Сейчас только ленивый не ругает херсонский общественный транспорт. И есть ведь за что ругать! К такому выводу автор этих строк пришла после небольшого эксперимента: в минувшую пятницу, 13 мая, по заданию редакции мне выпало полдня поездить в николаевском транспорте. О впечатлениях – ниже.
Наблюдение первое: у них количество не мешает качеству
Прежде всего скажу, что общественного транспорта в Николаеве достаточно много. На сайте http://www.seemap.ru/nikolaev (википедия транспортных маршрутов) сказано, что в распоряжении жителей этого города находятся 110 различных маршрутов (включая автобусные, троллейбусные и трамвайные). В Херсоне вариантов перемещения по городу значительно меньше: у нас можно проехать по 43 автобусным и 7 троллейбусным маршрутам (об этом сообщает сайт http:// transport-ks.narod.ru/). Что и говорить – разница существенная. При этом херсонские перевозчики вечно ноют, что им невыгодно работать из-за переизбытка транспорта и бешеной конкуренции, что маршруты дублируются, поэтому водители часто возят пустые салоны. Следуя этой логике, напрашивается вывод, что в Николаеве с пассажирами еще большая напряженка, значит и цены за проезд должны быть выше. Но не тут-то было!
Добравшись до Николаева, я сразу села на «большую» (вроде «Богдана») маршрутку № 8. Стоимость проезда в ней показалась просто смешной – всего 1,25 гривни! Что любопытно: прямо перед этим автобусом от остановки отошла еще одна «восьмерка», но уже «маленькая» и с табличкой «1,75». Я выбрала более дешевый вариант, так как ехать предстояло недалеко. И подумала, что всё это очень здорово и довольно честно. Бывает, что нужно проехать всего пару остановок, при этом платить приходится безальтернативные 2 гривни. А тут завидная демократия – выбирай себе модель автобуса по карману!
Позже, заглянув в Интернет, я узнала, что в Николаеве есть автобус № 8, а есть маршрутка с аналогичным номером. Обслуживает их одно транспортное предприятие, путь следования – один и тот же. Только автобус – это социальный вариант, и ходит он до 22:00. Зато маршрутка № 8 курсирует до часу ночи.
Наблюдение второе: у них есть выбор
Собирая материал для этой статьи, я также решила «прокатиться» из центра Николаева в сторону одного из спальных микрорайонов – Северного. Поездка на маршрутке № 40 (автобус вроде «Руты») до остановки «Школьная» обошлась мне в 2 гривни. Зато дорога обратно – со «Школьной» до «Центрального рынка» (в автобусе примерно такой же вместимости) – всего в 1,75 гривни. Оказывается, дело не только в статусе маршрута, а и в его протяженности. Проезд по короткому маршруту (до 10 километров) в Николаеве стоит 1,5 гривни, по маршруту протяженностью от 10 до 15 километров – 1,75 гривни. На длинных маршрутах (до 20 километров) за проезд берут 2 гривни. Поэтому разница в стоимости проезда «туда» и «обратно» объясняется сугубо преимуществами введения дифференцированного тарифа. Ситуация повторилась, когда мне понадобилось добраться от николаевского Центрального рынка до местного автовокзала. Можно было сесть в первый подошедший к остановке автобус за 2 гривни или подождать транспорт подешевле. Я выбрала второй вариант и опять сэкономила 25 копеек. Пусть это небольшие деньги, но всё равно приятно. Копейка, как известно, рубль бережет. Надо ли говорить, что для многодетных и малообеспеченных семей эта разница может оказаться очень даже существенной? Кстати, такие тарифы на пассажирские перевозки в Николаеве установили лишь в феврале 2011 года. До этого проезд в маршрутках был еще дешевле – на 25 копеек.
А еще в Николаеве курсируют трамваи. Правда, сами жители Николаева на этот вид транспорта больше жалуются: мол, трамваи ходят старые,
и ездить на них страшно – говорят, уж лучше в троллейбусе. Для интереса я решила одолеть пару остановок на трамвае № 3. Приготовила деньги, но кондуктора не увидела и проехала «зайцем». Уже потом узнала, что кондукторов в электротранспорте Николаева нет вообще. Билеты (и на троллейбус и трамвай они стоят по 1 гривне) можно купить в киосках или у водителя. После этого билет нужно прокомпостировать. Ну или можно пользоваться проездным. Студенческий проездной на троллейбус стоит в Николаеве 20 гривен.
Наблюдение третье: и у них есть над чем работать
Конечно, нельзя сказать, что николаевский общественный транспорт идеален. Наши соседи тоже считают, что водители им часто хамят (хотя за свое небольшое путешествие я ни разу не слышала брани или грубости). А еще сетуют, что им приходится ездить в стареньких и неудобных автобусах. В некоторые микрорайоны Николаева ходят только «маленькие» маршрутки, хотя людей там проживает довольно много. Кстати, именно в николаевской «Газели» я увидела уже позабытые нами табуретки (их раньше ставили в салоне для увеличения «сидячих» мест). Оказывается, в соседнем городе эта практика еще жива. Можно также добавить, что далеко не на всех маршрутках Николаева имеются таблички с указанием стоимости проезда – это сразу бросилось в глаза. А еще водители не выдают билеты и принимают оплату за проезд даже во время движения. Пассажиры все время просят друг друга передать водителю то деньги, то сдачу, а когда тебя постоянно дергают за рукав, это довольно быстро надоедает. Платить там положено при входе.
Наблюдение четвертое: у них можно обходиться без такси
Совсем недавно я затронула тему общественного транспорта в разговоре со знакомой из Николаева.
«Ооо… наши маршрутки – это что-то!» – недовольно сказала она.
Оказалось, что последние 5 лет девушка проживала на окраине города, а в этот район после 9 часов вечера маршрутками добираться очень проблематично.
Ну, тут вообще хочется выдержать паузу и спросить, как это делает Михаил Задорнов: «Чувствуете, да? Сечете, в чем разница?»
У нас в любой из микрорайонов крайне сложно добраться после 21 часа, и никого это уже по большому счету не возмущает. Все «наши» давно знают, что чудо не произойдет. И если предстоит вернуться домой поздно, обязательно нужно иметь в кармане деньги на такси. А вот для наших соседей отсутствие общественного транспорта поздно вечером – полный «беспредел». Им просто есть с чем сравнивать: в Николаеве многие маршруты ходят до часу ночи, а некоторые вообще курсируют круглосуточно. Поэтому жители города могут экономить не только копейки, но и десятки гривен. Им нет надобности, к примеру, вызывать такси, если выпало ночью ехать на вокзал или пришлось поздно возвращаться из гостей. Они могут даже в некоммерческое, с точки зрения водителей, время доехать домой на маршрутке (пусть даже и не во все уголки города). Жаль, что нам – херсонцам – такая «роскошь» пока не знакома.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |