ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Конец света отменяется! Встречаем «Мельпомену»!
26.05.2011 / Газета: Херсон Маркет плюс / № 21 / Тираж: 20000

Пока одни пугали всех и вся очередным концом света, который должен был «состояться» 21 мая, другие не покладая рук готовились к театральному фестивалю.

В результате, конца света мы не дождались, а вот фестиваль «Мельпомена Таврии» благополучно распахнул свои двери для всех, кто любит театр. И произошло это в 13-й раз — фактически, 22 мая, официального — 23-го.

Сегодня те, кто был причастен к рождению херсонской «Мельпомены», с ностальгией вспоминая первые шаги, утверждают, что Херсон по праву стал столицей театра и благодарят Александра Книгу за добрый человеческий фестиваль. И не удивляются, что театральный фестиваль прижился именно на нашей земле. А все почему? Потому что «в Херсоне есть публика, которая гениально смотрит спектакли», — в этом уверен режиссер и депутат Лесь Танюк. А еще предложил выдвинуть директора нашего театра Александра Книгу на звание народного артиста. Тоже дело неплохое.

Да и чиновники, глядя на наших театральных деятелей, признаются, что учатся у них «как нужно самоотверженно работать». И как-то уже перестали удивляться наши гости, что на культурном событии присутствуют херсонские власти — и мэр, и представители облгосадминистрации (к сожалению, сам губернатор был в день открытия в отъезде), и первые лица управления культуры. Кстати, они пришли не только поздравить с открытием, ведь многие «не учили жить», а помогли фестивалю финансово (по 100 тыс. грн. от городского и областного бюджетов). И, судя по всему, готовы оказывать помощь и далее. Наш мэр Владимир Сальдо уже 10-й год вместе с «Мельпоменой», и даже шутит, что больше поддерживает фестиваль, чем сам Книга: «Спрашиваю, сколько денег дать — он говорит меньше, чем мы можем». Значит, дополнительный источник финансирования на следующий год будет. Да и Министерство культуры в этом году впервые существенно поддержало фестиваль — 150 тысяч выделили! Ибо наконец-то увидели, что это единственный фестиваль, который собирает друзей и единомышленников, живущих театром.

Итак, в эти дни в Херсоне уже много гостей (жаль, что не все смогли приехать), вовсю идут спектакли, зритель неизменно встречает актеров цветами и овациями. А многоуважаемое жюри ждет новых творческих открытий. И они будут.

Первыми вышли на театральные подмостки актеры из Полтавы — и подарили свой вариант гоголевской «Шинели». Переживания Акакия Акакиевича нашли отклик у зрителя — бурные аплодисменты. А потом и директор театра признался, что полтавчане чувствовали себя в нашем театре, как дома — мало того, что оба здания построены по одному проекту, так у нас еще прекрасная публика, которая фантастически здорово встретила актеров.

Самое яркое впечатление двух первых дней фестиваля — спектакль «Калигула» по пьесе Камю Ровенского областного академического музыкально-драматического театра. Мы можем принимать этот факт и с гордостью (режиссер-то наш, херсонский — Сергей Павлюк, да и пластические решения до боли знакомые — дело рук еще одной нашей землячки Влады Белозоренко), и с некоей долей ревности (а ведь мог бы он родиться и в родном театре!).

Получилось ярко, мощно, динамично. Зрелище завораживает и увлекает. Для кого-то увиденное — достаточно предсказуемо (после «Гамлета»), для кого-то — эмоциональный шок и «разрыв мозга». Но пройти стороной и не заметить этот спектакль просто невозможно. На сцене — потрясающие декорации. Актеры одеты в очень стильные костюмы (они не только не соответствуют далеким временам, но и взяты из разных эпох — все черно-бело-красное!). Здесь воду льют, бумагу рвут, мнут и жгут, грязью обмазывают — все так, как любит режиссер. А подбор музыки — вообще отдельная тема, достойная серьезного исследования. И среди иных героев — тиран и деспот, прославившийся изощренной жестокостью, одержимый властью, избалованный вседозволенностью и пороками — Калигула. Так далеко от нашего времени, и в то же время так близко!..

А что после спектакля — слово режиссеру.

Сергей Павлюк

о спектакле, работе и о кайфе

- Сергей, почему же «Калигула» увидел свете в Ровно, а не в Херсоне?

- Случай, ситуация. Хотел, конечно, здесь ставить — на Мельника. Но не получалось. У нас, во-первых, выпускается много спектаклей, во-вторых — классика: отсутствие финансов. А такие проекты требуют денежных затрат. В Ровно я 4 года назад поставил два спектакля, «Калигулу» давно предлагал, и когда они позвонили — это была судьба.

- Сложности с костюмами, декорациями были?

- Да, сложность есть, в декорациях. Я везде автор идеи, вот только не умею рисовать. И порой с художниками бывает очень сложно (это не касается Рыдванецких), потому что они не понимают, что ты хочешь. Опять же, театр финансово убыточный... Поэтому и премьера перенеслась на месяц: спектакль был готов, а декорация — нет. Это самый длинный спектакль, который я ставил, три месяца. Слава Богу, Влада смогла вырваться и подъезжала несколько раз, чтобы поставить пластику. Это был наш второй спектакль, есть и «Макбет», который мы поставили в Николаеве, и он ничем не уступает «Калигуле».

- То, что увидели херсонцы, отличается от спектакля, который знает ровенский зритель?

- Очень сложно спектакль вывозить на другую сцену. С бассейнами проблема — получилось не совсем то, что я хотел. Немножко не то, но в любом случае, идеальный вариант — динамичный интересный, все меняется: то ли арена, толи трибуна.

- И вода…

- У меня так получается, это же стихии, и они мне близки.

- И в новых постановках будет?

- Будет. И огонь, и вода, и грязь. Это то, в чем мы катаемся, и оно настоящее. Оно помогает актеру чувствовать. А ребята, кстати, молодцы, стараются.

- Хотя после фильма с Малькольмом МакДауэллом в главной роли кажется, что герою сумасшедшинки не хватает…

- Это две совсем разные темы — порно-эро и философская пьеса. Режиссер Тинто Брасс взял «Жизнь двенадцати цезарей» Гая Светония, сценарий написан по этой книге — очень четко, очень классно. А Камю — совсем другое. Экзистенциализм чистой воды.

- А Вас все тянет к раскрытию тирании…

- Просто так получилось, что я три спектакля поставил очень близко — «Гамлет», «Калигула» и «Макбет».

- Трилогия?

- Да. У меня есть трилогия и по украинской классике — «Дума про братів Неазовських» Лини Костенко, «Вий» и «Страшная месть» по Гоголю. И тут триптих вышел. Уже больше как-то не хочется.

- Значит, Павлюк работает триптихами?

- Просто так получается. Когда тема очень интересная, есть возможность фантазировать. Порой берешь какую-то пьесу — и видишь, что из нее ничего не вытянешь. А здесь просто полет фантазии. Похвастаюсь наперед: вы увидите на фестивале «Наталку Полтавку» — удалось вырулить из классики то, чего там нет. Я принципиально выбросил музыку Лысенко, все построено на обрядах, автентике, как в «Страшной мести», актеры вживую поют.

- А «Калигулу» повторять в родном театре планируете?

- Очень сложно повторять такие спектакли, да и спектакль будет совсем уже другой. С одной стороны, хотелось бы, с другой — это сложно, будет, скучно. Повторение, конечно, мать учения, но не в этом случае. Я недавно «попалился» в Румынии — повторял «Гамлета». Спектакль получился намного чище, интереснее… Но кайфа нет. А кайф в нашей работе быть должен.

Автор: Лариса Жарких


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту