По самым скромным подсчетам, на сегодняшний день необходимо около семи тысяч гривень, чтобы проводить умершего в последний путь.
– Вот так… был человек, и нет человека, – грустно и чуть слышно промолвила старушка, провожавшая в последний путь своего односельчанина. На похоронах Николая Васильевича собралась немногочисленная публика – соседи, которые общими усилиями организовали похороны и несколько бабушек, которые данные мероприятия в селе не пропускают никогда. Никто из присутствующих толком не знал умершего. Он жил один, изрядно выпивал, родственников у него не было.
Односельчане небрежно называли его не иначе как Колька-бомж. Лишь после смерти местного пьянчужки, узнали его истинное имя, которое чьей-то чужой и старательной рукой было выписано синей краской на деревянном кресте. Покойника не поминали и не отпевали, на свежевырытой могиле не было венков. Расходы на эти обязательные ритуальные почести не осилили односельчане. Проводили скромно, но по-человечески и от души, с тихим плачем, которым одарила покойника одна из постоянных участниц местных похоронных церемоний.
По дороге с кладбища небольшая, но сплоченная чужим горем, группа людей шла молча. Одна из старушек, вытирая платком еле заметные следы слез, вполголоса решила поделиться своими сокровенными мыслями:
– Не те нынче похороны… Вот раньше было: как заиграет музыка – сразу все село знает, что кто-то умер. И каждый спешит за ворота выйти, посмотреть и проводить покойника в последний путь.
По мнению знатоков похоронных дел, последний раз музыка в Чернобаевке звучала лет двадцать назад. Тогда при колхозе существовал свой духовой оркестр. Также в столярном цеху местные плотники изготавливали гробы и деревянные кресты. Пожилые и одинокие люди, отдавшие свои лучшие трудовые годы орденоносному колхозу, не боялись умирать. Они знали, что их в родном селе похоронят со всеми почестями, расходы на которые в обязательном порядке возьмет на себя сельский совет.
Сегодня же тема похорон, пожалуй, одна из самых наболевших для людей преклонного возраста. Вышеперечисленных «льгот» для селян уже давно не существует. Вот и приходится старичкам в силу своих возможностей самостоятельно и заблаговременно заботиться об организации собственных похорон.
Кто с каждой пенсии деньги «на смерть» откладывает, зашивая их в наволочки и пряча в самом непредсказуемом месте в доме, чтобы, не дай Бог, не нашел эти сокровенные сбережения сын-алкоголик или внук-наркоман. Кто заранее готовит «узелок на смерть» с одеждой, в которой будут хоронить, и всеми церковными ритуальными принадлежностями.
А вот дед Афанасий, участник Великой Отечественной, перещеголял всех своих односельчан, решив купить с пенсии гроб, который простоял у старичка под кроватью и понадобился лишь спустя два года.
Оказывается, «последняя квартира» (так «похоронщики» называют гробы) имеет немаловажное значение. Более или менее качественный гроб сегодня стоит от 500 гривень и выше. Все, что дешевле – ненадежное. Сэкономишь и можешь оказаться в весьма неприятной ситуации. Так считают чернобаевские старушки, ставшие свидетельницами, когда во время спуска покойника в яму дешевенький фанерный гроб разошелся по швам.
Другая ситуация с памятниками. Здесь возможны варианты. Самый дешевый из них – обычный деревянный крест, который обойдется в 200 гривень. Можно также заказать железный крест или скромный памятник за 500 гривень, на те, что солиднее, цена колеблется от 1500 до 3000 гривень.
В поминальные дни Антонина Сидоровна с подругами всегда приходит на кладбище навестить умерших родственников и знакомых. Старушки не спеша прогуливаются по «кладбищенским владениям» и, качая головой, рассуждают о справедливости: «Настасья всю жизнь проработала в колхозе на маслобойке в горячем цеху, здоровья не жалела, и что – железный крест и скромная оградка. А Степка кассиром при главном бухгалтере в колхозе был, всю жизнь воровал, и получи тебе – мраморный постамент….
Еще один аспект. Жителям Чернобаевки, в отличие от городских пенсионеров, заботящимся заблаговременно о своих похоронах, повезло больше. Здесь пока еще не надо платить за место на кладбище. Поэтому, как правило, предприимчивые и смекалистые горожане пытаются любыми путями заранее договориться с местной сельской радой о выделении кусочка бесплатной кладбищенской земли.
За что и сколько по чернобаевским меркам необходимо платить в ходе похоронных мероприятий? Автобус, доставляющий участников похорон к месту назначения, обходится в 100 гривень за 1 час. 1000 гривень необходимо заплатить копачам за яму, а чтобы туда опустили покойника, надо отдать еще 400 гривень. Присутствие во время погребения батюшки – 300 гривень. Поминальный обед на 40-50 человек, который отбывают, как правило, в местной столовой, в общей сложности составляет 3000 гривень.
Таким образом, средние похороны, без излишеств и затей, сельскому жителю по приблизительным подсчетам выливаются на сегодняшний день в кругленькую сумму – около семи тысяч гривень. Вот и боятся наши старички умирать. Боятся не столько самой смерти, а сколько тех затрат, которые лягут тяжелым бременем на плечи их родных и близких.
Одиноким же старикам остается только надеяться и просить у Бога, чтобы после их смерти им пришли на помощь добрые люди, которые без всяких почестей, чисто по-человечески проведут в последний путь. И, быть может, среди немногочисленных участников похоронной процессии найдется незнакомая бабушка, которая уронит по привычке слезинку и, тяжело вздохнув, чуть слышно промолвит: «Был человек, и нет человека….
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |