ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Кому мешает спасательная станция?
21.04.2011 / Газета: Новий день / № 17 / Тираж: 36600

Открытое письмо председателю Херсонской облгосадминистрации Николаю КОСТЯКУ

Уважаемый Николай Михайлович!

Обратиться к Вам вынудила без­выходная ситуация, в которую попа­ла наша общественная организация — Херсонский областной обществен­ный союз по предотвращению несча­стных случаев с людьми на воде. А все потому, что мы, к сожалению, не находим взаимопонимания с руко­водством управления МЧС по вопро­сам организации системы безопас­ного отдыха на воде: предупрежде­ния, реагирования и спасения людей.

В области более 300 официальных пляжей. И практически нет ни одного профессионального спасателя и ни одного первоклассного водолаза. Аварийно-спасательный отряд ГУ МЧС в Херсонской области малочис­ленный. И если с ликвидацией чрез­вычайных ситуаций он справляется, то на воде выполняет одну задачу: устраняет последствия. И как резуль­тат: на сегодняшний день в управле­нии МЧС на Черноморском побере­жье и на Днепре в области на боевом дежурстве нет катера или на крайний случай моторной лодки. О каком эк­стренном выходе спасателей на по­мощь терпящим бедствие на воде может идти речь? Отвечая на вопрос, почему в управлении МЧС на воде зи­мой нет спасательных средств, его начальник рассказал лишь о планах открытия круглогодичных спасатель­ных станций в Херсоне и на курортах в Скадовском, Голопристанском и Геническом районах.

Хочу проинформировать Вас, что наша общественная организация — правопреемница ОСВОДа, несет круглогодичное и круглосуточное де­журство на Черном море и Днепре — в Новой Каховке.

Общественная спасательная стан­ция в Лазурном оснащена всем необ­ходимым снаряжением, мощными моторными лодками, аквалангами, компрессором, автомобилем. Специ­алисты с многолетним стажем доско­нально изучили морскую акваторию и готовы к выходу в море в любое вре­мя года и суток. В сферу обслужива­ния в зимний период входят курорты Большевик и Железный Порт. Такое же положение и в Новой Каховке. Союз выделил в пользование коллек­тиву все, что требуется спасательной станции.

Нарядус круглогодичными в обла­сти функционируют сезонные спаса­тельные посты: в Херсоне, Железном Порту, Горностаевке. С этого года во­зобновляет свою работу круглогодич­ная спасательная станция в Голой Пристани, которая возьмет под конт­роль ситуацию на воде во всем райо­не. На херсонском пляже «Гидропарк» летом функционирует медпункт. Все услуги бесплатные. Но это не разре­шает в полной мере проблему безо­пасности на воде в области.

Управление МЧС делает ставку на сезонные ведомственные спасатель­ные посты, которые мы начали созда­вать еще в 1989 году. Они нужны. Но, как показывает опыт, система их организации без базовых станций, состоящих из профессионалов-спа­сателей и водолазов, неэффективна.

Подтверждением сказанного яви­лось создание Государственной еде; анализированной аварийно-спаса­тельной службы на водных объектах Украины при МЧС (РСАССВО). Прика­зом по министерству № 384 от 30.05.2007 г. были определены зоны ответственности на воде.

Следующим шагом планирова­лось создание водолазных спаса­тельных подразделений, реальной силы — гаранта обеспечения безо­пасности на воде. Такую политику на­чала проводить в Херсонской облас­ти ГСАССВО. Эта служба привлекла к совместной работе нашу обществен­ную организацию. В ее состав входят МКП «Сирена» и Херсонская област­ная водолазная спасательная служба, которые вооружены техникой, уни­кальным водолазным и спасательным снаряжением, имеют опытныхспеци­алистов.

Союз и ГСАССВО заключили дого­вор о совместной деятельности и свою работу начали с создания водо­лазной спасательной станции в Голой Пристани. Укомплектовали её водо­лазным снаряжением, катерами, мо­торными лодками и т. п. Главное — привлекли к работе водолазов 1-го и 2-го классов. Тем самым совместно спланировали взять под охрану вод­ный участок, который включает в себя Кардашинский лиман, Днепр от Хер­сона до морского лимана, все рукава Днепра — Конку, Канаву, Чайку, Про­гнои, Бакай, Рвач; заливы — Збурьев- ский Кут, Глаголь, Днепровский и Днепровско-Бугский лиманы, а также несколько десятков озбр. Учитывая то, что на всем Черноморском побе­режье нет профессиональных водо­лазов, мы сумели поставить на де­журство на спасательной станции в Железном Порту еще четырёх водо­лазов во главе с первоклассным спе­циалистом. В перспективе намеча­лось воссоздание полноценных спа­сательных станций на участке от Ка­ховки до границы с Запорожской областью, где на большом отрезке вод­ного пространства нет не только спа­сательных станций, но и постов.

Причём мы не просили у государ­ства денег. Зарабатываем сами. К нам охотно обращались за помощью владельцы пансионатов, руководите­ли местных органов самоуправления. И мы ее оказывали.

Но совместная работа встретила резкое противодействие со стороны прежнего руководства ГУ МЧС в Херсонской области. Отдельные ру­ководители старого формата увиде­ли в лице Херсонского областного об­щественного союза конкурента. За­чем йм еще одна структура? Они пол­новластные «хозяева» побережья. Сами дают задания, сами выполняют и сами контролируют. Именно это по­рождает коррупцию,снижаетуровень безопасности и качество.

Не успевая охватить все стороны подготовки к летнему сезону, сотруд­ники МЧС вольно или невольно остав­ляют порой отдыхающих один на один со стихией. Приведу такие примеры. Систематически союз проводит топо­графический анализ гибели людей на воде. Выявляются характерные мес­та, где с постоянной периодично­стью, в одно и то же время, гибнут люди. Так, самый опасный курорт на Черноморском побережье — Желез­ный Порт. Шторма, шквальные поры­вы ветра, сильное течение, движение подводных песчаных масс, начинаю­щие разваливаться бетонные волно­резы.

Пик опасности 1—15 июня. Заез­дов отдыхающих нет, спасателей мало. Зная об этом, союз ежегодно ставит сюда тренированных, наибо­лее опытных специалистов.

Но в 2009 году вовремя открыть станцию мы не смогли. Причина — запрет полковника МЧС Рудницкого А. В. Его довод: «спасать людей имеют право только сотрудники МЧС». Парадокс. Спасательный пост, в составе которого 70-летний матрос и медсестра пансионата, «пышная» дама, без соответствующего снаря­жения работать могут. А дежурная смена из пяти человек, в составе ко­торой молодые тренированные пар­ни, в т. ч. мастер спорта по плаванию, водолазы 1-го класса, нет. К чему это привело?

7 июня 2009 года в области за ко­роткий отрезок времени утонуло 6 че­ловек, в т. ч. трое детей, Из них чет­веро в Железном Порту. Практически в одно и то же время, на небольшом отрезке пляжей.

Трагическую ситуацию мы предви­дели, но не смогли предотвратить. Вернее, союзу не дали этого сделать. Причем, хочу подчеркнуть, спасение людей на воде, организация безопас­ного отдыха — не лицензированный вид работ.

В 2010-м история начала повто­ряться. 1 июня не был готов ни один причал, кроме нашего. Но его не от­крыли, и получилось, что на воде ни одной лодки и сотни отдыхающих! На спасение выйти в море некому. И тут уже возмутились общественность, журналисты, юристы — члены област­ного совета союза, депутаты Херсон­ского облсовета. Выяснилось, что ни­какого отношения к открытию прича­ла-базы стоянки подчиненные Руд­ницкого не имеют.

Вместо целенаправленной, кол­лективной работы по обеспечению безопасного отдыха людей на воде мы все вместе просто толчем воду в ступе, изображая обеспокоенность положением дел. Много раз союз поднимал вопрос о наведении порядка, соблюдении мер безопасности владельцами водных аттракционов. Так, в 2009 году на пляжной аквато­рии курорта Железный Порт водитель водного мотоцикла тяжело травмиро­вал отдыхающего. Спасатели на руках принесли его на станцию в тяжелом состоянии, отвезли в медпункі. Ско­рая помощь срочно отправила его й районную больницу. Водитель как ни в чем не бывало поехал дальше зара­батывать деньги, не имея, между про­чим, прав на вождение мотоцикла. На другой день тот же водитель травми­ровал несовершеннолетнюю девочку. Мы подняли шум, сообщили в мили­цию, районный отдел МЧС. Его ошт­рафовали... на 50 грн., большего сде­лать не смогли — правила пользова­ния маломерными судами, принятые решением сессии областного совета № 346 от 26.06.2007 г., не предусмот­рели большего. Назрело время для принятия нового документа. Пять лет назад такого наплыва скоростных ка­теров, водных мотоциклов, гидроцик­лов, дельтапланов никто не мог пред­сказать. Но прежде чем ужесточить контроль и наказание, необходимо избавиться от «крышевателей», уб­рать 90% разрешительных подписей. К примеру, чтобы открыть пункт про­ката, нужно как минимум три подпи­си должностных лиц только от МЧС.

В этом году открытие спасатель­ной станции, к примеру в Железном Порту, снова под угрозой. Всячески задерживается решение вопроса о продлении аренды земли. Непонятна позиция Новофедоровского сельско­го совета. Спасательная станция в Железном Порту Херсонской облас­ти водолазной спасательной службы существует более 40 лет, и она орга­низована по решению Совета Мини­стров УССР, входила в состав МЖКХ. В1989 году распоряжением СМ УССР от 2.11.1988 г. № 472 переведена в состав ОСВОД Украины, правопре­емником которого является союз. Я руковожу ею 22-й год. Ни одного на­рекания за это время спасатели не получали. Только за последние пять лет они предотвратили гибель 350 человек, из них более 30 детей, 24 утопающих возвращены к жизни. Сотни людей сняты с надувных пред­метов, уносимых в открытое море. Поиски потерпевших составили 628 чел./часов, КПД — 96%. Все ра­боты по спасению и поднятию с грун­та ведутся бесплатно. Причем надо учитывать, что финансирования ни из областного, ни из государственного бюджетов нет с 2002 года. Един­ственным источником финансирова­ния является кафе, в котором трудят­ся жены безработных спасателей. Оно платит за аренду земли, электри­чество, вывоз мусора, зарплату со­трудникам, оказывает помощь сель­совету, обеспечивает трехразовым питанием спасателей.

Уважаемый Николай Михайлович! Возьму на себя смелость подсказать дополнительные источники пополне­ния областного бюджета. Доходным бизнесом на воде в курортных зонах является создание и эксплуатация причалов (баз-стоянок). Согласно «Правилам пользования маломерны­ми судами на водных объектах Херсонской области», маломерные суда и другие плавсредства после ре­гистрации в установленном порядке приписываются к пристаням, причалам и пунктам базирования (базам- стоянкам)...

В сезонной приписке нуждаются многие плавсредства: водные вело­сипеды, катера и моторные лодки, водные мотоциклы и гидроциклы... Их в «области сотни. В 2010-м за сутки приписки с владельцев водных ат­тракционов бралась плата — 80 грн. за каждую единицу. Немного арифме­тики. Возьмем за единицу 100 плав­средств. В день они дают прибыль 8000 грн., в месяц — 240 тысяч. За 2,5 месяца —600 тыс. грн. Миллионы неучтенных, необлагаемых налогом гривен!

Второй источник. Водные дорож­ки для выхода плавсредств на воду с берега. Все рвутся к центру. Здесь наибольшее скопление отдыхающих. Распоряжается дорожками владелец пляжа по согласованию с целым ря­дом чиновников. Как раздаются эти дорожки? Какими критериями опре­деляется претендент? Тайна за се­мью замками. А почему не огласить конкурс с объявлением стартовой цены? Все равно платят деньги и вла­дельцам дорожек, и чиновникам. От­крытый конкурс даст возможность избежать коррупции, подкупа и урав­ниловки. Ведь не секрет, что несколь­ко монополистов полностью захвати­ли водное пространство. И он на од­ной дорожке покажет 3—5 велосипе­дов, в действительности же их десят­ки. А распоряжаться дорожками обя­заны сотрудники РГА. Ведь море или река не являются собственностью сельсовета, как пока еще земля, и деньги должны поступать в казну, и налоги обязаны платить те, кто полу­чает прибыль за эксплуатацию госу­дарственной собственности.

Третий источник. Обследование подводной части пляжа. Еще один миллион минует казну. МЧС полнос­тью монополизировало этот вид ра­бот. В борьбе с претендентами одна из ветвей исполнительной власти ра­зорила в области несколько предпри­ятий, сотни людей превратились в безработных. Получают от государ­ства пособие, вместо того, чтобы платить ему. Областной бюджет не­досчитывает в виде налогов почти 700 тыс. грн. в сезон. К примеру, кол­лективным членом союза является малое коллективное предприятие «Сирена», укомплектованное перво­классными водолазами, уникальной техникой, с 20-летним опытом рабо­ты, и имея на руках все разрешитель­ные документы. Это «Сирена» помог­ла облгосадминистрации рассчитать­ся по зарплате со спасателями. В об­щей сложности мы самостоятельно погасили долг в сумме 480 тыс. грн. И тут взять и запретить работать предприятию. В устной форме. Все шло от первых лиц управления МЧС.

Но владельцы пансионатов шли к нам с заказами. И тут бывший началь­ник управления Александр Пикуль со­рвался: он отправляет по электронной почте распоряжение, в котором гово­рится, что обследовать пляжи имеют право только специалисты МЧС. Есте­ственно, мы вступили в острую бес­компромиссную борьбу и победили. Антимонопольный комитет Украины признал действия Пикуля и его заме­стителя Рудницкого противозакон­ными. Пикуль в письме ГУ МЧС от 5.09.2005 г. № 11 /9/4999 заверил АМ К Украины, что ГУ МЧС.в Херсонской области прекратило противоправные действия против МКП «Сирена».

В тоже время Рудницкий А. В. об­ращается в областную прокуратуру с просьбой запретить МКП обследо­вать подводную часть пляжей. Но и здесь его ждало разочарование. Кор­румпированные чиновники пошли пу­тем шантажа. Мол, не откроем вам пансионат, если заключите договор с МКП и водолазной спасательной службой. Вместе с нами на грани бан­кротства оказались еще несколько предприятий.

Херсонский областной совет со­юза по предупреждению несчастных случаев на воде обращается к Вам с просьбой оказать содействие в полу­чении разрешения союзу участвовать в качестве общественного контроле­ра в работе областной и районных ко­миссий по проверке готовности оздо­ровительных учреждений к летнему сезону отдыха людей на воде. Тем бо­лее, что это предусмотрено уставом союза, зарегистрированного област­ным управлением юстиции. 17 лет мы входили в состав областной и ра­йонных комиссий по безопасности на воде. Но несколько лет назад союз, по решению Рудницкого, отстранили от этого важного дела.

Автор: С уважением и надеждой на сотрудничество Александр КАДЕСНИКОВ, председатель совета Херсонского областного союза по предупреждению несчастных случаев с людьми на воде


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту