ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Истоки пасхальных традиций
21.04.2011 / Газета: Гривна / № 17 / Тираж: 60000

Приближается Пасха, а вместе с ней и традиционные приятные хлопоты: выпекание куличей, приготовление красочных пасхальных яиц...

Последняя традиция давно при­жилась у нас и полюбилась на­роду (какая же Пасха без «кра­шенок»! ), но понять суть обычая не так-то просто. Кто-то высказывается о связи расписных яиц с язычест­вом. Неоднозначные мнения звучат также по поводу этичности исполь­зования наклеек на яйца с изображе­нием православных храмов и икон: скорлупу ведь после выбрасывают, и это можно расценить как неуважение к христианским символам.

Чтобы узнать мнение церковно­служителей, «Гривна» Обратилась за разъяснениями к главе отдела религиозного образования и катехизации Херсонской епархии УПЦ (МП) отцу Александру.

Как рассказал священник, тра­диция красить яйца имеет свою давнюю историю. По крайней мере, до нас дошло несколько преданий, объясняющих суть обычая. Соглас­но одному из них, первое пасхаль­ное яйцо святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла рим­скому императору Тиберию.

Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невоз­можно, как и то, что куриное яйцо будет красным. После этих слов куриное яйцо, которое он держал в руках, стало красного цвета.

По другой легенде, хорошо извест­ный обычай связан с 40-дневным Ве­ликим постом, который предшествует Пасхе. Во время поста нельзя было употреблять в пищу многие продукты и яйца в том числе. Поэтому народ, же­лая сохранит^ их, варил. А чтобы не пу- татьс неварёными, окрашивал, исполь­зуя различные натуральные красители. Вскоре насущная надобность превра­тилась в традицию, сопровождающую пасхальный праздник. Вот так-то!

Отец Александр говорит, что не видит ничего плохого в вышеупомяну­тых наклейках на яйца. Религиозные традиции остаются практически не­изменными многие века, но жизнь-то наша меняется! Многие хранительницы семейного очага сейчас не только занимаются семьей, но и усердно ра­ботают, чтобы обеспечить детей. Свободного времени у них крайне мало, а наклейки — это самый быстрый способ создать дома праздничное настрое­ние и подготовиться к Пасхе.

Что касается связи обычая красить яйца с язычеством, то, по мнению свя­щенника, тут тоже нет ничего страшно­го: многие языческие праздники дошли до нас в виде праздников религиозных. Как объяснил отец Александр, таким образом церковь старалась преобра­зовать укоренившиеся традиции, чтобы дать им новую жизнь и новый, более высокий смысл. К примеру, в начале января наши далекие предки поклонялись языческому богу Солнца — создателю всего живого. Поэтому с принятием христианства Рождество Христово решили праздновать при­мерно в это же время.

Еще более наглядный пример преобразования праздников связан с датой 14 февраля. Как известно, в этот день — как бы в память о доб­ром священнике, тайком венчавшем влюбленных, — отмечают День святого Валентина. Только история знает, что в далекие века в середине февраля в Европе были «в моде»... оргий и избиение женщин кнутами. Дело в том, у то в IV веке Римская империя ока­залась на грани вымирания: из-за очень высокого процента мертворожденных детей. И оракулы сделали вывод, что боги гневаются, нужно их задобрить. Для этого предсказатели наказали раз в год приносить жертву: закалывать ягненка на месте основания Рима. В дополнение к этому из шкур ягнят полагалось делать плетки, которыми обнаженные мужчины должны были стегать женщин. Чтобы избавить на­род от жестоких традиций (а что греха таить, жертвоприношения переросли в типичные оргии и извращения), 14 февраля появился День святого Валентина — светлый праздник с со­вершенно другим смыслом.

- Всё вышесказанное подтверж­дает лишь то, что переплетение традиций встречается постоянно, — говорит священник. — Главное, что­бы наши праздники были светлыми и добрыми. А Пасха — это день осо­бый. В нём, если подумать, заключен весь смысл религии: Сын Божий вос­крес и этим дал всем людям надежду на воскрешение и вечную жизнь. Может ли что-то греть душу больше, чем эта надежда?

Автор: Ирина ПАВЛОВА


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту