Бои в Ливии между мятежниками и правительственными войсками, бомбардировки самолетами стран НАТО поставили под угрозу жизнь не только коренного мирного населения, но и других стран, в том числе и граждан Украины.
Для их спасения из Севастополя совершил боевой поход большой десантный корабль ВМС Украины «Константин Ольшанский». Во время этого перехода на его борту нес вахты наш земляк из села Новопавловка Каланчакского района матрос-контрактник Андрей Плотников.
– Андрей, когда вы уходили в Ливию?
– Уходили 23 марта с Севастополя. Загрузились боезапасом и продовольствием, постельным бельем. На борту для охраны было подразделение морской пехоты. Также находились и военные медики, которые готовились оказывать помощь беженцам. Шли в зону боевых действий, но ни у кого не то что страха, даже легкой нервозности не наблюдалось. На борту постоянно шли учения. Готовились к отражению атак, борьбе за живучесть. Прошли Босфор, но все эти красоты наблюдать мне было некогда, нес вахту в машинном отделении. Потом Средиземное море. Стало тепло, экипаж перешел на тропическую форму. Под Тунисом в нейтральных водах стали на якорь и стали ждать приказа командования. Командир провел подробный инструктаж и предупредил, что можно ждать обстрелов и прочих «сюрпризов»!
– Как зашли в порт?
– Нам дали добро на заход в Триполи. Было спокойно, в городе не стреляли, но верхняя вахта была одета в бронежилеты и вооружена автоматами. В районе порта на машинах проносились местные жители с плакатами Кадаффи и зелеными знаменами. На пристани людей было немного, но потом собралась толпа в несколько сотен человек. Народ – запуганный. Из разговора беженцев я понял, что днем более-менее спокойно, а ночью повстанцы между военными и гражданскими разницы не делали. На борт взяли всех желающих. Интересно было наблюдать местных женщин в черных платках – хиджабах.
Мужчин разместили в твиндеке в каютах для десантников, женщинам и детям предложили каюты экипажа. Матросы нашей боевой части спали в машинном отделении. Когда пришли на Мальту, то с корабля сошли не только иностранцы, но и человек десять наших украинских граждан. Люди они были состоятельные, и решили лететь самолетом: спартанские условия на военном корабле их не устраивали.
Питание беженцам выдали сухим пайком 2005 года. Лишь после ухода с Мальты, когда на борту осталось 114 человек, начали готовить горячую пищу. Но на подходе к Босфору попали в 5-балльный шторм, и аппетит у многих пропал. Несмотря на внушительные размеры корабля, нас кидало ощутимо. От килевой качки пассажиры чувствовали себя далеко не лучшим образом. Особенно те, кто сидел в десантных отсеках. Выход наверх закрыт, прогулки на верхней палубе были небезопасны. Наконец прошли Босфор, на переходе в Черном море немного покачало, но это было не так, как в Средиземном.
– Как встретили в Севастополе?
– С оркестром. Встречал лично командующий флотом вице-адмирал Максимов. В тот момент я гордость почувствовал, что служу в военно-морских силах. Это был мой первый выход в море, но несмотря на трудности, я решил свою жизнь связать с ним. Военным или гражданским моряком буду обязательно!
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |