ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Жизнь без паспорта
24.06.2011 / Газета: Вгору / № 25 / Тираж: 10000

Не так давно в общественную приемную областного Фонда милосердия и здоровья херсонцы привели беременную девушку и попросили ей помочь. Они случайно встретили Ирину в Копанях, и узнали, что та собралась рожать на дому: денег ехать в больницу у нее нет, да и документы потеряла. А дом тот и домом назвать стыдно – сарай сараем…

Юристы приемной договорились с руководством Херсонского Центра матери и ребенка, объяснили ситуацию, и там приняли будущую маму.

И буквально на следующий день ее пришлось везти в роддом, где она родила чудную дочку Кристину. Но из-за отсутствия паспорта у молодой матери зарегистрировать ребенка пока невозможно.

Сейчас Ирина еще живет в Центре матери и ребенка. Как оказалось, у нее нет своего жилья. Тот «сарай» оформлен на брата, и она там никогда не была зарегистрирована. А без регистрации паспорт не выписать…

Парадокс всей ситуации еще и в том, что у молодой женщины была приличная городская квартира (и не одна). Но она добровольно от всего отказалась.

Сама училась взрослой жизни

Ирина – сирота, бывшая воспитанница интерната. И многое во взрослой, самостоятельной жизни ей приходилось осваивать самой. Например, разбираться в ценах на одежду, продукты. Сиротой она стала в 7 лет. Однажды ночью, проснувшись, увидела маму, неподвижно лежащую поперек кровати, с открытыми глазами. Ирина тормошила ее, звала, но та не отвечала. Девочка испугалась, позвонила бабушке. Уже потом приехала «скорая», милиция…

Из жизни в интернате у Ирочки самое лучшее воспоминание – вышивание крестиком. Поэтому, когда выпустилась, первым делом решила выучиться на швею. Уроки ей нравились, но, не сдружившись с одногруппницами, Ира перестала ходить на занятия. Ее отчислили на втором году обучения. Сейчас она жалеет, что не доучилась, ведь никакой другой профессии у нее нет.

Бегство в село

У Ирины с братом были две квартиры в Херсоне, доставшиеся им в наследство от мамы и бабушки. Но в одной из них родная тетя организовала офис. С ней Ирина не общается: после смерти бабушки та отказалась от племянницы. А в другой квартире поселился уже повзрослевший брат. Ирина, пока училась, предпочла жить в общежитии, чтобы не мешать Косте устраивать личную жизнь. Потом, когда ее отчислили, брат предложил их квартиру продать, купить жилье в селе, а оставшиеся деньги поделить поровну.

Ирина вначале не соглашалась, но потом поддалась на уговоры. Но, как теперь думает Ирина, брат хотел продать жилплощадь не для того, чтобы честно поделиться с ней, а из-за поножовщины, которая произошла во дворе. Он вроде был в ней замешан, боялся последствий. И придумал, как скрыться от внимания сотрудников милиции: продать квартиру и уехать «в неизвестном направлении».

Рай и в шалаше?

Они приобрели домик в Копанях. Ирочка, проживавшая с семи лет то в интернате, то в общежитии, впервые получила собственный угол. Хоть люди и говорили, что «то жилище больше похоже на сарай», радовалась всей душой. «Там бы только косметический ремонт сделать: побелить, обои поклеить. Да мебель, что осталась от бывшей хозяйки-бабушки, немного бы подреставрировать. А так дом очень хороший, – рассказывает она о хатке, где жила и в которой собиралась рожать.– Зимой топим печь, а летом куховарим на улице. Газовые баллоны возят, но мы их не берем – дорого. За водой хожу к помпе. Если надо сполоснуться – набираю ведерко и подогреваю на печи». И ничего, что многие говорят, что это не дом, а сарай – зато свой.»

Хоть и не простая, но самостоятельная жизнь казалась раем. Да еще и пришла первая любовь. С отцом Кристинки познакомила Ирочку подруга. Через четыре месяца девушка призналась будущему отцу, что ждет ребенка. Тот перспективному отцовству особо не обрадовался. Даже брат Ирины как-то его упрекнул, что тот себе покупает дорогие сигареты, а ей, в гостинец, приносит «мивину».

А потом ее встретили херсонцы и привезли в областной центр, в фонд Милосердия и здоровья…

Руководитель приемной Наталья Козаренко, говорит, что в тот день им просто повезло: в Центре матери и ребенка оказалось свободное место, и Иру туда определили сразу же. На следующий день у нее начались схватки. Папа малышки в роддом наведался. Как считает Ирина, совсем не потому, что родительский инстинкт проснулся. Он предлагал отказаться от ребенка и оставить дочку на попечение акушерок и детского дома. Его предложение любви и сердца звучало примерно так: «Ты такая добрая, нежная, мягкая, я тебя с собой возьму, но ребенка – оставь в роддоме. А если не оставишь, я от тебя откажусь».

Ирина говорит, что ей было больно это слышать. Она не удержалась, расплакалась...

Без документов

Дом в Копанях брат изначально оформил на себя. Ирина там, по сути – квартирантка, без собственности и без регистрации. Ей казалось, что ничего страшного в этом нет – они же с братом родня. Но тут она потеряла паспорт. Восстановить его не может без регистрации. А прописаться не может, потому что дом, как оказалось – под залогом. Сейчас эту проблему ей помогают решить сотрудники Центра матери и ребенка и общественники.

Директор Социального центра матери и ребенка Надежда Наделина говорит: Если бы мы могли регистрировать временно по адресу центра, то это сняло бы массу проблем по оформлению документов. А пока мы арендуем половину детского садика – и часто юные мамы в сложных жизненных ситуациях попадают к нам без документов».

Деньги и любовь

Молодой отец приезжал и в центр матери и ребенка, мол, не устоял перед голубыми глазками малышки. И имя он ей придумал. Но жаловался, что у него нет денег. Проведал там Ирину и брат, привез вещички и памперсы для племянницы. Слезно уговаривал сестру вернуться домой. Расписывал красоты и свежий воздух Копаней, светлое будущее и обещал решить все проблемы: как финансовые, так и с документами. Но – категорически против того, чтобы молодые родители общались. Он рассказывал ей, как будет помогать и заботиться, а работникам Центра угрожал, пришлось даже милицию вызывать, чтобы тот мирно покинул помещение. Похоже, Костя на сестру смотрит, как на «источник финансирования». Ведь ни для кого не секрет, что пособие на ребенка скоро начислят.

Почему власти глухи

Сейчас Ирину опекают люди, на которых она рассчитывает и полагается. Но, к сожалению, никто из них, да и никакая социальная программа не сможет научить ее жить самостоятельно, взвешивать и анализировать свои поступки. Так что, вполне возможно, уехав в село, она снова «спрячется за чью-то спину», и пособие «уйдет», не доставшись ни ей, ни ребенку…

– К сожалению, такая ситуация не единична, – комментирует Наталья Козаренко. – Часто выпускники интерната не готовы к жизни в реальном мире и попадают в криминальные ситуации, лишаются имущества. Государство взяло на себя обязательства защищать интересы сирот, и до 18 лет они находятся под опекой. Но что будет с юношей или девушкой, которые привыкли, что о них заботятся, без поддержки и возможности рассчитывать на родителей и родственников? Я думаю, что было бы неплохо, если бы над выпускниками интернатов устанавливали попечительство еще хотя бы на 2 года, пока ребята не пообвыкнут жить самостоятельно, чтобы они сразу не наломали дров. Программы для выпускников интернатов есть, но их, как видно, недостаточно. Вот и в этой ситуации – почему для тех, кто получает помощь в Центре, нет упрощенной процедуры получения документов? А без документов человек практически не существует – продолжает Наталья Козаренко. – В Николаеве, например, существует центр регистрации граждан, где человек может просто зарегистрировать свое место проживания. Там не предоставляют жилье и не ставят на очередь, и для работы этого центра достаточно двух человек. Люди регистрируют свое место проживания, могут получить паспорт и социальную помощь – стать на учет в центре занятости, например. Сейчас в николаевском центре более 3000 зарегистрированных. Не менее нуждаются в такой помощи и в Херсоне. Но наши местные власти глухи к потребностям общины, а ведь это убрало бы кучу проблем для тех, кто вышел из тюрьмы, выпускников интернатов, тех, кто по какой-либо причине остался без жилья или приехал к нам в поисках лучшей доли.

P.S.

Публикация подготовлена в рамках проекта Херсонского областного фонда милосердия и здоровья «Усиление правовых возможностей малообеспеченных граждан Голопристанского и Скадовского районов Херсонской области и г. Херсона» при поддержке МФ «Відродження», а также проекта ПРООН «Розвиток громадянського суспільства», которая финансируется Министерством иностранных дел Дании. Точка зрения автора может не совпадать с позицией МФВ и проекта ПРООН.»

Автор: Александра Ткаченко


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту