Дачный сезон в разгаре: прошедшие дожди спровоцировали бурный рост всевозможных трав и огородных сорняков. Спеет клубника, созревает ранняя черешня, краснеет смородина, а уж про огурцы и первые помидоры – вообще молчу.
Многие дачи и села находятся недалеко от железнодорожных станций пригородных поездов. До сих пор это был и остается самый дешевый способ добраться из шумного города поближе к природе.
Да и на работу многим ездить удобно. Но и вагоны, и тепловозы давно уже «дышат на ладан». В морозную погоду внутри – морозилка, а в херсонскую летнюю жару – раскаленная топка. Теплоизоляция, что когда-то была между стенками, превратилась в труху. Цепляют к дизелю вагонов столько, что приходится их брать «штурмом» – мест не хватает, давка неимоверная, особенно накануне и после выходных. И это – только часть неудобств. Билеты на проезд периодически дорожают, но новых, современных и комфортных, вагонов на пригород нам, судя по всему, – не видать. По крайней мере, в ближайшее время.
Как рассказывает начальник Херсонской дирекции железнодорожных перевозок «Укрзалізниці Николай Скирдов, пригородные перевозки осуществляются в условиях острой нехватки финансов. Да, в начале этого года стоимость билетов в Херсонской и Николаевской областях была увеличена на 20%. В Кировоградской и Черкасской областях тарифы выросли на 35%, в Одесской – на 18%. Но даже с увеличением тарифов убытки от пригородных железнодорожных перевозок продолжают увеличиваться. При этом стоимость проезда в поездах остается меньше в 3-5 раз по сравнению автобусами.
Сегодня для провоза одного пассажира на расстояние в 10 км дорога тратит 181,3 коп., а «в ответ» получает – только 30 копеек. Одна из основных причин убыточности – недоплата государством компенсации за перевозку 26 категорий льготников. С 2006 по 2010 год дорога не дополучила 98,1млн. грн., в том числе – от Минобразования 38,2 млн. грн., Министерства молодежи и спорта 13,7млн.грн. и обладминистраций 46,2 млн. грн. (в основном, за местных пенсионеров). К слову, в этом году Херсонская обладминистрация выплатила дороге все, что предусматривал бюджет – 600 тысяч гривень. Но эти деньги дорога уже потратила и реальные расходы на пригородные перевозки наших льготников к концу года будут около 1,5 миллиона. К сожалению, законодательство таково, что «выжать больше» из областного бюджета, даже если бы были деньги – нельзя. И это – тоже проблема.
Радикально изменить ситуацию могло бы использование опыта других стран, где льготы, в том числе на проезд в поездах, заменены денежной компенсацией. Или – внести изменения на уровне законов в порядок компенсации за льготные перевозки.
Из-за того, что весь подвижной состав дряхлый (изношен на 80-90%, а последние 10 лет вообще не обновлялся), приходится тратить неоправданно много средств на его ремонт. Государство может покупать новые вагоны и тепловозы для поездов дальнего и местного сообщения, а для пригородных – нет. Это – «головная боль» самой дороги. А пока убытки от пассажирских и пригородных перевозок дорога компенсирует за счет грузовых. Но так бесконечно продолжаться не может.
По Одесской железной дороге, на которой находится и станция Херсон, курсирует 59 пар пригородных поездов. Каждый день они перевозят порядка 40 тысяч человек. Из Херсона пригородные поезда идут в Вадим, Брылевку и Нововеселое. Но если ситуация не изменится кардинальным образом, этих маршрутов просто не станет. А ведь в некоторые села другим транспортом добраться вообще невозможно. Как, например, в то же Нововеселое…
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |