Общаясь с родственниками арестованных по обвинению в тор-. говле наркотиками, с понятыми, «проходящими» по этим делам, изучая документы, редакция газеты «Вгору» все больше убеждается: сотрудники правоохранительных органов ведут ка- кую-то свою загадочную игру, тасуя колоды старых дел: кого бы из прежних фигурантов опять посадить? А «разменная монета» в этой игре — изломанные судьбы херсонцев.
Летом прошлого года Президент заказал по Интернету наркотики с доставкой в Верховную Раду (и получил их). После этого милиция получила страшный «разгон». Об этом скандале говорили все СМИ.- И количество арестованных наркоторговцев резко увеличилось. Так, по данным УМВДУ, в Херсонской области во втором полугодии прошлого года было заведено 468 уголовных дел (за первые полгода — 251). Суды области вынесли 58 обвинительных приговоров сбытчикам наркотиков. Оправдательных приговоров — ни единого. По причинам незначительных процессуальных недоработок возвращено для дополнительного расследования 3 уголовных дела. В этом году, на конец марта, заведено 146 уголовных дел.
Но в погоне за «валом» показателей правоохранители часто сами преступают процессуальные и моральные человеческие нормы.
Доказательства фабриковали
Ранее судимого Виктора Слесаренко в очередной раз арестовали по обвинению в торговле наркотиками в 2005 году. В уголовном деле значилось, что тот 7 раз продавал наркотики. На каждый такой случай — кипа «убедительных документов»: закупщику в присутствии понятых выдавались по сто гривень, тот шел к Виктору, покупал у него шприц с темно-коричневым веществом. Этот шприц, опять же, при свидетелях, упаковывали и направляли на экспертизу. А та подтверждала: в шприце — ацетилированный опий. И хотя Виктор твердил, что невиновен, его и слушать не хотели. Тем более, что Виктора, якобы, задержали «на горячем». А потом, по требованию защиты, провели судебно-почерковедческую экспертизу. Вот тут-то и выяснилось: подписи понятых на талонах об изъятии у подсудимого шприцов, денежных купюр и смывов с рук — подделаны. После этого прокурор и суд признали: обвинение Виктора строилось на сфабрикованных данных. По идее, его надо оправдать. Но он уже провел три года в СИЗО. Кто-то должен за это ответить. И обвинители «вспоминают», что в уголовном деле еще фигурировали показания некоего Б., который якобы брал наркотик у Виктора в долг. Пока были более «серьезные» доказательства вины, слова Б. в суде даже не обсуждали. Зато в новой ситуации они очень даже «пригодились». В результате суд приговорил Виктора к лишению свободы на 4 года 3 месяца. Ровно столько он уже фактически отсидел в СИЗО- Спустя 22 дня после приговора его освободили «по отбытию срока». Но история на этом не заканчивается. Через полгода Виктора свГова задержали «за торговлю наркотиками». Причем один из понятых по новому делу уже умер, а второй признался в суде: подписывал документы, не читая и не присутствуя на закупках, потому что зависел от обноновца. Он присутствовал только во время задержания. Пока ждали следователя, Слесаренко сидел в машине. Два сотрудника райотдела забрали у него барсетку, отошли метров на 50 и что-то там смотрели. Вернулись минут через 10 и отдали сумочку владельцу. Потом, когда следователь подъехал, там нашли шприц с опиумом...
«Дежурный» понятой
Сейчас этот понятой, назовем его Сергеем, скрывается и от милиции, и от прокуратуры, и от СБУ: он вполне обоснованно боится за свою жизнь. Мы записали интервью с ним перед заседанием суда, где он собирался давать свидетельские показания.
Сергей рассказал, что был «дежурным понятым» в разных уголовных делах по наркотикам примерно в 20 эпизодах. С обноновцем его познакомил участковый. Ему предложили «помогать» за определенную плату, и он вначале согласился. А когда разобрался, куда «влип», отказался участвовать дальше. Но его предупредили: просто так не отпустят, слишком много знает. Сергей написал в прокуратуру заявление с признанием, как все происходило на самом деле.
И вот, накануне очередного заседания суда неизвестные встретили его после работы, избили и отобрали паспорт. Было темно, нападавших он не запомнил, но они сказали такую фразу: «Ты ж знаешь, у тебя завтра важный день». В суд Сергей не пошел — лицо было разбито. Тем не менее, с сохранившейся ксерокопией паспорта пришел на следующее заседание. Там мы с ним и встретились. На этом заседании суда Сергей рассказал, что съехал с квартиры, где жил, а о тех процессах, где проходит как понятой, узнает от знакомых. Из документов осталась только эта ксерокопия. Сейчас суд, чтобы приобщить его показания к делу, официально устанавливает личность Сергея. Свой контактный номер телефона Сергей оставил только судье.
Человек раздвоился
В другом уголовном деле, которое сейчас ведет судья Валентина Палькова, один из свидетелей обвинения под присягой тоже признался, что уже несколько раз был понятым по аналогичным делам. Судья уточнила, было ли это добровольно (некоторые активно сотрудничают с милицией из-за того, что от наркотиков пострадали близкие), на что свидетель отделался фразой: «Как же, будешь у них добровольно»...
Удивляет и то, что подсудимый по этому делу, Юрий Шилин, ранее сидел за мелкие кражи, последний раз — за угбн велосипеда, оставленного без присмотра. И вдруг, «переквалифицировался» в торговца наркотиками. В уголовном деле значится, что один день он торговал в парке возле аграрного университета, а в другой день — на ул. К. Маркса. Но понятые на суде вдруг сказали: все закупки были в одном месте. Под присягой обноновец заявил, что Юрий торговал на ул. К. Маркса. А почему в уголовном деле фигурирует парк, объяснил так: он зашифровал первое место закупки (заявил, что имеет на это право) согласно инструкции про оперативно- розыскную деятельность, но предоставить эту инструкцию в суд не может — она для служебного пользования (!?).
Да и по второму эпизоду тоже какое-то раздвоение подсудимого: по уголовному делу, он средь белого дня на многолюдной улице из своего шприца в шприц закупщиков перелил опий (и это понятые видят, сидя неподалеку в машине), и в то же время — на заводе в кассе получает зарплату!
И о деньгах. Во время задержания у Юрия якобы изъяли меченые (обработанные светящимся порошком) купюры по 50 и 10 грн. Их сложили в один пакет с его зарплатой, выданной «сотками». Так вот, судя по экспертизе, мечеными были не «полтинники», а сотки — они светятся ярче ...
Супруга Юрия говорит, что мужа после задержания несколько часов держали в РОВД, требуя, чтобы тот «работал на них», а когда он категорически отказался, стали «оформлять»....
Лед тронулся...
Многие из тех дел, начатых в прошлом году, судам еще только предстоит рассмотреть. Среди обвиняемых, возможно, есть и настоящие наркоторговцы. По данным того же областного УМВДУ, задержаны устойчивые группы сбытчиков, которые от 4 доЮ лет торговали ацетилированным опием в Херсоне. Ликвидированы каналы поставки психотропов из Крыма, Кривого Рога и Днепропетровской области. Задержан человек, который много лет организовывал, контролировал и направлял движение наркотиков в Геническом районе. Задокументирована деятельность группы из 4 человек, которые поставляли и сбывали метамфетамин среди молодежи в развлекательных заведениях Херсона. Задержаны 4 человека, изготавливавших и продававших психотропы в Каховке...
Если это действительно так, то это может только радовать. Но что на самом деле стоит за этими показателями? Тех ли людей задержали? Как и чем доказана их вина? Если наша милиция привыкла фабриковать «наркоманские дела«так же, как рассказано выше, то получат ли настоящие наркоторговцы заслуженное наказание? И закроются ли, наконец-то, наркопритоны, перекроются ли каналы наркотрафиков?
Сейчас в городе ходят слухи, что многих обноновцев, работавших в Херсоне, «распределили» по дальним райотделам, а в это время проводятся служебные проверки. Кто успел дослужиться до пенсии, тех сразу «попросили». Говорят, что уголовные дела по наркотикам из судов будут направлять «на доследование». Насколько это правда, покажет время. По крайней мере, известно, что прокуратура области проверяет в рамках уголовного дела все действия, совершенные бывшими сотрудниками ОБНОН Суворовского РОВД (из ответа УМВДУ в Херсонской области). И впервые на судебных заседаниях, где мы присутствовали, судья потребовала от правоохранителей предоставить информацию о том, когда было заведено оперативно- розыскное дело, в рамках которого совершались закупки (и было ли оно заведено на самом деле); кассовые чеки о выдаче денег на оперативные закупки. И направили ходатайство к директору коммерческого предприятия, у которого в месте «сбыта» велось круглосуточное видеонаблюдение, с просьбой предоставить видеозапись.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |