утилизации мусора. Начнем с того, что автопарк КП «ДЕЗ» состоит из 29 машин, в том числе 4 тракторов по два Т-16 и Т-40. Руководство ДЕЗ арендует еще 7 единиц транспорта, в т.ч. 2 трактора: Т-16 и Т-40. Причем, арендует у своих собственных частных фирм — «Энергии» (принадлежащей Г.Каневскому) и «Шах- ман» (начальнику аварийной службы ДЕЗ). При этом договоры аренды не имеют регистрации ДЕЗ и не завизированы юридическим отделом. Когда комиссия затребовала счета по оплате арендованного транспорта, то оказалось, что топливом заправлялись все семь машин, а оплата проходила только по четырем.
ЗИЛ-130 и экскаватор фирмы «Энергия» целый год заправлялись бензином по 300 л в месяц и дизто- пливом по 412 л в месяц, но навряд ли оказывали услуги ДЕЗ, т.к. счетов по оплате аренды на эти машины нет. Да и сам Каневский до проверки расхода топлива уверял, что ЗИЛ просто так стоит на территории ДЕЗ.
Акты сверки с фирмами «Энергия» и «Шахман» предоставлены комиссии не были.
Далее, ДЕЗ имеет 5 легковых машин, но Каневский арендует еще и «Ланос» за 1303 грн. в месяц. Да плюс бензин по 1740 грн. в месяц и оплата водителя — 2000 грн. (данные 2009 года). Если посчитать, во сколько громаде города обходится содержание начальника ДЕЗ, то набегает весьма внушительная сумма.
Радиус Новой Каховки 5 км, а руководители ДЕЗ, не оказывая никаких услуг, кроме аварийных, списывают ежедневно топлива на 5 машин в расчете на 60 — 80 км пробега. Точно также служба АДС, независимо от количества вызовов, ежедневно списывает бензина на 70 км (даже в дни, когда вызовов 3-4 в день).
Бензин А-95 на газонокосилки списывают с апреля (когда трава еще и не появилась) по октябрь (когда она уже высохла). Ежемесячный расход топлива на КП «ДЕЗ» составляет от 4000 до 5200 л в месяц. При том, что все текущие ремонты делаются сторонними организациями.
Например, фирма ПП «Резник» произвела ремонтов капитального характера (хотя документы оформлены как на текущие ремонты) на сумму 83000 грн. Пока рабочие ДЕЗ сидят без зарплаты, «Резник» по документам производит ремонты по отоплению в феврале-марте 2009 г., когда отопление в городе уже было полностью отключено с 15.02.2009 г.
Виртуальная территория
Как экономист, Н.П.Чебенеева изучала бумаги, предоставленные комиссии, с законодательной и нормативно-правовой точки зрения и, конечно, экономической обоснованности. Прежде всего, она обнаружила, что ДЕЗ грубо нарушено постановление №529 в части необходимости расчета тарифов на каждый отдельный дом. 2-х и 3-х этажные дома ДЕЗ объединила, притом не стоящие рядом. При таком объединении каждая составляющая тарифов выросла в разы из-за прикрепления к этим домам огромной территории. Данные о состоянии жилого фонда, необходимые для расчетов потребности рабочей силы, принимаются по техническим паспортам, которых в ДЕЗ нет. Настоятельная просьба комиссии предоставить хотя бы акты на придомовую территорию, включаемую при расчете уборки, удовлетворена не была. Значит, разница в тарифе на «уборку придомовой территории» — необоснованна, т.к. не подкреплена основополагающими документами, и должна быть пересчитана. (Разница для домов от 0,08 грн. до 0,50 грн.).
Зарплата плюс доплата
Формироваться зарплата должна не только на основе действующих норм обслуживания и объемов выполняемых работ, но и повышения продуктивности труда и уровня качества работ и услуг («Гапузева Угода» раздел 1; п. 1.1.2). В коллективном договоре это не оговорено.
Зарплата, тарифная составляющая, пересчитывается в ДЕЗ регулярно. Даже в 2009 г., когда наступил кризис и правительство приостановило повышение зарплат, в ДЕЗ четыре раза пересматривались тарифные ставки и оклады, поэтому средняя зарплата у специалистов была 2219 грн. — выше средней по городу, у рабочих — 1181,80 грн.
Фонд зарплаты по предприятию фактически формируется с учетом начисления «дополнительной зарплаты». При этом перечня и размера доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам в коллективном договоре — нет. Нет этих начислений и в представленном штатном расписании. Затребованные документы для выяснения: кто же получает надбавки и за что не предоставлены.
Выплата индексации — 3238 грн.
производится в случае несвоевременного пересмотра тарифов и окладов. Но к ДЕЗ это не относится. Компенсация зарплаты — 34799,96 грн. — выплачивается в случае задолженности по зарплате, а Каневский и экономист говорят, что задолженности на предприятии — нет. Тогда за что же доплачивают?
Сумма по дополнительной зарплате, не подтвержденная коллективным договором и документами, составила по одним справкам ДЕЗ — 342,1 тыс. грн., по другим
248,8 тыс. грн. В фонд дополнительной зарплаты входит и премия, начисляемая работникам ДЕЗ, которая по одним справкам составила 323,0 тыс. грн., по другим — 310,4 тыс. грн. Причем недопустимыми являются показатели для премирования ИТР по ДЕЗ: «збір оплати за утримання житла; укладення договорів з населенням про надання послуг; своєчасне надання звітів про роботу підприємства; виконання розпоряджень міського голови; відсутність повторних скарг».
Кроме премии, в коллективном договоре предусмотрены выплаты на оздоровление во время отпуска, по итогам работы за год, оплата до 65% стоимости путевки в пансионат «Арабатская стрелка» («в разі несприятливих погод- них умов підприємство компенсує 100% вартості путівок»!).
Все эти выплаты возможны только за счет собственных средств предприятия (раздел 2, п.2. «Галузевої Угоди»), а не за счет тарифов — то есть, нас с вами!
По выводам' Н.П.Чебенеевой, в тарифе дополнительная зарплата начисляется не расчетным путем на основании факта 2010 г., а 30% надбавкой к основной зарплате, что недопустимо и должно быть пересчитано по законодательной базе.
«Мертвые души» ДЕЗ
Фактически задекларированных в форме 1С работников в ДЕЗ числится 197 человек, в отчете формы 1ПВ — уже 168, а в штатном расписании ДЕЗ представила 328 человек. На вопрос: «Какую численность закладывают в расчет?», экономист ДЕЗ ответила — 261. Отчеты по Пенсионному фонду и ведомости о фактически работающих, которым начисляется зарплата, ДЕЗ категорически отказалась предоставить. Комиссия произвела собственные расчеты численности по типовым нормам. Получились интересные факты. Если при типовой нор-, ме уборки в 5000 кв. м на 1 дворника ДЕЗ закладывает 6000 кв. м, то по расчету ДЕЗ дворников должно быть 40 человек, по нормативу — 44 человека, фактически начисляют зарплату на 50 человек. Получается разница в 10 человек, а это 13550 грн. в мес. Комиссия считает, что это «мертвые души», на которых начисляется зарплата, а кто ее получает — это должны выяснить компетентные органы.
Аналогичные расчеты комиссия провела и в отношении слесарей- сантехников, электрогазосварщиков, электриков, кровельщиков, штукатуров, маляров, водителей, садовников. По нормативу их должно быть всего 126 человек, а в штатном расписании их 264!
Сам себе начальник
Численность административно-управленческого персонала ДЕЗ — 64 человека на 126 основных повременщиков, т.е. на 2 рабочих — 1 начальник и специалист. такое соотношение недопустимо. — Визуально видны лишние люди, — заметила Надежда Петровна, — которых содержат собственники жилья, взамен не получая никакой отдачи: 11 начальников, в т.ч. штаба обороны, 4 человека в производственно-техническом отделе, 3 экономиста, 9 бухгалтеров, 2 юриста, 3 оператора компьютерного набора, 6 паспортистов, 5 мастеров-диспетчеров АДС, 2 коменданта-мастера.
При этом паспортисты должны числиться в паспортном столе города и содержаться за счет бюджета. Комендантов следует отнести в прямые затраты только на те общежития, в которых они работают. При нормальной работе ДЕЗ не с кем будет судиться за неоплату коммунальных платежей, и двух юристов не понадобится. Девятерых бухгалтеров нет даже на крупных предприятиях. А 3 экономиста делают несвойственную им работу — заключают договора. Работы чисто экономической в ДЕЗ на 1,5 человека и то, когда пересматриваются тарифы. На 4 человека производственно-технического отдела нет ни одного акта, замера и других документов. 11 начальников на каждые 10 рабочих, кроме мастеров, — нонсенс. В ДЕЗ не закреплены персонально территории и дома за начальниками и мастерами. Никто не производит осмотры домов, прилегающей территории, не контролирует качество и сроки текущего ремонта.
Также странно видеть в штатном расписании трех операторов компьютерного набора. Все специалисты должны владеть компьютером, а если нет, то пусть содержат наборщиков за свой счет или уступят место другим специалистам со знанием ПК.
Списание на прямые затраты
Н.П.Чебенеева, сверив расчеты экономистов ДЕЗ на спецодежду и » инвентарь, обнаружила, что они не подтверждены условием коллективного договора, вовсе не прописаны в нем или же не соответствуют реалиям. Так, для дворника тачка списывается за 24 месяца; коса, тяпка, грабли — за 12 месяцев; лопата за 6-12 месяцев. Наверное, эти нормы подходят тогда, когда чело- ' век работает инструментом целый день круглый год.
При проверке приобретения и списания материалов на прямые затраты по уборке территории комиссия выявила, что списано за год материалов на сумму 28070 грн., то есть, согласно норм, на 82 дворника вместо работающих 40. В списанных материалах проходят инструменты и материалы, которые не применяются дворниками: редуктора, фильтры, свечи зажигания «Bosch WSR», головки измерительные (190 грн.), присадки для диз- топлива, электроды, уголки и т.д. Также контейнеры (1228 грн.), покрышки с камерами (270 грн.). А вот халатов — 1, перчаток — 8 шт. Инструмент для работы и спецодежда выписываются не на всех.
Накладные расходы
Накладные расходы—это расходы на содержание административно- управленческого персонала и вспомогательного производства. Процент накладных расходов в тарифы на 2011 год экономист обязана включать по итогам года 2010. Но экономист ДЕЗ отказывается пересчитывать процент, который по 2009 году составил 147%. Мотивация простая: при относительно одинаковых материальных затратах в 2009 и 2010 годах зарплата основных повременщиков выросла, поэтому доля накладных упадет. Вот так искусственно завышая накладные расходы, экономист ДЕЗ искусственно увеличивает тариф. При проверке КРУ сделало замечание ДЕЗ, что с 2008 г. по 2009 г. расходы АУП выросли на 72,3%, а за 9 месяцев 2010 г. они уже были на уровне 2009 г.
В отличие от дворников, которые не получают инвентарь, трем уборщицам админзданий списано 26 метел, 48 резиновых перчаток и другой инвентарь в завышенных количествах. В накладных расходах есть чайники «Scarlett», фонари, тепловентиляторы, телефонные аппараты «Panasonic». Материалы, списанные на расходы АУП на сумму 18482 грн., состоят из неконтролированного расхода лампочек — в месяц 43 шт., в год — 516 шт., моющих средств, замков, кислорода, карбида и строительных материалов. Комиссия на месте проверяла результаты списания строительных материалов, но явных следов ремонта обнаружить не удалось — везде разруха и бесхозяйственность.
Мелочи жизни
Из командировочных расходов в сумме 8113,81 грн. 350 грн. потрачено на поездку в Киев 11 человек на консультации по методикам построения тарифов (при этом тарифами занимаются только 3 человека); 1458 грн. потрачено на поездки в Новомосковск Днепропетровской области, Запорожье, Макеевку Донецкой области для изучения методов работы и обслуживания в ЖКХ и ОСББ; 1070 грн. потрачено для подготовки и ремонта базы отдыха в Геническе; 669,83 грн. — на суды в Херсоне.
Расходы на связь — 13421,32 грн., из них — 2044 грн. на радиоточки в кабинетах; 374,40 грн. — на междугородние переговоры, 90% из которых личные и не имеют отношения к работе ДЕЗ.
Из расходов на подписку в 16265,87 грн. на 5116,96 грн. за счет тарифов подписана газета «Новая Каховка». Все остальные издания для бухгалтерии, экономистов и т.д. выписываются в количествах завышенных (некоторые по 10 экземпляров).
По статье «Канцтовары и бумага» числится сумма 26701,20 грн. Просматривая, из каких расходов состоит эта статья, комиссия приходит к заключению: такое количество канцтоваров и бумаги ни за год, ни даже за 3 года потратить Невозможно. Подробнее: бумаги выписывается столько, что ДЕЗ должна тратить в день более 4-х пачек по 500 листов.
Статья «Амортизация оргтехники» — 8671 грн. Судя по списанию затрат на оргтехнику, ДЕЗ в достаточном количестве,обеспечена компьютерами, принтерами, факсами, копировальными аппаратами, мобильными телефонами и кондиционерами. Вся эта оргтехника практически ДЕЗ списана, но находится в рабочем состоянии и может быть «растянута» при приведении предприятия в состояние банкротства. Все остальные статьи затрат АУП и общепроизводственных комиссии предоставлены не были.
Самые главные составляющие тарифов — текущий ремонт внутри- домовых сетей и конструктивных элементов, на которые ДЕЗ списывает основную часть поступфощих за оплату услуг средств. Их «расшифровку» и куда на самом деле идут эти деньги, участники круглого стола пообещали опубликовать в следующем номере газеты.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |