Присвоение судну имени — древнейшая традиция корабелов. Вот что пишет по этому поводу Виктор Конецкий, писатель и настоящий «морской волк», десятки лет бывший капитаном дальнего плавания: «Судно -единственное человеческое творение, которое удостаивается чести получить при рождении собственное имя, Кому присваивается имя собственное в этом мире? Только тому, кто имеет собственную историю жизни, то есть существу с судьбой, имеющему характер, отличающемуся от всего другого сущего. Каждое судно начинается с имени. У автомобилей, самолётов или ракет имён нет, только номера или клички».
Совершенно закономерным было присвоение танкеру, первенцу херсонских корабелов, имени своего родного города — «Херсон». Судьба у этого судна была непростой. Из-за преступной халатности рабочего произошёл взрыв, который принёс человеческие жертвы. Танкер-первенец рождался в муках и крови. Судьба словно испытывала судно и его создателей на прочность. Однако корабелы, несмотря на утраты среди товарищей, несмотря на все производственные трудности, довели начатое дело до конца, и танкер «Херсон», судно-красавец, в 1953 году стал первой визитной карточкой херсонских судостроителей. Танкер добросовестно отработал ровно четверть века и заслужил от экипажа много похвал за свой ратный труд.
В 1978 году имя «Херсон» появилось на борту другого танкера, построенного на Херсонском судостроительном заводе. Его назвали так не случайно. Это был весомый подарок жителям родного города, которому исполнилось тогда 200 лет. Танкер «Херсон», пересекая моря и океаны, находясь в заграничных портах, как бы выполнял особую миссию, являясь своеобразным полпредом нашего областного центра.
В 1954 году третьему танкеру, с маркой ХСЗ, дали имя «Каховка». Названия ещё двух городов, районных центров Херсонщины, были присвоены сухогрузам (серии «Бежица») в 1966 году. Прославлять наш край по всему миру отправились «Берислав» и «Геническ». Суда, построенные с высоким качеством, в работе оказались надёжными и выносливыми. Стоит отметить, что из 45 подобных сухогрузов, серии «Бежица», 34 приобрели иностранные судовладельцы.
В этом же, 1966 году на ХСЗ приступили к созданию новой серии сухогрузов (головное судно «Славянок»), Девятое судно этого типа, переданное заказчику в 1968 году, назвали «Илья Кулик». Херсонец, Герой Советского Союза, продолжил нести I свою нелёгкую вахту мира уже в новом качестве. Семнадцатому судну этой же серии в 1970 году было присвоено имя земляка-революционера, соратника В. Ленина — «Александр Цюрупа».
В феврале 1969 года в горисполкоме принимается решение о присуждении герба Херсона наилучшей продукции, выпускаемой в городе. И первыми заслужили это высокое право суда серии «Славянск», В их пользу говорили радиограммы и письма с благодарностями от моряков, работающих на таких судах, Они по достоинству оценили мореходные качества сухогрузов. Хорошую оценку также давали и судовладельцы из ФРГ и Англии. И неудивительно, поскольку суда были оснащены автоматикой. Электронно-вычислительная машина на сухогрузе управляла практически всеми операциями: от погрузочно-разгрузочных работ до управления в движении. Автоматический штурман вёл судно по курсу в море точнее, чем человек. Тем самым достигалась существенная экономия — и времени в пути, и горючего. С гербом Херсона на борту находились тогда в плавании 24 сухогруза.
Топонимика нашего края, отразившаяся в именах судов, к сожалению, оказалась ограниченной. Но жизнь, и мы это хорошо знаем, на месте не стоит. И не угасает надежда на возрождение Херсонского судостроительного завода, когда будут строиться современные полнокомплектные суда, А херсонские корабелы с гордостью будут присваивать имена выдающихся земляков новым кораблям. Верится, что рано или поздно появится на борту какого-нибудь большого судна имя «Всеволод За- ботин». Жизнь и деятельность генерального директора ХСЗ В.Ф.Заботина была целиком и полностью посвящена нам, херсонцам, и мы обязаны помнить об этом всегда.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |