А поводом для нее стала небольшая заметка в № 24 «Нового дня» под названием «Нашли крайнего?». Речь в ней шла о конфликте, который возник в селе Кайрах Горностаевского района. Там два местных сельхозпроизводителя в ответ на прошлогодние разрушения, устроенные шквальным ветром и градом, решили бороться с этим явлением, дабы застраховаться от стихийных бедствий. Они подписали договор с Крымской военизированной службой по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы на проведение противоградовых работ над своими полями овощей. И уже этой весной было произведено 8 выстрелов из градоотстреливаю- щей установки по градонесущим облакам. Избежать стихии удалось, но жители Каир считают, что из-за установки над их селом в этом году не упало ни единой капли дождя. Возник конфликт. Но на сходке села по этому поводу слушать специалистов из Крыма не стали. Отдельные личности решили воспользоваться им в своих личных интересах...
От градобоя до мордобоя
Забегая наперед, нужно сказать, что сходка в Кайрах имела продолжение. Спустя несколько дней к жителям села для беседы приехали глава местной госадминистрации, прокурор и начальник райотдела милиции. Подтолкнула их к этому ситуация, накаленная до предела. Подстрекаемые отдельными гражданами жители Каир стали применять силу в отношении работников фермерских хозяйств, над территорией которых производились выстрелы. Работника, который производил выстрелы над полем Владимира Довганя, просто избили, а жене Анатолия Коробки — второго фермера — угрожали расправой вилами.
Запретить производить выстрелы над полями мы не имеем права, — высказал свою точку зрения глава Горностаевской райгосадминистрации Григорий Вермиенко. — Но приостановить это делать до изучения ситуации мы попросили фермеров. Хотя конфликт некоторые настойчиво используют для достижения своих политических целей. Под видом борцов за интересы граждан они хотят добиться отставки сельского головы, обвинив его в поддержке фермеров, чтобы потом на выборах занять его должность...
Аукнулась публикация в «Новом дне» и в Белозерском районе. Здесь глава райгосадминистрации Валерий Поддубный приказал начальнику райотдела милиции изъять все градоотстреливающие установки в агрофирме «Совхоз Белозерский», посчитав их применение незаконным. С депутатским запросом на сессии райсовета выступил депутат-бютовец и потребовал прекратить выстрелы, объяснил свои действия руководитель района.
Заметим, не стал изучать ситуацию, не пригласил на беседу специалистов этого профиля. На сессии присутствовал специалист — прокурор района, он и одобрил моё решение, — добавил он.
конечно же, нисколько не сомневаюсь в профессионализме прокурора-правоведа, но в том, что он может быть специалистом в использовании противоградовых установок, позволю себе усомниться.
Противоградовые установки — защита от стихии
В кабинете директора «Белозерского» Героя Украины Виктора Силецкого в этот день собрались почти все те, кто отстаивает необходимость борьбы с градом на территории Херсонщины. Николай Сирота, начальник Крымской военизированной службы по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, на компьютере показывает ситуационные снимки над территорией «Белозерского».
Это вот защитная территория, это — общая структура облаков, а это — красненькое — градовое облако. Мы его не разгоняем, не сдвигаем в сторону. Процесс как шел, так и идет по своим законам. Только вместо града под нашим воздействием выпадает дождь, — рассказал Николай Владимирович. — Ситуацию над садами и виноградниками контролируем с помощью локаторов.
Когда Сирота впервые приехал к нам, я его рассказам, честно скажу, не поверил, поделился воспоминаниями Виктор Силецкий. —Но делать было нечего. Со стихией надо бороться. Стали изучать зарубежный опыт. Поехали в Германию, Голландию. Приехали в Бельгию. Там один выпускник, типа нашего техникума, изобрел, а скорее, скопировал где-то установку. Большая такая, метров пять высотой из металла-пятерки, внизу резервуар для сжигания газа и подведен ацетилен. Когда продемонстрировал ее работу, отогнав нас метров на 200, прозвучал выстрел, как из пушки. Газ из трубы вылетает на высоту 2—2,5 км. Такой грохот вокруг! И никого не пугает. У них на каждые 50 га сада имеется одна такая установка. И нам он предложил купить ее за 85 тыс. евро. Но когда мы начали согласовывать с украинскими службами вопрос поставки в Украину, то нам сразу на этом поставили крест. Выходит, в Бельгии эту установку использовать можно, а у нас нельзя. У них мы видели их штук 30. И люди тратят на это большие деньги. И из госбюджета тоже.
Немного истории
— Крымская военизированная служба по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы создана в 1968 году в системе Госкомгидромета на базе Молдавского противоградового отряда, — вспоминает Николай Сирота, — в селе Золотое поле-Кировского района по инициативе дважды Героя Соцтруда Тагакова. Вот и Виктор Петрович пытается что-то сделать, понимая важность и значение этого нововведения. А уже в 1989 году мы вышли на обслуживание 500 тыс. га земли. Это почти 20% территории Крыма. Практически все градоносные районы были защищены. Организовали 50 пунктов воздействия. Ежегодно использовали до 3 тысяч ракет. Если пересчитать на генераторы, которые сейчас используем, получится около 30 тысяч штук. И никогда не возникали вопросы по экологии и отсутствию осадков.
В независимой Украине мы остались номинально в системе гидрометеослужбы, юридически оформились Постановлением Кабмина Украины в 1995 году и были переданы в Министерство агропромполитики Украины.
Для чего мы созданы? Крымская ВС — это специализированная организация для проведения работ по защите сельхозкультур от таких явлений, как град, сильные ливни, шквалы, грозы, засуха, поздние весенние и ранние осенние заморозки. В своей работе служба использует научно обоснованный метод борьбы с градом, позволяющий при малых энергетических затратах управлять процессом в облаках, мощность которых соизмерима с энергией ядерного взрыва. Наряду с противоградовыми работами в службе накоплен опыт по искусственному увеличению осадков с помощью противоградовой техники.
Мы выполняем свои функции в соответствии с Законом Украины «О гидрометеорологической деятельности», — говорит Николай Сирота. — Мы не коммерсанты какие-то, как нас в Кайрах обозвали. Служба — это государственная организация, и она решает задачи государственной важности.
Вот что должно стать главным в нашем разговоре, — вступает в беседу Виктор Силецкий. — Это оценка экономического влияния противоградовых работ на величину атмосферных осадков, опубликованная в «Вестнике Гидрометцентра Черного и Азовского морей». Читаю в оригинале: «Аналіз одержаних результатів показав, що незначні зміни величин атмосферних опадів в період проведення протиградових робіт більше всього не залежать від активного впливу з допомогою кристалізуючих реагентів на градові процеси на захисних територіях... і не можуть представляти екологічну небезпеку для регіону проведення противоградових робіт».
Эта же мысль поддерживается российскими учеными в журнале «Экология и промышленность России» в июне 2008 г. в статье «Об экологической безопасности российских технологий активного воздействия на облачные процессы», — дополняет Николай Сирота. — Вот выдержки из неё: «Анализ непреднамеренного влияния ракетной технологии и противоградовой защиты (ПГЗ) на режим осадков на защитных территориях показал, что на ЗТ отмечается уменьшение в 1,5 раза продолжительности и интенсивности ливневых и градовых осадков, приводящих к эрозии почвы, а общее количество осадков практически не изменяется, так как указанный эффект компенсируется увеличением продолжительности и площади слабых осадков».
А вот заключение по экологической чистоте советского метода защиты сельхозкультур от градобитий, утвержденное академиком М. Залихановым еще 11.02.1991 г.: «Советский метод борьбы с градом является экологически чистым».
Несколько слов о генераторе, который применяется в работе и образует аэрозоль. В качестве его образователя используется йодистое серебро. Это самый лучший реагент для этих целей. Используется он во всем мире.
Наши изделия производятся в Украине, на Шосткинском заводе, они прошли регистрацию в Центре стандартизации и пользуются спросом во многих странах.
А как с градобоем за границей?
Многие страны мира градобою уделяют большое внимание: США и Канада, Аргентина и Бразилия, практически вся Европа, Австралия, Китай и Япония, — начал перечислять Николай Сирота. — Даже арабские страны пытаются этим заниматься. И все это делается под эгидой Всемирной метеорологической организации. Один раз в пять лет проводится ее конференция, на которой специалисты делятся опытом, обсуждают проблемы. В 2003 году я был на такой конференции в Нальчике в качестве эксперта по противоградной работе выступил с докладом.М других послушал. Приятно осознавать, что работаем мы на нормальном уровне. И вердикт ВМО такой: противоградовые работы экологической безопасности не вредят.
Что было и что стало
На мой вопрос Герой Украины Виктор Силецкий ответил, не задумываясь:
Мы несли большие убытки. Практически каждый год или через год, а то и два раза в год у нас шел град. Причем шел в каких-то определенных точках. И когда четыре года назад мы начали сотрудничать с Крымской ВС, то первым делом определили эти точки. Были выставлены посты. Честно говоря, мы не знали методов борьбы со стихией, потому что не имели никакой информации в этом направлении. Когда Николай Владимирович показывал нам свои «картинки», я в них практически не верил. Но что-то делать было надо. Стали изучать опыт работы в Молдавии, в других странах.
И помаленьку начали стрелять по облакам. То ли нам везло, но за эти годы только один-единственный раз Сирота, по его словам, чуть-чуть не «угадал». И тогда град пошел со стороны Херсона и немного зацепил нашу территорию у Белого озера.
До этого практически каждый год нас «бил» град Представьте: июнь месяц, видим плоды своего труда и вдруг — стихия. Лично я двумя руками за это дело. И спасибо Николаю Владимировичу за его инициативу сохранить службу и за то, что помогает сберечь нам урожай. И не только нам! Слышал, уже градобоем занимаются в «Каменском», солодухинцы, каховчане... Про Кайры услышал впервые.
Я не знаю, откуда берется это противостояние, особенно в XXI веке — веке информации. Особенно тогда, когда никакая страховая компания не берется страховать наш урожай. И я хочу, чтобы в газете было так и написано: прекратите эту ненужную и неграмотную травлю! Хочется, чтобы о наших проблемах стало известно губернатору, председателю облсовета. Хочу, чтобы была разработана программа борьбы с градобоем, как в Крыму, выделялись под нее деньги из бюджета. Ведь это касается не только нас. На днях звонила женщина из Раденска. У них градом выбито треть урожая у частников, так что над этим надо работать.
А у нас настоящим энтузиастом в этом деле является Александр Житяков, начальник цеха садоводства, и его бригадиры в садах. Если бы не он, у нас ничего не было бы. У него 11 маршрутов разработано, установлено 9 точек, бывает, что за один раз используют по 5 маршрутов, а стреляют 9 специально обученных бригадиров.
Это их энтузиазм спасает урожай. И они, и я понимаем: будет урожай — будет у них зарплата. Но, когда начальник милиции начал нам голову морочить по указанию главы райгосадминистрации, мол, сдавайте мне свои «пушки», я этого не понимаю. Спрашиваю, на основании чего? Кто будет за это отвечать? Хозяйство останется без урожая, люди — без зарплаты, бюджет — без налогов. Куда потом людям деться?
На Вас выходил Валерий Поддубный?
Нет, не выходил. В наше время наша власть нами не интересуется. Для Поддубного главное отдать команду принести в администрацию «пушки». Никто из чиновников даже желания не изъявил посмотреть, как работают градобойные установки. Не так-то просто людей по постам расставить. Часто ночью. И очень часто нас спасает только точная команда Николая Сироты: работайте в саду или прекратите обработку деревьев. Знаете, какие дорогие сейчас средства защиты, их не накупишься. Поэтому говорю большое спасибо сотрудникам Крымской ВС за плодотворное сотрудничество.
А после стрельбы по градовым тучам были ли у вас дожди?
Были. И такие сильные, что ехать было невозможно.
ОТ РЕДАКЦИИ. Верится, что решить вопрос по градобою помогут и Николай Костяк, и Виктор Пелых. Без их участия, поддержки самим аграриям Херсонщини эту проблему не осилить.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |