ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
«Подснежники» с херсонских верфей
05.05.2011 / Газета: Горожанин и Горожанка / № 18 / Тираж: 3700

Странный феномен: хотя большинство херсонских верфей за два кризисных года растеряли пакет заказов и нарастили миллионные долги (город­ской судозавод имени Куйбышева из-за них вообще перешел под контроль бизнес-структуры киевского промышленника Константина Молодцова), падение объемов производства почему-то не сопровождается официальными заявлениями о массовых увольнениях или отправке рабочих в неоплачиваемые отпуска. О подобных намерениях предприятия обязаны уве­домлять государственную службу трудоустройства, а там в последние месяцы никаких сообщений на этот счет от работодателей не получали.

- В нынешнем году все четыре наших верфи вообще не предоставляли нам обязательной инфор­мации о планах сократить часть трудового коллек­тива или отправить рабочих в отпуска за свой счет. Более того, Херсонский судозавод даже продолжает выставлять заявку о шести сотнях вакансий, — под­черкивает заместитель директора областного центра занятости Галина Визныця.

Значит ли это, что отрасль жертвует доходами, дабы сохранить в трудные времена кадровый «ко­стяк»? Отнюдь: крупные компании, контролирующие три верфи областного центра из четырех, в списке бескорыстных альтруистов не числятся — просто тут используется другая схема «минимизации» затрат на рабочую силу. Не помышляя о сокращениях рабочих на тех производственных участках, где требуется ква­лифицированный труд опытных слесарей, сварщиков, трубогибщиков, осуществление большинства менее ответственных технологических задач херсонские предприятия «сбрасывают» на мелкие частные фирмы из других регионов, заключая с ними договора под­ряда. Таких ЧФ с каждой верфью может сотрудничать до десятка одновременно!

Для выполнения «разовых» трудоемких заказов эти фирмы набирают людей в своих областях, не оформляя с ними договоров либо не регистрируя эти договора в службе занятости. Бригады «шабашников» приезжают в Херсон, селятся в общежитиях судоза- водов и по три-четыре месяца трудятся на «малярке» или, скажем, на демонтаже отслуживших свое судовых систем. Затем завод перечисляет фирме деньги за выполнение заказа, а дирекция ЧФ рассчитывается с рабочими «конвертами», экономя на взносах в Пенсионный фонд и подоходном налоге.

Таким образом, «убиваются» сразу не один, а целых два «зайца»: верфь избавляется от необхо­димости заявлять о масштабных сокращениях при отсутствии заказов и выплачивать сокращенным по­собия, а кроме того, выполнение трудоемких задач обходится ей дешевле. Вдобавок, риска нарваться на финансовые санкции за нарушение трудового законодательства почти никакого. Ведь местные контролирующие органы, по сути, даже не могут отреагировать на то, что в цехах и на стапелях при­сутствует куда больше людей, нежели их официально числится в штате предприятия.

- По жалобам и обращениям граждан мы, ко­нечно, проверяем судостроительные и судоремонт­ные заводы Херсона. Недавно наши специалисты выявили, к примеру, ряд нарушений на Судозаводе имени Коминтерна: здесь задерживали расчет с уво­лившимися работниками, да и платили людям ниже установленных расценок. Предприятию предъявлены серьезные финансовые санкции, однако на верфи не согласились с выводами проверяющих, и сейчас дело рассматривается в суде, — комментирует начальник территориальной государственной инспекции по труду в Херсонской области Геннадий Пе­тренко. — Что касается сотрудничающих с верфями фирм-подрядчиков, то оформление с ними трудовых отношений контролируется лишь в том случае, если они зарегистрированы на Херсонщине. Если бригады прибывают из других регионов, то это уже выходит за пределы наших полномочий.

Конечно, для выведения недобросовестных рабо­тодателей «на чистую воду» можно писать запросы в соседние области, подключать налоговую милицию и Госслужбу по борьбе с экономической преступностью. Но и это их не особо пугает. Ведь ликвидировать дей­ствующее малое предприятие, уничтожив его архив, и зарегистрировать новое особого труда дельцам не составит. Это вам не в трюмах сухогрузов за две- три тысячи гривен в месяц малярничать — беготня с бумажками вреда здоровью не наносит.

Автор: Сергей Яновский


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту