ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
На размер квартплаты влияет борщ?
19.05.2011 / Газета: Гривна / № 21 / Тираж: 60000

Многие херсонцы приняли участие в общественных слушаниях, касающихся перечня услуг на обслуживание многоквартирных домов и придомовой территории. Представители ЖЭКов не могли внятно ответить на вопросы жильцов, зачем надо пересматривать квартплату. Звучало и такое: «Вот вас не удивляет, что овощи на борщ подорожали, а почему квартплата растёт – вам непонятно!»

Хоть с работы уходи!

Начиная с 10 мая представители нескольких общественных организаций, политических партий и журналисты отслеживали обсуждение перечня услуг квартплаты. Цель – направить его в более или менее цивилизованное русло и помочь горожанам разобраться в том, что же им предлагают обсудить. Среди основных выводов, прозвучавших на пресс-конференции 16 мая, инициаторами которой стали члены комитета подотчетности и контроля за деятельностью власти общественного совета при ОГА, были ужасная организация слушаний и вытекающие из этого последствия.

- С какой целью период проведения слушаний «сжали» до 10 дней, проводили их в рабочее время? Разве так реально встретиться с жильцами

почти 1,5 тысячи домов? – отмечает член общественного совета при ОГА Александр Мошнягул. – Приходили на встречи в основном пенсионеры. Мало кто из них мог настойчиво требовать от представителей ЖЭКов пояснений. Было много и чисто технических ошибок. Например, вместо школы № 52 в объявлении на подъезде была указана школа № 53, которая находится в противоположном конце микрорайона. Кто будет искать такое место встречи? Непонятна была и роль протоколов. На руках у представителей ЖЭКов были незаполненные бланки. На слушаниях люди не голосовали, решения не принимали, а значит вписать в эти бумаги можно всё что угодно. Имели место случаи, когда жильцы требовали у коммунальщиков признать, что слушания по их дому не состоялись, потому что им не предоставили исходную информа-цию. Тогда людям приходилось самим от руки составлять протокол и потом направлять его городским властям.

Роль овощей

Чего только ни наслушались горожане, которые всё-таки пришли на слушания!

Руководитель одного из коммунальных ЖЭКов назвал жильцов стадом после того, как они просто «забодали» его вопросами, откуда взялись расчеты нового тарифа. Представитель другого ЖЭКа ошарашила, что размер её зарплаты и штатное расписание сотрудников ЖЭКа – это коммерческая тайна, которую она не будет оглашать. «А как же тот факт, что расходы на административный аппарат заложены в тарифе?!» – пытались вопрошать жильцы. Одного высокопоставленного чиновника, видимо, так «достали» вечными требованиями – покажите, как вы рассчитывали тариф, докажите, что его надо повышать, что он прибегнул к образному мышлению и сказал что-то вроде: «Вот вас не удивляет, что овощи на борщ подорожали, а почему квартплата растёт – вам непонятно!»

К сожалению, подобных казусов на встречах было очень много. Тем более что сводятся все они к одному: сотрудники ЖЭКов, увы, не давали так необходимой информации к размышлению. Её пришлось выискивать общественникам.

«Дорогие» дворники

Судя по всего лишь одной составляющей тарифа – уборке придомовой территории, в Херсоне дворники живут просто припеваючи. Вот какие данные привел лидер «За майбутнє Херсона» Владимир Макуха:

- Сейчас действует тариф за уборку территории 0,29 копейки с квадратного метра жилья с человека в месяц. Мы подсчитали: 3-подъездный 9-этажный дом на Берислав­ском шоссе, 6а, имеет площадь придомовой территории 5222 квадратных метра и оплачивает за уборку 1796 гривен

в месяц. При этом норматив для одного дворника – 6 тысяч квадратных метров территории. Что интересно, первый этаж этого дома занят под мебельный магазин, и свою прилегающую территорию его сотрудники убирают сами, то есть фактически дворнику не надо мести вдоль одной из сторон фасада. Нам предлагают увеличить расходы на уборку до 0,511 гривни за квадратный метр с человека в месяц, чтобы дом собирал 3153 гривни в месяц. И вы хотите сказать, что эти деньги пойдут на оплату труда дворников?! Или тариф рассчитывают справедливо?! Хотя то, что при его формировании применяют индивидуальный подход, – это факт. К примеру, у дома № 135 на улице Илюши Кулика придомовая территория чуть больше – 5801 квадратный метр, но тариф на уборку предлагают увеличить не так значительно, как для недалеко расположенного дома № 6а на Бери-славском шоссе. Где логика?

А вот пример, который привела Вера Заднепряная – член общественной организации по защите прав потребителей:

- В центральной старой части Херсона на улице 9 Января большинство домов имеют комбинированную форму собственности: часть стали частными, были сняты с баланса обслуживающей организации и как любой частник теперь сами ремонтируют кровлю, сети, заключают договор на вывоз мусора. Несмотря на это, на общественных слушаниях жителям представили калькуляцию тарифов, которые учитывают эти составляющие. К примеру, удорожание уборки территории идет на 44,8%, вывоз мусора – в 2,48 раза, содержание шиферной кровли – в 2,64 раза. Причем эти тарифы типовые для всех 24 домов! Никто не смотрел, что там уже поменялось количество квартир, что там много офисов… Это к разговору о качестве формирования тарифа.

На что дали тридцать дней

Старшие подъездов или председатели домовых комитетов получили листы с минимальным перечнем услуг, которые ЖЭКи будут оказывать. В течение 30 дней жители должны решить, устраивает ли их утвержденный горисполкомом минимальный перечень или они хотят его изменить, добавив или убрав те или иные услуги. Если изменения последуют, то абсолютно все жители дома должны их поддержать. Если единогласия не будет, а его в таких вопросах, сами понимаете, как тяжело добиться, то в силу вступит минимальный перечень из 10 услуг. К примеру, уже сейчас в некоторых домах идут дискуссии, нужны ли расходы на дератизацию и дезинсекцию (травля крыс и тараканов). Люди уверены, что «живность» у них и так сроду никто не травил, а потому – зачем платить больше? Но поговорить на эту тему – это одно, а решить – другое. Причем, как уже было сказано, принимать решение должны 100% жильцов.

Что дальше?

Согласно графику, 20 мая слушания закончатся. ЖЭКи подошьют в папочки протоколы, которые аккуратненько заполнят после того, как суета уляжется, снабдив их заранее собранными подписями присутствовавших жильцов, и направят их в адрес городского головы Владимира Сальдо. И уже ему вместе с первым заместителем Вячеславом Яременко решать, справились ли коммунальщики с поставленной задачей по проведению слушаний или нет. В такой ситуации надеяться на то, что протестных протоколов, в которых люди требовали признать слушания несостоявшимися, будет много, не приходится. Скорее всего, победит общая пассивность, а немногие протоколы с мнением «против» просто приобщат к делу. Ведь у нас общественные слушания носят рекомендательный характер, и выполнять их решения власть не обязана. По крайней мере именно так прописано в уставе Херсона.

Ну а потом исполком на одном из своих ближайших заседаний рассмотрит тарифный вопрос по каждому дому отдельно. В результате уже летом мы получим новый тариф, удорожание которого составит от 20 копеек до 1 гривни на квадратный метр жилья.

Есть ли шанс внести коррективы?

- Я присутствовал на слушаниях в домах на улице Залаэгерсег, – говорит начальник региональной жилищно-коммунальной инспекции Владимир Мыколаенко. – И столкнулся с теми же проблемами, о которых говорят коллеги. Как инспекция мы обязаны осуществлять контроль за формированием тарифов, поэтому направили запрос в ЖЭК и потребовали разъяснений, откуда берутся те или иные цифры. Благодаря такой работе мы в прошлом году смогли вернуть гражданам более 400 тысяч гривен платежей в виде перерасчетов. За этот год цифра уже составила

200 тысяч гривен. Мы требуем у ЖЭКов отчитаться, куда они тратят так называемые накопительные средства, которые «забиты» в тарифе на то, чтобы ремонтировать 10% кровли в год или 7% внутридомовых сетей. При этом бывают случаи, когда в ЖЭКе нам отвечают: документы не дадим, они исчезли, но можете быть уверены, что все средства квартплаты израсходованы согласно актам.

- Будем обращаться в прокуратуру, – отмечает Александр Мошнягул. – И прикладывать те факты нарушений при формировании тарифов и в самой процедуре проведения слушаний, которые удалось выявить. Потребуем от городского головы, чтобы он поручил тщательно проверить формирование новых тарифов по каждому дому отдельно. Потому что сейчас у нас есть основания утверждать, что работа в этом направлении проведена не надлежащая. Вполне возможно, что это станет базисом для того, чтобы признать слушания по ряду домов несостоявшимися.

Возможно, что кому-то такие цели общественников покажутся наивными или малопродуктивными. Но если им удастся навести порядок с тарифообразованием хотя бы в нескольких домах, пусть это и будет «показательная порка», значит есть надежда, что другим будет неповадно. Глядишь, в следующий раз коммунальщики будут серьезнее относиться к тому, что нам «впаривают». Тем более что живут ЖЭКи за наши с вами деньги, уважаемые херсонцы. И если мы их не заставим уважать нас как потребителей, толку и дальше не будет.

Тариф квартплаты обсудим отдельно!

Оценить ситуацию «Гривна» попросила директора департамента ЖКХ Херсонского горисполкома Владимира Пепеля. Ведь главный коммунальщик города не может не видеть, как именно проходят слушания.

- Хотелось бы быть четкими в формулировках, – говорит Владимир Петрович. – Сейчас идет обсуждение не тарифа квартплаты, а минимального перечня услуг по обслуживанию домов и придомовой территории. Согласно постановлению Кабмина № 529, на общественных слушаниях исполнитель услуг, то есть ЖЭК, доводит до жителей перечень услуг, которые он может оказывать, объясняет всё. Всего их может быть почти 18, но мы решили пойти навстречу горожанам и согласовали с СЭС и Антимонопольным комитетом минимальный санитарный перечень услуг, который ЖЭКи и предлагают сейчас к обсуждению. Состоит он из 10 позиций, но жильцы могут их изменить, добавив, к примеру, уборку лестниц или оплату услуг консьержа. Всё зависит от желания. На принятие решения у жильцов есть 30 дней со дня проведения слушаний. Почему во время обсуждения фигурируют конкретные цифры по стоимости услуг? Просто ЖЭКи провели свои предварительные ориентировочные подсчеты. Они – не догма. После того как жильцы утвердят перечень, ЖЭКи подадут свои расчеты на аудит в инспекцию по ценам. Следующий этап – расчеты по каждому дому отдельно и проведение новой процедуры обсуждения с жильцами. Затем свои заключения сделают специалисты областной жилищно-коммунальной инспекции и Антимонопольного комитета. После них решение примет горисполком. В лучшем случае говорить о завершении всей процедуры можно будет не раньше конца лета.

Судя по комментариям г-на Пепеля, оказывается, что исполнители, то есть ЖЭКи, смешали в кучу две разные процедуры – обсуждение перечня услуг и обсуждение тарифов. Может, поэтому они не были готовы пояснять свои расчеты жильцам? Но тогда почему они прямо не сказали, что о ценах будет возможность поговорить отдельно? Тоже не знали? Полный сумбур, из которого пока ясно одно: эпопея с квартплатой еще не окончена. Хотя есть и положительный момент. Вполне возможно, что именно допущенные ошибки сподвигнут ЖЭКи более тщательно подготовиться ко второму этапу работы.

Когда верстался номер.

17 мая стало известно, что во время совещания городской голова Владимир Сальдо распорядился откорректировать график проведения общественных слушаний. Мол, на горячую линию (49-33-40) жаловались горожане, которые не смогли принять участие в слушаниях, проходивших в рабочее время. Что ж, как говорится, лучше позже, чем никогда, но херсонские власти таки вспомнили об интересах граждан.

Как прокомментировал «Гривне» городской голова Владимир Сальдо, руководителям жилищных организаций была дана команда откорректировать графики. Там, где это еще возможно, встречи перенесут на вечернее время. Начальник горжилуправления Алексей Рыбаков уже встречался с руководителями ЖЭКов и дал им команду преду-предить жильцов об изменениях во времени. К сожалению, раньше отреагировать не получилось, поскольку поток жалоб горожан пришелся именно на 16–17 мая.

Автор: Оксана КАЗАКОВА


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту