Времена, когда снимали «Гараж» Эльдара Рязанова, давно и безвозвратно ушли. Сейчас гаражи стали желательным, но вовсе необязательным дополнением к автомобилю, который превратился для многих не в средство раз в неделю добраться до дачи, а в ежедневное средство передвижения. В качестве мастерской и склада запчастей сам гараж стал уже не столь актуален – вокруг полно станций технического обслуживания. Именно поэтому многие автомобилисты стараются оставлять на ночь своего «железного друга» поближе к дому, чтобы с утра сразу сесть в него и поехать, а не идти пешком пару километров к гаражному кооперативу. Кто-то оставляет машину у подъезда или под окнами, а кто-то, чтобы исключить риск обнаружить утром отсутствие магнитолы, колёс или наоборот, наличие неприличной нацарапанной гвоздем надписи, ставит её на платную автостоянку неподалеку от дома.
Но и это порой не спасает от неприятностей. Пришёл утром на стоянку – а на машине пусть небольшая, но вмятина или царапина. Что предпринять, чтобы этого избежать, а если подобное произошло, то что нужно делать, чтобы владелец автостоянки возместил вам ущерб?
Каждый раз, забирая свой автомобиль со стоянки (неважно – круглосуточная она или нет), не поленитесь внимательно осмотреть его. Кстати, одновременно можно обнаружить некоторые технические неисправности, влияющие на безопасность движения (не горят габариты, плохо накачана шина, потекло масло или радиатор и тому подобное). В любом случае осмотр лишним не будет.
Если вы ставите автомобиль на эту стоянку систематически, то не просто желательно, а совершенно необходимо заключить с её владельцем письменный договор о временном хранении, в котором будут подробно описаны права, обязанности и ответственность каждой из сторон. Он должен базироваться на статьях Гражданского кодекса Украины о хранении, а не являться плодом «творчества» владельца стоянки. Составляют и подписывают его как минимум в двух экземплярах. Если письменного договора нет, то к нему приравниваются расписки, квитанции, платёжные ордера с указанием госномера автомобиля. Потребовать их и сохранить – в ваших интересах, потому что они являются единственными документами, подтверждающими, что стоянка приняла на хранение ваше имущество. В соответствии с Гражданским кодексом выданные квитанция, товарный чек (их вам обязаны дать) либо жетон, если он применяется на стоянке, будут свидетельствовать о заключении публичного (то есть устного в отличие от письменного) договора хранения и того, что оказывающий услуги обязан обеспечить его сохранность, не допускать в транспортное средство посторонних лиц, нести ответственность за находящиеся в салоне вещи и выдать его по первому требованию владельца, причём в том состоянии, в котором оно было принято. И самое главное, в случае утраты автомобиля – возместить его стоимость, а при его повреждении – возместить ущерб в размере суммы, на которую снизилась его цена. Обратите внимание на то, чтобы на выданном вам документе был указан госномер автомобиля. Если его нет на квитанции или кассовом чеке, требуйте дополнительных гарантий. Запомните, что за всё, что случается с вашим автомобилем на стоянке, материально отвечает её владелец, а те, кто его похитил, разукомплектовал или повредил – уже перед ним. И разбираться с этим должен уже он, а не вы.
И владельцы машин, и хозяева автостоянок при заключении договора (неважно – письменного или публичного) должны руководствоваться Правилами хранения транспортных средств на автостоянках, утвержденными постановлением Кабмина № 115 от 22.01.1996 года. В соответствии
с ними на каждой стоянке нужно вести «Журнал учёта транспортных средств, принимаемых на хранение». Страницы в нем должны быть пронумерованы, прошнурованы, а шнур – скреплен печатью с подписью. В нём указываются название стоянки, её адрес и сведения о её владельце. При постановке автомобиля дежурный обязан зафиксировать в нём номер выделенного автомобилю места, фамилию, имя и отчество владельца полностью, марку, государственный номер, цвет автомобиля, время постановки транспортного средства на стоянку и рядом поставить свою
подпись. В случае, если автомобиль имеет повреждения, то их тоже нужно описать в журнале. Также в него должны быть внесены предметы, которые не входят в стандартную комплектацию машины (магнитола, телевизор, холодильник и прочее).
Но как быть, если дежурный отказывается записать в журнал все необходимые данные, не хочет удостоверить приёмку автомобиля своей подписью, не даёт чек и игнорирует требования показать записи в журнале? Для начала позвоните владельцу стоянки. Номер его телефона должен быть на видном месте рядом со свидетельством о госрегистрации предприятия и книгой жалоб и предложений. Если это не помогло, то не рискуйте оставлять свой автомобиль, обратитесь в управление по защите прав потребителей.
Многие «особо хитрые» содержатели автостоянок норовят внести в договор пункт о снятии с них ответственности за похищение, повреждение или утрату личных вещей из салона. При подписании этого документа потребуйте исключить эти пункты как противоречащие Гражданскому кодексу Украины. В том случае, если вы все же заключили договор с такими пунктами, то при необходимости его достаточно просто оспорить в суде.
В ситуации, если с вашим автомобилем на стоянке все-таки что-то произошло, то следует сразу же сообщить об этом дежурному приемщику и написать письменное заявление в двух экземплярах. Один из них, с подписью дежурного о приёме, нужно оставить у себя. Если дежурный отказывается поставить свою подпись, то необходимо составить акт об отказе подписать заявление, заверив его подписями двух свидетелей. Кроме этого, опять же в присутствии свидетелей сфотографируйте повреждения, а распечатанные фотографии позже приложите к заявлению.
Если автомобиль разукомплектован или похищен, пропали вещи из салона, нужно вызвать милицию. А если он поврежден –ГАИ. Не лишним будет напоминание, что в данном случае действуют те же правила, что и при ДТП. Если владелец стоянки лишь высказывает свою готовность возместить ущерб, не соглашайтесь, а потребуйте составления письменного соглашения. Если кроме обязательной страховки ОСАГО вы имеете ещё и КАСКО, то обязательно сообщите о случившемся страхователю (подробно о том, как действовать в таком случае при ДТП, мы рассказали в «Гривне» № 17 от 21.04.2011 года).
Если КАСКО нет, а хозяин стоянки отказывается от возмещения ущерба, тогда надо собирать все необходимые документы и готовиться к суду. Иск о возмещении ущерба предъявляется автостоянке, если хозяин – юридическое лицо, или ее собственнику, если он – частный предприниматель.
Это минимум необходимых юридических знаний, которыми должен обладать каждый хозяин автомобиля, оставляющий его на охраняемой стоянке. Но предупреждаем сразу: возмещение ущерба за повреждение или угон транспортного средства, находящегося на стоянке, через суд – процесс длительный и затратный (платежи за экспертизу, оплата юридических услуг, если сами не захотите бегать по судам, оплата госпошлины и других судебных издержек). Тем не менее в том случае, если вы выиграете процесс, ответчик будет обязан возместить вам эти дополнительные траты. Поэтому стоит объяснить, что в случае вашего обращения в суд это ему обойдется гораздо дороже. К примеру, при предъявлении иска на 8 тысяч гривен ему придётся в результате выложить из кармана 14–15 тысяч гривен: 400 гривен – экспертиза, госпошлина и судебные издержки – 200–300 гривен, моральный ущерб – 1000 гривен, услуги юриста – 2–3 тысячи. Получаем 11700–12700 гривен. К этому плюс 10% услуги исполнительной службы, 10–12% – индекс инфляции. В общем, экономическая выгода урегулировать проблему, не доводя её до судебного разбирательства, для понимающего человека будет очевидна.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |