Так уж повелось в нашей благословенной стране, что в неприятные новости мы верим гораздо охотнее, чем в любой позитив. Есть даже такое правило: хорошие новости не продаются», это вам подтвердит любой, кто хоть сколько-нибудь связан с медиа.
Вот, скажем, недавно херсонцев «порадовали» ужасной историей о том, как на станции «Скорой помощи» закончился бензин. Причем традиционно сопроводили эту новость кошмарами: дескать, машины «Скорой» ездят только в единичных случаях на «тяжелые» вызовы, а в основном «103» предлагает горожанам добираться в больницу на троллейбусе. По мнению тех же комментаторов, городская власть традиционно «ничего не делает», а станция «Скорой помощи» неумолимо «гибнет». Некоторые СМИ даже сообщили о том, что «взяли проблему на контроль», и лишь только их усилиями удалось предотвратить трагедию.
- Действительно, сложилась такая ситуация, что на 29 марта у нас в запасе оставалось около ста литров бензина, — рассказала мне главврач ССМП им. Ягофарова Валентина Курсина. — Естественно, для нужд «Скорой», которой требуется, минимум, 600 литров в сутки, этого явно недостаточно. Получилось так по простой и общеизвестной причине: цена на топливо за последние месяцы выросла почти на 20%, и ранее выделенных денег просто не хватило до конца квартала.
И вот здесь самое время сказать, что, вопреки расхожему мнению, совершенно невозможно просто так взять и дать кому бы то ни было бюджетные деньги, пусть даже в самых экстремальных ситуациях. Нынешняя тендерная система закупок, которая призвана защищать бюджетные деньги от всяческих злоупотреблений, иной раз парадоксальным образом становится серьезной помехой для их эффективного использования. Во- первых, нужно немало времени для соблюдения всех формальностей. Но, самое главное, требования, которые должен исполнить победитель конкурса на поставку горючего, включают в себя множество условий, среди которых — и требование о сохранении неизменной цены в течение 3-х месяцев. С учетом реалий нашего рынка, поставщик, как правило, не согласен на такие условия. В месяц «Скорой» требуется около 18 тонн бензина, и если цена существенным образом возрастет, поставщик рискует вместо прибыли получить убытки. Вот и получается, что в тендере просто никто не хочет участвовать. А ведь для соблюдения всех правил нужен не один, а не менее двух желающих...
- Это серьезная проблема, — комментирует Сергей Черевко, заместитель городского головы, курирующий здравоохранение. — Мне, по сути, приходится буквально уговаривать поставщиков выставить свои предложения на конкурс. И делают они это неохотно, потому что продажа горючего на розничном рынке для них много выгоднее и гораздо проще, чем работа с бюджетными деньгами.
Однако говорить о том, что «Скорую помощь» «бросили на произвол судьбы», по меньшей мере, некорректно, утверждает Валентина Курсина:
- Мы собрались у С. Н.Черевко, обсудили эту ситуацию и нашли решение. Главные врачи других медицинских учреждений пошли нам навстречу, помогли в сложившейся ситуации. Нам передали топливо на 160 тысяч гривен для обслуживания станции «Скорой помощи» в течение апреля.
Помогли, чем смогли, и городские предприятия, и музыкальные школы, и даже сами горожане. Всем им врачи благодарны за оказанную поддержку. Но самое главное, что полноценная работа «Скорой» не прекращалась ни на минуту.
- Мы не допустили ни единого сбоя. Ежесуточно у нас было 250-290 вызовов, и все они были обеспечены. Мы ни одному гражданину Херсона не отказал.і А разговоры о выездах только на какие-то «сложные случаи» и вовсе непрофессиональны: по телефону ведь не определишь, насколько серьезным симптомом может быть даже банальная температура.
Сегодня дефицит горючего «Скорой» уже не угрожает. Тендер все-таки удалось провести, и договор на второй квартал — уже в процессе подписания. 24 бригады ССМП, ежесуточно работающие на линии, будут, как и прежде, выполнять свою нелегкую, но такую необходимую работу.
Скажу больше: у меня сложилось впечатление, что заминка с топливом — отнюдь не самая главная из проблем «Скорой помощи», которые требуют своего решения.
Например, несмотря на стопроцентное обновление парка машин, служба по-прежнему нуждается в хорошей технике.
- В течение 4-х лет эксплуатации наши автомобили почти полностью изнашиваются, хотя водители очень бережно относятся к санитарному транспорту, — говорит Валентина Курсина. — Но мы стараемся обеспечить необходимое обслуживание, 100 тысяч ежегодно нам выделяют из бюджета на запчасти. Мэр в этом нам вЬегда помогает, и водители его очень любят. Действительно, без всяких прикрас, я говорю это искренне, потому что Владимир Васильевич с большим уважением к нам относится. Он в курсе всех наших событий, знает наши нужды и проблемы, приезжает к нам и на праздники — День медработника, День автомобилиста.
Надо сказать, что основу сегодняшнего парка ССМП составляют машины на базе «Газели», которые, конечно, никак не назовешь самыми комфортными автомобилями. А ведь очень важно, чтобы на этапе доставки сложных больных тряска и толчки им не повредили. Поэтому врачи мечтают о современных, хорошо оснащенных машинах, хотя бы для специализированных бригад. Беда в том, что такая техника слишком дорога для нашего городского бюджета, а государство пока не торопится помочь, как, скажем, это было сделано в России.
Еще один вопрос, который пока не нашел своего решения, — нехватка персонала. Валентину Анатольевну это беспокоит, пожалуй, сильнее всего:
- Это проблема не только наша, это проблема и Украины. Мы сегодня укомплектованы кадрами на 65%. Тому есть множество причин: заработная плата очень маленькая, жильем трудно обеспечить медработников...
К тому же, по нынешним правилам, врачи других больниц практически лишены возможности помогать своим коллегам на «Скорой помощи»:
Раньше у нас весь город подрабатывал на станции «Скорой помощи». Но на сегодняшний день, к сожалению, у нас есть требования по специальному сертификату для врачей неотложной помощи. И без него никакой, пусть даже самый лучший, специалист не может сесть в экипаж авто с красным крестом.
Насколько целесообразно было вводить такую систему — не мне судить, но, может быть, сегодня стоило бы еще раз вернуться к этому вопросу.» Вполне можно предположить, что снятие таких ограничений создало бы неплохие возможности как для «Скорой», так и для врачей.
Тем более, что главврач ССМП убеждена: «Скорая помощь» должна бескорыстно служить людям:
Вероятно, и в нашем городе может быть создана кЬкая-нибудь частная клиника «неотложной помощи». Но, возможно, я не тот менеджер, который в современном мире должен возглавлять эту службу. • Скорая помощь» должна быть квалифицированной, бесплатной и доступной. Я в этом уверена, и это мое личное убеждение. Когда случается беда, не должен стоять вопрос о цене. Иной раз секунды решают все. Одно мгновение — и последствия могут быть очень тяжелыми. Повторюсь: не должен стоять вопрос о цене, и в критический момент человек должен брать в руки телефон, а не кошелек.
Так что любой херсонец, которому понадобится «неотложка», может быть в ней уверен. При всех сложностях нынешнего времени досужие домыслы о гибели «Скорой помощи» не имеют под собой решительно никаких оснований.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.063Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |