С чего всё начиналось...
История ХСЗ берёт отсчёт с документа № 1 — приказа Министерства судостроительной промышленности, изданного на основании постановления Совета Народных Комиссаров от 27 ноября 1945 г. А вот корабелом № 1 со всей уверенностью можно считать Т.В.Сафонова, которого назначили директором создаваемого предприятия 30 декабря 1947 г. По состоянию на 10 августа 1950 г. списочный состав завода насчитывал уже 14 человек. Управление верфи временно размещалось по ул. Горького, 14.
На следующий год, 15 июля 1951 г., было положено начало строительству несамоходных барж, грузоподъёмностью 250 тонн. На первых порах, по словам самих судостроителей, всё выполнялось чуть ли не вручную. Однако не прошло и трёх месяцев, как баржа 411-БИС была построена. Спуск её на воду произошёл 12 октября 1951 г. Именно этот знаменательный день стал в биографии ХСЗ датой его рождения.
Позабыть нам об этом нельзя...
Министерство судостроительной промышленности сразу же определило специализацию ХСЗ — выпуск крупнотоннажных танкеров и сухогрузов, И главным образом — для Черноморского пароходства.
3 июня 1952 г, судосборщики завода заложили первую секцию будущего танкера. Первенец рос быстро, на стапеле уже возвышалась громада корпуса длиной 145 метров, высотой 10 метров.
До Нового года оставалось совсем немного... И вот случился трагический день — 29 декабря 1952 года. Этот чёрный понедельник зарубцевался в сердцах и душах первых корабелов неизличимым шрамом. Как раз в этот день, на заре становления Херсонского судостроительного завода, произошёл мощный взрыв на строящемся танкере. — Произошла трагедия в 8 часов 20 минут. Кто после раз вода поднялся на палубу, погиб или получил увечья. Я отлично помню всё до мелочей, до сих пор тот день не уходит из памяти... — поделился в своё время воспоминаниями ветеран судостроения Петр Романович Онищук, проработавший 37 лет в стапельном цехе №3. — Я в момент взрыва находился внизу — между крановыми путями. С ужасом заметил, что какая-то неведомая сила всё подняла на судне вверх. А затем оттуда всё стало падать на землю. Реакция не подвела, я быстро заскочил под второе строящееся судно, которое впоследствии назвали «Грозный», оно стояло рядом. Какое-то время я, очевидно, был в шоке. Слышу, как говорят подошедшие ко мне люди: «Вот ещё один человек упал с палубы!». А я им отвечаю: «Да я здесь и был!..» О мощности взрыва можно судить по такому эпизоду: трёхтонный компрессор, словно пушинку, с палубы танкера закинуло на стрелу подъёмного крана.
Чрезвычайное событие имело одну версию: чей-то злой умысел. Но вскоре дело о диверсии отпало, всё оказалось намного прозаичнее — трагедия произошла из-за преступной халатности молодого газорезчика. Он не отключил после смены шланги с ацетиленом, которые травили газ. И в результате — после первого же касания сварочного электрода к металлу — взрыв и неожиданные последствия...
- Случай в судостроении уникальный, когда на первом же строящемся судне столько жертв! Подобных трагедий не было ни на одной верфи мира, — утверждал Павел Михайлович Филиппович, проработавший 20 лет начальником цеха №3. (Мы с ним виделись, когда ему было 85 лет, ходил он с палочкой, но ум у него оставался ясный и память превосходная). — В то злополучное утро я стоял под кораблём. Взрывной волной меня отбросило в сторону. Я тут же поднялся на ноги и скорей на палубу. Оценил обстановку, позвонил: «Все машины сюда!». Восьмерых погибших нашли сразу и захоронили их на следующий день — 30 декабря. А вот девятый — Андрей Дымченко — числился без вести пропавшим. Обнаружили его случайно в цементном складе. Ремонтникам-строителям необходимо было что-то срочно оштукатурить. И вот они пришли в склад за материалом и увидели, что из цемента ноги торчат... Оказывается, тело с корабля пролетело триста метров, пробило крышу строения, поэтому Дымченко и не могли найти... Хоронили его последним, отдельно. И как раз в тот же день его жена родила... Кроме девяти погибших, 16 человек получили ранения разной степени. Вот ведь как бывает: из-за какого-то разгильдяя, пренебрегшего правилами техники безопасности, погибли ни в чём не повинные люди. Этот паршивец получил самый меньший срок — 10 лет, по молодости. Кстати, в день вынесения приговора ему только исполнилось 18 лет. А некоторым руководителям, которых суд признал виновными, были определены максимальные сроки лишения свободы — до 25 лет. Следует не забывать, какое тогда было время эпоха правления Сталина! За любое упущение строгий спрос был с начальников, а тут такое...
Каждый год заводчане приходят 29 декабря на кладбище, расположенное в центре города, где покоится прах погибших корабелов, — недалеко от Всесвятской церкви. И в своих выступлениях- юспоминаниях называют их имена, то — Семён Семёнович Фильенко, Михаил Константинович олесников, Николай Павлович (Евдокимов, Александр Дмитриевич отов, Василий Фёдорович Старцев, Константин Иванович Ковалёв, Аттий Павлович Лубяницкий, Александр Дмитриевич Болунуца, Андрей Михайлович Дымченко, Все они погибли в расцвете сил (самому молодому исполнилось 19 лет, а самому старшему — 40 лет), не достроив судно-первенец.
Четверть века в строю...
Уже через три часа после взрыва прибыла из Москвы комиссия для расследования причин чрезвычайного происшествия. Был также и министр судостроительной промышленности В,А, Малышев. За нарушение правил техники безопасности на производстве директора завода В.П. Горецкого сняли с должности. Вместо него назначили И.Г. Анацкого.
Министр обязал херсонских корабелов восстановить корпус танкера — за 10 дней. И работа закипела, люди трудились круглосуточно, вырезая искореженные секции, заменяя их новыми. Завод- чанам очень повезло, что машинное отделение, где уже была смонтирована дизельная установка, ока? лось неповреждённым.
Судостроители с честью выдержали трудный экзамен. 9 сентября 1953 г. первый танкер был спущен на воду — в свою родную стихию. Первая крёстная мать завода — малйр отделочного цеха Нина Алексеевна Бризгун — по давней тради- ции.разбивает бутылку шампанского о прочный корпус, возвестив тем самым, что родилось новое судно с именем «Херсон».
Для любителей истории следует отметить, что первое судно с именем на борту «Херсон» было построено ещё в XVIII веке — на Херсонской верфи. Это был военный фрегат (головным же являлся 66-пушечный корабль «Слава Екатерины)...
В дальнейшем судьба танкера «Херсон» оказалась удачной. Он совершал рейсы с нефтью через Тихий океан. Побывал в Антарктике, доставляя топливо китобойной флотилии «Слава». Выполнял рейсы в различные порты Африки. Четверть века танкер «Херсон» приносил ощутимую пользу народному хозяйству. И оценка экипажа о нём была однозначной: «Надёжное и прочное судно! Сразу видать марку херсонских судостроителей!..».
За первые девять лет существования ХСЗ — с 1952г. по 1961 г. — были созданы 31 танкер серии «Херсон». Прошло время, и на заводе приступили к строительству танкеров нового поколения — более мощных. Грузоподъёмность их была чуть ли не вдвое больше -18,5 тысяч тонн, В 1978 г., ровно через 25 лет, судостроители снова присвоили имя «Херсон» танкеру. И хотя он был намного сложнее своего старшего тёзки, заводчане уложились — от закладки до сдачи заказчику — в 7 месяцев. Строительство судна было приурочено к 200-летию родного города. Вот так — по хтафете, в разное время, — передаётся славное имя кораблям, прославляющим наш Херсон.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.035Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |