27 апреля на территории Цюрупинского лесного хозяйства, вблизи села Нечаево, решили устроить пожар
Того требовал сценарий масштабных учений подразделений оперативно-спасательной службы гражданской защиты УМЧС в Херсонской области, поэтому место и время ЧП были известны заранее. У спасателей, которые принимали участие в тренировках, было время подготовиться: разбить палаточный городок со штабом, складом, лазаретом и полевой кухней, подтянуть технику, задействовать представителей лесхоза, областной и райадминистраций. Чтобы потом, в случае, если возникнет реальная угроза, действовать сообща по уже отработанной схеме.
Именно здесь, вблизи Нечаево в 2007 году начинался сильнейший лесной пожар. Эмчеэсники помнят, как помимо тушения ночью обходили
с участковым милиционером ближайшие к очагу жилые дома – будили хозяев, предупреждали об опасности. Но теперь это только воспоминания, хотя выбор места, несомненно, добавил учениям натуральности.
Перед началом операции личному составу объявили, что борьба с мнимым огнем должна быть нешуточной: воображаемому пожару присвоили
4-ю (высокую) степень опасности. По вводной тушению мешают сильный ветер и жаркая погода – 28 градусов тепла.
Надо сказать, на самом деле погода была почти такой же. Пока личный состав, прибывший в лес, собрали на совещание с участием всех задействованных служб, поднялся сильный ветер. Поэтому поджигать сухие ветки, чтобы визуально показать возгорание в лесопосадке, старались очень аккуратно и дозированно. При таком ветре пламя могло перекинуться на деревья, и тогда пришлось бы тушить уже настоящий пожар.
Как только среди деревьев показался легкий дымок, спасатели кинулись тушить пламя с пожарных машин и брандспойтов (см. фото 1). Так как огонь был символическим, одержать над ним победу удалось в считаные минуты. Но вот по задумке пожар на этом этапе должен был только усилиться, поэтому на его тушение направили другую технику – грунтомет (см. фото 2).
Как объяснили спасатели, смысл действия этой единицы в том, что грунтомет имеет винты, которые срезают верхний слой земли. Потом уже срезанную землю разбрасывают вокруг – таким образом можно присыпать пламя. Ну и без обычного трактора не обошлось. С его участием кусок лесопосадки перепахали и этим отделили зону пожара от остальной территории.
Казалось бы, огонь потушен, значит спасатели успешно выполнили свою миссию. На самом же деле учения оказались в разгаре. В это время на медицинский пункт стали привозить «пострадавших» (см. фото 3).
Начальник мобильного медпункта Виктория Стеблий рассказала, что началась сортировка «раненых». Самых «тяжелых» после оказания неотложной помощи стали класть на носилки красного цвета (их срочно увезли на «скорой»). Пациентов с тяжелыми, но не столь опасными повреждениями транспортировали в полевой госпиталь на носилках желтого цвета. Для пациентов с легкими повреждениями выделили носилки зеленого цвета – таких пациентов тоже заносят в палатку к медикам, но по больницам развозят после «желтых». Были у спасателей носилки еще одного – черного цвета (предназначенные для погибших), но такие не понадобились. Учения прошли без человеческих жертв.
Помимо медиков, неоценимую помощь пострадавшим во время любого бедствия оказывают психологи. Этот участок работы тоже наглядно продемонстрировали журналистам, присутствовавшим на учениях: к палатке психологов как раз привели человека, условно пережившего нервное потрясение. Начальник сектора социально-гуманитарной работы и психологического обеспечения при УМЧС Татьяна Бурда удивила тем, что подошла к мужчине и несколько раз сильно его встряхнула. На вопрос, зачем она это сделала, потом пояснила: когда человека бьет нервная дрожь (а по сценарию пострадавший находился именно в этом состоянии), его нельзя успокаивать, нужно вот так вот встряхнуть и этим привести в чувство.
А потом уже с ним работать – предложить воды или чаю, поговорить, дать отдохнуть. По словам Татьяны, люди переживают сложные моменты в жизни довольно индивидуально. Кто-то впадает в ступор (и вывести его из этого состояния можно путем задавания самых простых вопросов вроде «как тебя зовут»). А у кого-то начинается двигательное возбуждение: человек плохо ориентируется во времени и пространстве, при этом всё время пытается куда-то бежать и что-то предпринимать. В этом случае психолог должен действовать четко по инструкции: подойти сзади, обхватить его под руки и просто силой удерживать некоторое время в таком положе-нии – чтобы не мог навредить ни себе, ни окружающим во время неуправляемой агрессии, которая часто следует за данным состоянием. И как говорит Татьяна, приходится ведь держать некоторое время, хотя физические данные могут быть очень даже неравными.
А еще в палатке психологов оказался нехитрый набор первой помощи: питьевая вода, пакетики с чаем, бутылка коньяка, альбомы для рисования
и... игрушки.
- Игрушки – на тот случай, если придется утешать детей и нужно будет их как-то отвлечь, – объяснила психолог.
Учения, как обычно, завершились подведением итогов. Начальник областного управления МЧС полковник Виталий Кропивницкий сказал, что
в целом всё прошло неплохо, но поставил оценку «удовлетворительно». На вопрос, какие недостатки он видит, Виталий Станиславович пояснил, что учения на то и проводят, чтобы выявить слабые места и недочеты. В частности, нужно обучить новых чиновников, которые недавно сменились в районах, необходимо предусмотреть в бюджете средства на привлечение авиации, если потребуется ее помощь в тушении крупных пожаров. Кстати, стоимость одного вылета вертолета – 4 тысячи гривен. Произойти может всё, что угодно. И в отличие от игры в пожар принимать решения придется очень быстро.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |