В некоторых херсонских кафе можно не только надышаться табачным дымом, но и получить «бонус» в виде недолива напитков или «похудевших» порций
б этом заместитель начальника управления по делам защиты прав потребителей в области Лариса Хабрат рассказала на пресс-конференции 31 мая. Эта дата отмечена в календаре как Всемирный день без табака, и в Херсоне 31 мая подвели итоги общественного проекта «Цена вопроса — 15 лет жизни». Это инициатива херсонской молодёжи, которая рассчитывает добиться обустройства во всех городских кафе залов для некурящих. Ведь подчас в «точках общепита» — хоть топор вешай, и посетители, не являющиеся любителями затянуться сигаретой, становятся пассивными курильщиками.
Конечно, можно сказать, что у человека есть выбор: не хочешь сидеть в дымовой завесе — просто ищи другое кафе, с залом для некурящих. Но с другой стороны, так вопрос не стоит. Закон, принятый около двух лет назад, гарантирует гражданам возможность отдыхать в ресторанах и кафе, не боясь пассивно приобщиться к рядам курильщиков и пропахнуть дымом. По закону, «некурящая зона» должна занимать более 50% площади заведения. Однако нередки случаи, говорят активисты, когда даже если в кафе имеется зал для некурящих, по сути, таковым его можно назвать с натяжкой. Потому как разграничение — скорее, для блезира(вродетонкой перегородки), и дым всё равно проникает на «запретную» территорию.
Поначалу общественники обошли 50 таких заведений в Херсоне, предлагая посетителям противогазы — мол, раз нет зала для некурящих, спастись от сигаретного дыма можно только так. А также рекомендовали гражданам составить запрос в управление по делам защиты прав потребителей. Инициативу поддержали более 200 горожан.
- Был составлен 21 запрос с требованием урегулировать проблему «курящих кафе», — сообщила руководитель проекта «Цена вопроса — 15 лет жизни» Раиса Мирошник. — По наблюдениям волонтёров, только в 15 из 50 проверенных кафе были залы для некурящих, которые в полной мере соответствуют требованиям законодательства. А в одном из заведений сказали: «Можете курить, если сделаете заказ на 30 гривен». Что это за прейскурант такой?!
Как пояснила заместитель начальника управления, обращения от реальных людей, суказанием конкретных претензий для специалистов по защите прав потребителей — огромное подспорье в работе. Потому что, во- первых, в последнее время участились мнимые «жалобы», с помощью которых местные предприниматели пытаются доставить неудобства конкурентам. А во-вторых, если в управление поступает обращение от рядового гражданина с просьбой проверить деятельность того или иного кафе, защитники прав потребителей имеют право проводить проверку без предупреждения за 10 дней, как они обязаны делать это в случае плановых визитов.
- Проверки за 10 дней — это уже даже не смешно, когда приходишь в кафе, а там радуются: «Наконец-то, а то у нас уже 2 недел и кухня закрыта!» То есть перестают работать, всё вывозят и ждут проверяющих. О каком зале для некурящих может идти речь? — отмечает Лариса Хабрат. — А если есть реальная жалоба от гражданина или общественной организации, мы, согласовав проверку с Киевом, приходим без предупреждения, делаем контрольную закупку (чтобы имелся чек — свидетельство того, что мы были в этом кафе) и анализируем работу заведения...
Надо сказать, что далеко не во всех кафе были рады такому «десанту». Ведь кроме наличия зала для некурящих специалисты управления, если это было указано в обращении гражданина, имели право проверить и другие тонкости работы. В трёх кафе проверяющим и вовсе чинили препятствия — например, не предоставляли накладные на свой ассортимент. В этих случаях были составлены акты, администрацию таких заведений обещают привлечь к ответственности. Во многих точках, даже если нарушений законодательства о «некурящих зонах» не было, имелись другие. Так, говорит Лариса Григорьевна, в одном из кафе обнаружили, что реальный вес двух видов пирожных, заявленных в меню, отличается. В итоге посетители переплачивали 1,18 гривни на каждом пирожном. Бармен же недолил 30 граммов коньяка на 12 гривен. Он и повар были вынуждены заплатить по 255 гривен штрафа. Ещё в одном случае был недовес на бутербродах — граждане переплачивали 2,65 гривни на каждом. И таких примеров набралось немало.
По итогам проверок, кроме назначения штрафных санкций, управление составило три предписания за нарушения закона о «некурящих зонах». Субъектам хозяйствования отводят 10-15 дней на то, чтобы устранить нарушение. По истечении этого срока защитники прав потребителей оставляют за собой право снова прийти с проверкой. «Бывает, что администрация заведения ссылается, что нет возможности сделать второй зал — для некурящих, — говорит ЛарисаХабрат. — Тогда должен быть только один зал, в котором запрещено курить. Если такой зал не появится, штраф может составить до 1700 гривен. Проводить проверки мы имеем право до тех пор, пока предписание не будет выполнено. Или же можем задействовать другие службы».
Что ж, удастся ли общественникам и проверяющим «объявить перекур» в херсонских кафе? Поживём — увидим.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |