11 и 12 июля, когда показатели термометров в тени замерли на отметке плюс 30, стали черными днями для жителей крупнейших «спальных» микрорайонов областного центра: Таврического и Северного. В многоэтажных домах внезапно исчезла холодная вода (о горячей здесь уже давным-давно забыли). Вначале народ, привыкший к подаче воды по графику, ничего не понял и не заподозрил. Но солнце припекало, асфальт плавился, сердечники хватались за сердце, гипертоники находились в предобморочном состоянии, дети плакали, старики прощались с жизнью...
«Нас решили засушить?»
А чего удивляться, ведь запаса воды никто не сделал! И общественность забила тревогу. Никаких природных катаклизмов не наблюдалось. На аварию тоже вроде не похоже. Значит, теракт или просто отключили? Но где это видано, где это слыхано, чтобы в южном городе без всякого предупреждения перекрывали краны десяткам тысяч людей? И это в то время, когда в соседних областях зафиксирована холера? Народ обрывал телефоны горисполкома, горводоканала, редакций газет... Люди хотели знать, в чем дело, искали виновных и просили: «Воды!».
Нашему 9-этажному дому, как и другим соседним многоэтажкам по улице Кольцова (№ 41,43,43-А, 47), без всяких объявлений отключили воду. Полтора дня мы все сидели без воды: ни попить, ни посуду помыть, ни в туалет сходить! Ужас! Никто же водой не запасся! В горисполкоме нам только и объяснили, что воду отключили за долги. Только в одном нашем доме живут 1250 человек. И должников среди них — единицы. Так почему же всех скопом отключили? Никто ничего объяснить не мог, — позвонила в редакцию «НД» Любовь Тхоровская, председатель ОСМД «Весна».
Люди были в отчаянии. Без капли воды в доме, с маленькими детьми на руках приходилось туго. Воду можно было купить в магазинах, но не каждый мог себе это позволить.
Любовь Николаевна уточнила, что в их доме живет только один должник горводоканала. И, как ни странно, это депутат районного совета. «Народная избранница задолжала за воду 6 тысяч гривен. Приезжали к ней на девятый этаж систему «Спрут» устанавливать. Установили, но от этого — только одни проблемы! Депутат эту «пробку» научилась «выталкивать» из трубы, в результате — не раз топила весь стояк!».
Скованные одной цепью... неплатежей
Народный гнев в полной мере ощутил на себе начальник управления коммунального хозяйства Херсонского горсовета Александр Калюжный.
— Перебои с водоснабжением возникли из-за обесточивания подкачивающих насосов 10 теплопунктов, — объяснил Александр Викторович. — Это, скажем так, своеобразная мера устрашения и воздействия со стороны «Херсоноблэнерго». Без электроэнергии воду невозможно поднять на верхние этажи. А причиной всему стали долги, точнее — целая цепочка долгов, в которой узлом завязаны: население, задолжавшее Херсонской ТЭЦ, сама ТЭЦ, не выполняющая финансовых обязательств перед «Херсонтеплосетями», в свою очередь это предприятие не может рассчитаться за услуги «Херсоноблэнерго». В этом замкнутом круге сегодня вертятся миллионные долги Херсонской ТЭЦ, вызванные неплатежами населения (почти 30 млн. гривен), 200 тыс. гривен финансовых обязательств «Херсонтеплосетей» перед «Херсоноблэнерго», 11,9 млн. гривен долгов абонентов водоканала...
Сумма долгов предприятия «Херсонтеплосети» перед энергетиками вроде бы и небольшая по сравнению с другими коммунальными предприятиями, но погасить ее «сетевики» не могут, — уточняет начальник управления. И не потому, что не хотят — им, действительно, нечем платить. У предприятия нет абонентской платы, оно живет за счет оплаты своих услуг, обеспечивая транспортировку теплоносителя по городским сетям. В данном случае — от Херсонской ТЭЦ к тем же теплопунктам, насосы которых подают на верхние этажи не только тепло, но и воду. Вот и получается: тепло к домам доставлено зимой, а рассчитаться за его доставку ТЭЦ не смогла до середины лета...
Поэтому «Херсоноблэнерго», в соответствии со всеми правилами предупредив «Херсонтеплосети» за три дня, отключило его за долги. Но рядовые херсонцы, исправно платящие за коммунальные услуги, об этих хозяйственных разборках ничего не знали. Они наивно думали, что раз платят вовремя, то и услуги им будут предоставлены (пусть не вовремя и не в полном объеме — в нашем городе на это уже никто не надеется), но все же будут.
По словам Александра Калюжного, чтобы уладить ситуацию, городской голова Владимир Сальдо лично связался с руководством ПАО «Херсонская ТЭЦ». На имя руководителя ОАО «Энергетическая компания «Херсоноблэнерго» отослали гарантийное письмо с клятвой до конца июля рассчитаться за долги «Херсонтеплосети» и даже организовали подвоз технической воды (машины вроде бы стояли на проспекте 200 лет Херсона в районе супермаркета «ВІІІа» и развлекательного комплекса «Rest»). Правда, мало кто знал о существовании этих бочек с водой.
Водоканал нас доконал!
Нашим читателям, безусловно, будет интересен взгляд на проблему сотрудников Херсонського областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины.
В результате нашей проверки выяснилось, что «Херсоноблэнерго» не нарушил ни одной строчки закона. Но стал известен другой факт, о котором почему-то не говорят: между «Херсонтеплосетями» и водоканалом подписаны договора на обслуживание подкачивающих установок, — рассказывает заместитель начальника первого отдела Светлана Карпухина. — Однако с мая по июль водоканал задолжал «Херсонтеплосетям» 211 тысяч гривен. Лишь 12 июля, после того, как жизнь в нескольких микрорайонах областного центра была фактически парализована, водоканал вдруг нашел более 60 тысяч гривен на погашение долга, а на остаток — дал гарантийное письмо за подписью заместителя херсонского городского головы. К теплопунктам, где расположены насосы, подкачивающие воду на верхние этажи, сразу же была подана электроэнергия. Сейчас мы работаем с водоканалом. В оперативном режиме они нам сообщили, ^то у них из бюджета не покрывается разница в тарифах, которые ниже себестоимости. Мол, из-за этого они не могут погасить долг. Но лично меня как обычного потребителя не интересуют проблемы водоканала. У меня с ним есть договор на обслуживание, я своевременно плачу по счетам. Поэтому, пожалуйста, предоставьте мне оговоренную услугу. А ее не предоставляют. Почему же мои интересы и интересы тысяч херсонцев ущемляются? Ведь никого не интересует, есть ли у нас деньги, чтобы заплатить за воду или нет?
Значит, вина за отсутствие воды лежит исключительно на водоканале? — поинтересовались мы у Светланы Николаевны.
Да. В данном случае мы имеем дело с тремя предприятиями-монополистами: КП «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства Херсона» (горводоканал), ПАО «Херсоноблэнерго» и ООО «Херсонтеплосети». Каждый из них монополист на своем рынке: один — на рынке снабжения электроэнергией по регулированным тарифам, другой — на рынке транспортировки тепловой энергии, а водоканал — на рынке услуг централизованного водоснабжения и водоотведения. Монополисты между собой связаны, однако в данном случае — вина исключительно горводоканала. Именно он ущемил наши с вами права. Сейчас территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины серьезно заинтересовалось его деятельностью и подготовило по этому поводу соответствующий запрос. Не удастся обойтись и без прокурорского реагирования.
Ну что же, новость для многих горожан долгожданная: просто всех уже достали вечные проблемы с водой в городе, стоящем на Днепре. Ну а что же городская власть?
Пока в Херсоне рассуждают, во Львове—выселяют
— В ближайшее время начнем бороться с должниками по-новому, — заверил начальник управления коммунального хозяйства Александр Калюжный. — Будем создавать списки должников, к юридическим и физическим лицам применять судебные санкции. Сегодня активизировала свою работу городская комиссия по реструктуризации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Всю информацию по долгам будем рассматривать вновь и отправлять дела на должников в суды. Вот я недавно был в Чернигове и видел, как там борется с должниками горводоканал. По городу ездит специальная машина, которая через громкоговоритель обращается к людям с просьбой погасить долги. И погашают. Там этот показатель достиг 102%!
А во Львове пошли другим путем. Там считают, что выбивание долгов через суд, конфискация бытовой техники и мебели — методы вчерашнего дня. Львовский горсовет нашел более действенный способ влияния на должников. Если сумма долга за коммунальные услуги превышает 9 тысяч гривен — квартиру должника выставляют на аукцион и продают. Львовская мэрия прибегла к таким кардинальным мерам против злостных неплательщиков благодаря недавним изменениям в Законе «Об исполнительной службе», которые вступили в силу 1 марта 2011 года. Согласно поправкам к закону, расширены полномочия исполнительной службы, которая теперь может выставлять на аукцион квартиры жителей и реализовать их за долги. Кроме того, исполнительная служба может арестовывать счета должников, проверять их конфиденциальную информацию, препятствовать выезду должника за границу.
Потребитель должен знать
Пока херсонская городская власть готовится серьезно заняться должниками, дадим несколько разъяснений тем, кто был незаслуженно наказан — добросовестным плательщикам коммунальных услуг.
Вы должны знать, что согласно Постановлению Кабмина Украины «Об утверждении Правил предоставления услуг централизованного отопления, снабжения холодной и горячей водой и водоотведения» и Типовому договору о предоставлении услуг централизованного отопления, водоснабжения холодной и горячей водой и централизованного водоотведения, при отключении квартиры от холодной воды потребителя обязаны официально известить об отключении.
Кроме того, согласно статье 16 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», эти услуги должны предоставляться бесперебойно, за исключением перерывов на проведение ремонтных и профилактических работ или на ликвидацию последствий действия непреодолимой силы. Пункт 3 «Правил предоставления услуг централизованного отопления, снабжения холодной и горячей водой и водоотведения», утвержденных Постановлением правительства № 630 от 21.07.2005 п, также предусматривает такую бесперебойность. В дополнении к Правилам четко указано, что максимально допустимое время отсутствия питьевой воды составляет 6 часов, а водоотведения —12. Причем ни в законе, ни в Правилах право производителя/исполнителя на отключение жилищно-коммунальных услуг (электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения) не предусмотрено! Максимальная санкция, которая может применяться к потребителям за несвоевременную оплату услуги, — начисление пени (лишь при наличии письменного договора).
Специалисты утверждают, что, согласно законодательству Украины, действия по отключению водоснабжения и водоотведения населения и угрозы их совершения, по сути, являются террористическими актами, которые нарушают конституционные права граждан (прежде всего на жизнь и здоровье), а также создают серьезную угрозу национальной безопасности Украины. Если кто- то считает, что специалисты ошибаются, предлагаю без предупреждения перекрыть ему летом воду дня на два-три. Вскоре он все поймет.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.027Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |