ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Религия — как фиговый лист?
12.05.2011 / Газета: Горожанин и Горожанка / № 19 / Тираж: 3700

Всякому человеку жизненно необ­ходимо верить — в Иисуса Христа ли, в Будду, в пророка Мохаммеда, в действующего идеологического лидера или в энергию космоса. Но верить и быть человеком религиозным — понятия уже очень давно не тождественные. Религия нынче плавно адаптируется к общим про­цессам в стране и рыночной экономике. Иные служители культов удачно примерили роль тарифицированных поставщиков услуг, хотя их деятельность все еще не облага­ется налогом. Благоприятная фискальная среда для развития бизнеса? Более чем. Особенно в то время, когда предприятия, действительно производящие продукцию или оказывающие осязаемые услуги, сплошь и рядом облагаются налогом на налог.

А коль есть спрос на модернизированные услуги типа «развенчания», «освящения» офисов, рынков и новых машин, да при полном отсутствии государственного контроля, так бизнес-модель самое время расширять. И такого рода лихой девелопмент в наших реалиях иногда отчего-то стыдливо именуется «воз­ведение храма».

Я готова принять все камни, которые могут полететь на меня за такие суж­дения со стороны священнослужителей, ведь речь веду именно о некоторых из них. Однако моя позиция в этом во­просе тверда. Возрождение и рекон­струкция церквей с вековой историей — единственное действительно праведное занятие, по Моему мнению. Возведение храмов там, где они ранее были недоступны для нуждающихся в этом людей, — вполне оправдано. Доказательством тому — часовни в больницах, колониях. Но не ставить же по культовому сооружению на каждый квартал населенного пункта? По бизнес-меркам это — чистой воды сманивание клиентуры, то есть прихода. Хотя, основываясь на тех же маркетинговых азах, можно предполо­жить, что религиозная конкуренция может привести к положительному эффекту для потребителей этих специфических услуг.

А если такой «бизнесмен в рясе» ведет игру не слишком честно? В светской жизни открытое наглое нарушение быстро повле­чет реакцию или «своих», или державы. А в церковной как обстоят дела? В полной мере оценить подобную ситуацию можно на примере строительства «нового храма» в микрорайоне «Жилпоселок».

О нем мне, как журналисту, сообщил глава Департамента градостроения и землепользования Олег Белоглазов:

- На участке, который является тер­риторией Аграрного университета, уже практически приступили к подготовке фун­дамента под возведение церкви. К тому же расположили рядом вагончик, в котором торгуют церковными принадлежностями и литературой. Видимо, руководству учеб­ного заведения такое вторжение — не по душе. Поэтому позже церковь переместила свой вагончик на зеленую зону, которая прилегает к университету. Проходу пешеходов он не препятствует, но никаких согласований на размещение этой малой архитектурной формы мы не выдавали, а уж тем более добро на разработку проекта не давали и строительство на этом месте не утверждали.

Как рассказал Олег Владиславо­вич, они не отказали церкви, просто в исполнительные органы городского совета не поступало никаких до­кументов на согласование. То есть это — подлинный самозахв^т? Вот те на! Божьи люди, а туда же.

Самому Белоглазову о сомнительном процессе на университетской земле сооб­щило руководство Комсомольского района. -На этот счет я пообщалась с замом пред­седателя райсовета Юрием Кравченко. Он поведал, что храм намеревается ставить Иоанн Замараев — секретарь Херсонской епархии Украинской Православной Церкви Киевского патриархата, который ведет еже­недельные христианско-просветительские и пастырские телепрограммы на двух теле­каналах. Кстати, буквально в паре кварталов уже стоит большой православный храм Сретения Господня, настоятелем в котором как раз и является Замараев. Юрий Павлович также настаивает, что никаких разрешений на строительные работы и уста-, новку торговой точки у церкви нет. Более того, по словам Кравченко, признавать не­правомерность своих действий настоятель не собирается. Глава Комсомольского : района Пеонид Третьяк и вовсе резко высказался, мол, «церковники ведут себя, : как настоящие бандиты, диалога с ними не выходит».

Я встретилась лично с Иоанном Замараевым, хотя и в неофициальной обстановке. : Некоторые суждения священнослужителя вызывают во мне искреннее недоумение. Я еще могу понять, когда протоиерей на­стаивает на увеличении количества куль­товых сооружений, напирая на то, что-де : в других странах города, сопоставимые с Херсоном численностью населения, имеют по полторы тысячи храмов, а у нас со всеми конфессиями едва 50 наберется. Но чем : руководствуется настоятель храма, заявляя, что «на счет строительства договорился, с кем надо. И это не городские власти!»? Выходит, священнослужитель открыто плюет на наши мирские законы?

Еще одна передовая мысль от Замарае- ва: нужно начинать строительство, а потом : уже собирать какие-то бумаги, согласования, а иначе в нашем городе ничего не построить. Что ж, опыт у Киевского Патриархата в этом смысле есть. Один из недавних примеров — такой же дерзкий захват земли на Привокзальной площади. Там тоже все начиналось с маленького вагончика, увенчанного крестом. Однако сегодня, после конфликта с исполнительными органами, часовня уза­конена и приведена в соответствие.

А что же говорят сами владельцы от­тяпанной земли? Может, им в университете действительно нужна часовня? Вот в «Шко­ле милиции» такая есть. На мои вопросы ответил и.о. ректора Херсонского госу­дарственного аграрного университета Валерий Базалий:

- Личного конфликта с Иоанном Замараевым у меня нет. У нас возникли некоторые противоречия, потому что мы планируем менять периметр, й переносная часовня просто бы мешала этой работе, поэтому мы попросили вынести ее за : территорию университета. Правда, у нас уже есть одна часовня внутри. Поэтому разногласия возникли, скорее, межДу свя­щенниками. Я слышал, что территориально строительство новой и установка времен­ной часовни не согласована с районным советом и городом. Считаю, все должно быть сделано по закону, в таком случае я не буду против.

На территории сразу за забором, не желая конфликтовать с руководством ВУЗа, под часовню Блаженной Доминики Тавриче­ской действительно заготовили подпорки. Но установку храма-вагончика там не при­ветствует исполнительная власть района и города. Так что часовня снова перекочевала на землю ХГАУ.

Впору подумать на предмет того, что утверждение «церковь должна быть отделе­на от государства» требует либо корректи­ровки, либо безукоризненного соблюдения. Не в вопросе веры, а именно в хозяй­ственной сфере. Или с небывалым ростом количества храмов, часовен, ларьков, за­меняющих церковь, вы хоть сколько-нибудь почувствовали укрепление нравственности, морали, духовности, милосердия?

Автор: Дарья Морская


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту