Украина вроде бы должна быть заинтересована в успешном продвижении инвестиционных проектов вне зависимости от того, какая партия нынче у власти. Однако на деле какое-нибудь перспективное начинание хоронят только потому, что его изначально продвигали представители «враждебных» политических сил. Участь стать жертвой «разборок» в коридорах власти грозит и национальному природному парку «Олешковские пески».
Эти пески, раскинувшиеся на территории Цюрупинского, Голопристанского и Каховского районов Херсонщины, уникальны и сами по себе — как единственная в Европе пустыня протяженностью около 20 тысяч квадратных километров. Чабаны пасли здесь своих овец, браконьеры украдкой охотились на зайцев, косуль и лис, но большая часть песчаных барханов еще при СССР служила военным полигоном для сбрасывания ракет и авиационных бомб. После развала Союза полигон закрыли, однако едва ли не каждый год на его территории подрывались местные жители, откапывавшие в дюнах металл для сдачи на лом или добывавшие тут песок в качестве дармового стройматериала. Только четыре года назад тогдашнему главе облгосадминистрации Борису Силенкову пришла в голову удачная мысль закрепить за песками статус охраняемой территории, чтобы сюда водили платные экскурсии, а не наведывались браконьерские шайки.
На определение границ природного резервата и оформление прочей земельной документации областная казна еще в 2008 году выделила 50 тысяч гривен. А чиновники потратили немало сил на уговоры председателей и депутатов окрестных сельсоветов, дабы те согласились передать в ведение «Олешковских песков» 5222 гектара угодий, числившихся землями запаса. В 2010 году тогдашний Президент Украины Виктор Ющенко издал указ, которым за пустыней окончательно закреплялся статус национального природного парка, поручив Кабинету Министров и в «последующие годы выделять средства, необходимые для его функционирования» (цитата). Этотуказ не отменен и по сей день, однако «Олешковские пески» и через год после подписания документа остаются, скорее, весьма условным бюрократическим фантомом, нежели реально существующей заповедной территорией.
—Создание национального природного парка «Олешковские пески» позволяло положить конец браконьерству и хищнической добыче пеека. Однако для освоения территории необходимо было очистить бывший военный полигон от неразорвавшихся бомб и ракет, с оформлением соответствующего акта и передачей земель районным советам. Министерство обороны Украины направило для разминирования полигона бойцов из дислоцированного в Николаевской области саперного батальона, но больше одного сезона они тут не отработали, и о безопасности песчаных дюн сегодня говорить не приходится, — говорит бывший глава Херсонской ОГА Борис Силенков. — На определение границ природного парка, налаживание его охраны, организацию научно-исследовательской работы еще в то время было необходимо 176 млн. грн., однако денег нет. И я не вижу, чтобы нынешние власти Херсонщины настаивали на продолжении финансирования этого проекта».
В бытность главой ОГА Борис Силенков считался одним из самых активных приверженцев идеи создания резерватов в низовьях Днепра и Олешковской пустыне. Однако нынче он покинул госслужбу и зарабатывает на жизнь в качестве финансового консультанта негосударственного пенсионного фонда, а также чтением лекций в двух вузах областного центра. После смены власти в Украине «оранжевый» губернатор не сохранил никакого влияния на местный административный истеблишмент и вряд ли может считаться влиятельным лоббистом нового природного парка. А среди тех, кто обосновался в облгосадминистрации после смены власти в Украине, пылких приверженцев «Олешковских песков» что-то не видать, хотя с точки зрения туристической привлекательности идея имеет огромный потенциал. В Голопристанском районе, к примеру, частные предприниматели за год создали на необитаемых островах дельты Днепра для привлечения туристов целую сеть «экологических хуторов», чья площадь вдвое превышает территорию государства Ватикан. Но там бизнес трудился на себя, а созданием природного парка занимались только чиновники. Мудрено ли, что идея так и осталась на точке замерзания!
Похоже, что о национальном парке «Олешковске пески» теперь не вспоминают демонстративно. В областном управлении охраны окружающей природной среды, где за последние два года сменилось три начальника, комментировать ситуацию никто не желает. Да и во время международного украинско-литовского телемоста Херсон—Вильнюс—Паневежис, проходившего в здании Херсонской облгосадминистрации, об этом проекте вообще слова не сказали, как будто он и не существовал. Вопреки президентскому решению, никаких средств на создание природного парка теперь не выделяется. Даже больше: далеко не каждый управленец областного уровня вообще может вспомнить, что это такое и с чем его едят. Во всяком случае, заместителю главы ОГА Василию Котенкову понадобился тайм-аут на целые сутки, чтобы ответить на простенький вопрос корреспондента о том, что делается для выполнения указа главы государства.
«Мое личное мнение — национальные парки надо создавать, тем более что идея превратить Олешковские пески в охраняемый природный резерват обсуждается, начиная еще с 1980-х годов. Весь вопрос в том, как и за чей счет это делать, — комментирует Василий Котенков. — На сегодняшний день ученые Херсонского госуниверситета совместно с экспертами природоохранных ведомств подготовили проектную документацию для организации национального парка. Однако военный полигон, находящийся в самом его сердце, зачищен от бомб только частично, и его земли Минобороны Украины областным властям по акту не передало. Наконец, у будущего парка до сих пор нет администрации и нет охраны. На это необходимо финансирование, а информацией о сроках поступления средств и их источниках я не располагаю».
Между тем, пока обустройство национального природного парка застряло на бумажно-бюрократической стадии, его богатства все активнее растаскивают. Пользуясь отсутствием надежной охраны, браконьеры вырубают последние эндемичные степные березы, добивают кабанов и ланей, а расхитители дармовых стройматериалов выгребают песок из барханов — что ни дюна, то и подпольный карьер. Словом, все идет к тому, что Олешковские пески превратятся не просто в пустыню, а в безжизненное пространство, куда любителей живой природы и туристов уже не заманишь никаким рекламным калачом.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |