Прошедшие выходные порадовали херсонцев хорошей погодой. Лето фактически уже началось. Многие горожане даже отважились открыть купальный сезон… и очень быстро об этом пожалели. Нет, дело не в том, что, несмотря на жару, вода в конце мая все еще достаточно холодная. Удовольствие от купания испортил гнилостный запах и вид полуразложившихся рыбьих трупов, плывущих вниз по течению Днепра.
Дохлая рыба наблюдалась не только в окрестностях Херсона. По сообщению агентства Контекст Причерноморье мертвых карпов и толстолобиков наблюдали в низовьях Ингульца, в заливе Збурьевский Кут, в озерах Краснюково, Белое, Нижнесолонецкое, в протоках Голопристанская Конка, Кошевая, в Осокоровском, Гавриловском, Дудчанском, Мыловском, Республиканском заливах Каховского моря. То есть практически во всех крупных пресных водоемах Херсонской области.
Причиной мора рыбы не мог быть какой-либо один источник загрязнения, как во время катастрофы 2008 г., когда одномоментный сброс в окрестностей Никополя отравил Каховское водохранилище (см. материал «Воды отравили железом и марганцем», «Вгору» от 07.08.2008). В озеро Белое отрава приплыла по реке Белозерке, в низовьях Ингульца, Днепра и в заливах Каховского водохранилища источники тоже были разные. Общей причиной, объясняющей одновременное появление мертвой рыбы в разных местах, могли быть только погодные условия.
Ситуация эта повторяется из года в год. Как только начинается сезон весенних ливней, в реках Херсонщины массово гибнет все живое. Виной тому, с одной стороны, горы сельскохозяйственной и промышленной «химии», складированной под открытым небом, а с другой, – прорывы легальных и нелегальных отстойников с разного рода отходами, чьи дамбы начинают активно подтекать. Зимой и ранней весной перенос всех этих ядов в водоемы резко снижается, а в апреле – мае с первым сильным ливнем начинается череда экологических катастроф. И так на протяжение полутора – двух месяцев, до установления сухой летней погоды. Других причин пока не просматривается. Контекст Причерноморье сообщает об авариях «гасильного колодца канализационной насосной станции №1» Каховского горводоканала, в результате чего «канализационные стоки центральной части города (до 650 куб. м в сутки) попали в Каховское водохранилище, и об аварийном сбросе сточных вод из Новокаховского канализационного коллектора. Эти аварии (если вообще речь идет не об одном и том же событии) также связаны с ливнями, да и имеют явно локальный характер.
Наиболее опасна в это время сельхозхимия и ингредиенты, задействованные в ее производстве, – сера, фосфаты и т. п. И если ядохимикаты по причине их дороговизны хранят под крышей, то удобрениям (и сырью для их синтеза) места в закрытом помещении обычно не хватает. И сейчас херсонцы, проплывающие в районе морпорта, могут любоваться огромными кучами сыпучего материала неясного цвета и назначения. Каждый дождичек отправляет некоторую часть этого вещества в Днепр, что уж тут говорить о ливне, когда смываются тонны.
Конечно, в происходящем по большому счету виновата не погода, а наша традиционная бесхозяйственность, помноженная на сегодняшнее тотальное безвластие. Надежда на президентскую вертикаль, способную по идее заставить чиновников взять ситуацию под контроль, постепенно улетучивается. Страна потихоньку разваливается, и в первую очередь это бьёт по экологической ситуации, а значит – по нашему здоровью. В прошлый вторник сильный ливень снова обрушился на город, а значит – новая порция отравы попадет в Днепр, Ингулец, десятки малых рек и речушек Херсонщины, превращая их в безжизненные сточные канавы.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |