Открытое письмо председателю Херсонской облгосадминистрации Николаю КОСТЯКУ
Уважаемый Николай Михайлович!
Обратиться к Вам вынудила безвыходная ситуация, в которую попала наша общественная организация — Херсонский областной общественный союз по предотвращению несчастных случаев с людьми на воде. А все потому, что мы, к сожалению, не находим взаимопонимания с руководством управления МЧС по вопросам организации системы безопасного отдыха на воде: предупреждения, реагирования и спасения людей.
В области более 300 официальных пляжей. И практически нет ни одного профессионального спасателя и ни одного первоклассного водолаза. Аварийно-спасательный отряд ГУ МЧС в Херсонской области малочисленный. И если с ликвидацией чрезвычайных ситуаций он справляется, то на воде выполняет одну задачу: устраняет последствия. И как результат: на сегодняшний день в управлении МЧС на Черноморском побережье и на Днепре в области на боевом дежурстве нет катера или на крайний случай моторной лодки. О каком экстренном выходе спасателей на помощь терпящим бедствие на воде может идти речь? Отвечая на вопрос, почему в управлении МЧС на воде зимой нет спасательных средств, его начальник рассказал лишь о планах открытия круглогодичных спасательных станций в Херсоне и на курортах в Скадовском, Голопристанском и Геническом районах.
Хочу проинформировать Вас, что наша общественная организация — правопреемница ОСВОДа, несет круглогодичное и круглосуточное дежурство на Черном море и Днепре — в Новой Каховке.
Общественная спасательная станция в Лазурном оснащена всем необходимым снаряжением, мощными моторными лодками, аквалангами, компрессором, автомобилем. Специалисты с многолетним стажем досконально изучили морскую акваторию и готовы к выходу в море в любое время года и суток. В сферу обслуживания в зимний период входят курорты Большевик и Железный Порт. Такое же положение и в Новой Каховке. Союз выделил в пользование коллективу все, что требуется спасательной станции.
Нарядус круглогодичными в области функционируют сезонные спасательные посты: в Херсоне, Железном Порту, Горностаевке. С этого года возобновляет свою работу круглогодичная спасательная станция в Голой Пристани, которая возьмет под контроль ситуацию на воде во всем районе. На херсонском пляже «Гидропарк» летом функционирует медпункт. Все услуги бесплатные. Но это не разрешает в полной мере проблему безопасности на воде в области.
Управление МЧС делает ставку на сезонные ведомственные спасательные посты, которые мы начали создавать еще в 1989 году. Они нужны. Но, как показывает опыт, система их организации без базовых станций, состоящих из профессионалов-спасателей и водолазов, неэффективна.
Подтверждением сказанного явилось создание Государственной еде; анализированной аварийно-спасательной службы на водных объектах Украины при МЧС (РСАССВО). Приказом по министерству № 384 от 30.05.2007 г. были определены зоны ответственности на воде.
Следующим шагом планировалось создание водолазных спасательных подразделений, реальной силы — гаранта обеспечения безопасности на воде. Такую политику начала проводить в Херсонской области ГСАССВО. Эта служба привлекла к совместной работе нашу общественную организацию. В ее состав входят МКП «Сирена» и Херсонская областная водолазная спасательная служба, которые вооружены техникой, уникальным водолазным и спасательным снаряжением, имеют опытныхспециалистов.
Союз и ГСАССВО заключили договор о совместной деятельности и свою работу начали с создания водолазной спасательной станции в Голой Пристани. Укомплектовали её водолазным снаряжением, катерами, моторными лодками и т. п. Главное — привлекли к работе водолазов 1-го и 2-го классов. Тем самым совместно спланировали взять под охрану водный участок, который включает в себя Кардашинский лиман, Днепр от Херсона до морского лимана, все рукава Днепра — Конку, Канаву, Чайку, Прогнои, Бакай, Рвач; заливы — Збурьев- ский Кут, Глаголь, Днепровский и Днепровско-Бугский лиманы, а также несколько десятков озбр. Учитывая то, что на всем Черноморском побережье нет профессиональных водолазов, мы сумели поставить на дежурство на спасательной станции в Железном Порту еще четырёх водолазов во главе с первоклассным специалистом. В перспективе намечалось воссоздание полноценных спасательных станций на участке от Каховки до границы с Запорожской областью, где на большом отрезке водного пространства нет не только спасательных станций, но и постов.
Причём мы не просили у государства денег. Зарабатываем сами. К нам охотно обращались за помощью владельцы пансионатов, руководители местных органов самоуправления. И мы ее оказывали.
Но совместная работа встретила резкое противодействие со стороны прежнего руководства ГУ МЧС в Херсонской области. Отдельные руководители старого формата увидели в лице Херсонского областного общественного союза конкурента. Зачем йм еще одна структура? Они полновластные «хозяева» побережья. Сами дают задания, сами выполняют и сами контролируют. Именно это порождает коррупцию,снижаетуровень безопасности и качество.
Не успевая охватить все стороны подготовки к летнему сезону, сотрудники МЧС вольно или невольно оставляют порой отдыхающих один на один со стихией. Приведу такие примеры. Систематически союз проводит топографический анализ гибели людей на воде. Выявляются характерные места, где с постоянной периодичностью, в одно и то же время, гибнут люди. Так, самый опасный курорт на Черноморском побережье — Железный Порт. Шторма, шквальные порывы ветра, сильное течение, движение подводных песчаных масс, начинающие разваливаться бетонные волнорезы.
Пик опасности 1—15 июня. Заездов отдыхающих нет, спасателей мало. Зная об этом, союз ежегодно ставит сюда тренированных, наиболее опытных специалистов.
Но в 2009 году вовремя открыть станцию мы не смогли. Причина — запрет полковника МЧС Рудницкого А. В. Его довод: «спасать людей имеют право только сотрудники МЧС». Парадокс. Спасательный пост, в составе которого 70-летний матрос и медсестра пансионата, «пышная» дама, без соответствующего снаряжения работать могут. А дежурная смена из пяти человек, в составе которой молодые тренированные парни, в т. ч. мастер спорта по плаванию, водолазы 1-го класса, нет. К чему это привело?
7 июня 2009 года в области за короткий отрезок времени утонуло 6 человек, в т. ч. трое детей, Из них четверо в Железном Порту. Практически в одно и то же время, на небольшом отрезке пляжей.
Трагическую ситуацию мы предвидели, но не смогли предотвратить. Вернее, союзу не дали этого сделать. Причем, хочу подчеркнуть, спасение людей на воде, организация безопасного отдыха — не лицензированный вид работ.
В 2010-м история начала повторяться. 1 июня не был готов ни один причал, кроме нашего. Но его не открыли, и получилось, что на воде ни одной лодки и сотни отдыхающих! На спасение выйти в море некому. И тут уже возмутились общественность, журналисты, юристы — члены областного совета союза, депутаты Херсонского облсовета. Выяснилось, что никакого отношения к открытию причала-базы стоянки подчиненные Рудницкого не имеют.
Вместо целенаправленной, коллективной работы по обеспечению безопасного отдыха людей на воде мы все вместе просто толчем воду в ступе, изображая обеспокоенность положением дел. Много раз союз поднимал вопрос о наведении порядка, соблюдении мер безопасности владельцами водных аттракционов. Так, в 2009 году на пляжной акватории курорта Железный Порт водитель водного мотоцикла тяжело травмировал отдыхающего. Спасатели на руках принесли его на станцию в тяжелом состоянии, отвезли в медпункі. Скорая помощь срочно отправила его й районную больницу. Водитель как ни в чем не бывало поехал дальше зарабатывать деньги, не имея, между прочим, прав на вождение мотоцикла. На другой день тот же водитель травмировал несовершеннолетнюю девочку. Мы подняли шум, сообщили в милицию, районный отдел МЧС. Его оштрафовали... на 50 грн., большего сделать не смогли — правила пользования маломерными судами, принятые решением сессии областного совета № 346 от 26.06.2007 г., не предусмотрели большего. Назрело время для принятия нового документа. Пять лет назад такого наплыва скоростных катеров, водных мотоциклов, гидроциклов, дельтапланов никто не мог предсказать. Но прежде чем ужесточить контроль и наказание, необходимо избавиться от «крышевателей», убрать 90% разрешительных подписей. К примеру, чтобы открыть пункт проката, нужно как минимум три подписи должностных лиц только от МЧС.
В этом году открытие спасательной станции, к примеру в Железном Порту, снова под угрозой. Всячески задерживается решение вопроса о продлении аренды земли. Непонятна позиция Новофедоровского сельского совета. Спасательная станция в Железном Порту Херсонской области водолазной спасательной службы существует более 40 лет, и она организована по решению Совета Министров УССР, входила в состав МЖКХ. В1989 году распоряжением СМ УССР от 2.11.1988 г. № 472 переведена в состав ОСВОД Украины, правопреемником которого является союз. Я руковожу ею 22-й год. Ни одного нарекания за это время спасатели не получали. Только за последние пять лет они предотвратили гибель 350 человек, из них более 30 детей, 24 утопающих возвращены к жизни. Сотни людей сняты с надувных предметов, уносимых в открытое море. Поиски потерпевших составили 628 чел./часов, КПД — 96%. Все работы по спасению и поднятию с грунта ведутся бесплатно. Причем надо учитывать, что финансирования ни из областного, ни из государственного бюджетов нет с 2002 года. Единственным источником финансирования является кафе, в котором трудятся жены безработных спасателей. Оно платит за аренду земли, электричество, вывоз мусора, зарплату сотрудникам, оказывает помощь сельсовету, обеспечивает трехразовым питанием спасателей.
Уважаемый Николай Михайлович! Возьму на себя смелость подсказать дополнительные источники пополнения областного бюджета. Доходным бизнесом на воде в курортных зонах является создание и эксплуатация причалов (баз-стоянок). Согласно «Правилам пользования маломерными судами на водных объектах Херсонской области», маломерные суда и другие плавсредства после регистрации в установленном порядке приписываются к пристаням, причалам и пунктам базирования (базам- стоянкам)...
В сезонной приписке нуждаются многие плавсредства: водные велосипеды, катера и моторные лодки, водные мотоциклы и гидроциклы... Их в «области сотни. В 2010-м за сутки приписки с владельцев водных аттракционов бралась плата — 80 грн. за каждую единицу. Немного арифметики. Возьмем за единицу 100 плавсредств. В день они дают прибыль 8000 грн., в месяц — 240 тысяч. За 2,5 месяца —600 тыс. грн. Миллионы неучтенных, необлагаемых налогом гривен!
Второй источник. Водные дорожки для выхода плавсредств на воду с берега. Все рвутся к центру. Здесь наибольшее скопление отдыхающих. Распоряжается дорожками владелец пляжа по согласованию с целым рядом чиновников. Как раздаются эти дорожки? Какими критериями определяется претендент? Тайна за семью замками. А почему не огласить конкурс с объявлением стартовой цены? Все равно платят деньги и владельцам дорожек, и чиновникам. Открытый конкурс даст возможность избежать коррупции, подкупа и уравниловки. Ведь не секрет, что несколько монополистов полностью захватили водное пространство. И он на одной дорожке покажет 3—5 велосипедов, в действительности же их десятки. А распоряжаться дорожками обязаны сотрудники РГА. Ведь море или река не являются собственностью сельсовета, как пока еще земля, и деньги должны поступать в казну, и налоги обязаны платить те, кто получает прибыль за эксплуатацию государственной собственности.
Третий источник. Обследование подводной части пляжа. Еще один миллион минует казну. МЧС полностью монополизировало этот вид работ. В борьбе с претендентами одна из ветвей исполнительной власти разорила в области несколько предприятий, сотни людей превратились в безработных. Получают от государства пособие, вместо того, чтобы платить ему. Областной бюджет недосчитывает в виде налогов почти 700 тыс. грн. в сезон. К примеру, коллективным членом союза является малое коллективное предприятие «Сирена», укомплектованное первоклассными водолазами, уникальной техникой, с 20-летним опытом работы, и имея на руках все разрешительные документы. Это «Сирена» помогла облгосадминистрации рассчитаться по зарплате со спасателями. В общей сложности мы самостоятельно погасили долг в сумме 480 тыс. грн. И тут взять и запретить работать предприятию. В устной форме. Все шло от первых лиц управления МЧС.
Но владельцы пансионатов шли к нам с заказами. И тут бывший начальник управления Александр Пикуль сорвался: он отправляет по электронной почте распоряжение, в котором говорится, что обследовать пляжи имеют право только специалисты МЧС. Естественно, мы вступили в острую бескомпромиссную борьбу и победили. Антимонопольный комитет Украины признал действия Пикуля и его заместителя Рудницкого противозаконными. Пикуль в письме ГУ МЧС от 5.09.2005 г. № 11 /9/4999 заверил АМ К Украины, что ГУ МЧС.в Херсонской области прекратило противоправные действия против МКП «Сирена».
В тоже время Рудницкий А. В. обращается в областную прокуратуру с просьбой запретить МКП обследовать подводную часть пляжей. Но и здесь его ждало разочарование. Коррумпированные чиновники пошли путем шантажа. Мол, не откроем вам пансионат, если заключите договор с МКП и водолазной спасательной службой. Вместе с нами на грани банкротства оказались еще несколько предприятий.
Херсонский областной совет союза по предупреждению несчастных случаев на воде обращается к Вам с просьбой оказать содействие в получении разрешения союзу участвовать в качестве общественного контролера в работе областной и районных комиссий по проверке готовности оздоровительных учреждений к летнему сезону отдыха людей на воде. Тем более, что это предусмотрено уставом союза, зарегистрированного областным управлением юстиции. 17 лет мы входили в состав областной и районных комиссий по безопасности на воде. Но несколько лет назад союз, по решению Рудницкого, отстранили от этого важного дела.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |