В жизни всегда должно быть место празднику. Спуск на воду модернизированного сухогруза «ALENA» на ХСЗ в минувшую пятницу — праздник вдвойне. Во-первых, работа сделана качественно, и ее высоко оценил российский заказчик. А это значит, будут еще заказы. Во-вторых, спуск судна «ALENA» дал старт мероприятиям, посвященным 60-летию предприятия.
На митинг по этому случаю прибыли не только судостроители, ветераны предприятия, депутаты, представители заказчика, мэрии, налоговой администрации, банкиры и журналисты. Заводчане (и просто херсонцы) вообще пришли целыми семьями. Особенно радовались дети, которых взрослые фотографировали на фоне судна. Дедушки, папы и братья что-то объясняли малышам, показывая на сухогруз, а те восторженно слушали и глядели во все глаза.
Как напомнил на митинге гендиректор ХСЗ Василий Федин, 60 лет назад, а именно 15 июля 1951 года, на предприятии была заложена первая баржа. «Официально день рождения завода мы отмечаем 12 октября — в день, когда эта баржа была сдана заказчику. Но трудовой отчет истории завода начинается именно с 15 июля», — сказал Василий Федин. Так что старт празднику дан. А в октябре будет финал — судостроители пригласят всех желающих на стадион микрорайона «Корабел», где будет проходить грандиозный праздник, посвященный 60-летию ХСЗ.
Но праздник праздником, а главное — работа. Гендиректор отметил, что сейчас на стапелях завода находится 5 судов на модернизации и около 24 судов в ремонте. Работают и над заключением новых контрактов.
Что касается проблемных вопросов, то на судостроительном заводе ощущается кадровый голод. Не хватает, в частности, судосборщиков и электросварщиков.
«Мы официально подали заявку в центр занятости на 300 человек сборщиков-сварщиков. Заявка лежит уже около года, пока, к сожалению, не вся она удовлетворяется», — отметил во время брифинга гендиректор ХСЗ.
На предприятии также обеспокоены проблемой старения кадров. «Самая наша главная задача — привлечь молодые кадры на предприятие. Средний возраст заводчан приближается к 50-и годам и поэтому нам очень важно, чтобы на смену сегодняшнему поколению судостроителей пришли новые кадры. И такие мероприятия мы делаем для того, чтобы молодежь, придя на стапель, посмотрев, что такое судостроительный завод, загорелась и пошла учиться в судостроительный лицей и национальный кораблестроительный университет», — отметил гендиректор ХСЗ. Как сообщил господин Федин, на предприятии сегодня работает порядка 2000 человек. Средняя зарплата составляет 2252 гривны.
Конечно, за границей (в той же России) судостроители зарабатывают больше. А у отечественной отрасли есть проблемы. Но, как уверяет Василий Федин, правительство Украины прислушивается к пожеланиям судостроителей. «Есть моменты, которые мы неоднократно поднимали перед правительством Украины. Часть наших пожеланий вошла в новый Налоговый кодекс. Нам дали льготу по налогу на прибыль», — напомнил гендиректор.
Среди еще не решенных вопросов — в первую очередь, изменения в таможенном законодательстве. «Сегодня для того, чтобы завести на территорию Украины оборудование, мы должны заплатить пошлину. Эта пошлина составляет в среднем около 10%. Наши ближайшие партнеры и конкуренты (Турция, Польша, Румыния) такого не имеют. И поэтому волей-неволей у них стоимость судна получается на 10% дешевле, чем у нас. Мы неоднократно поднимали этот вопрос, правительство знает об этой проблеме, надеемся, что в ближайшее время будут внесены изменения в Таможенный кодекс», — сказал господин Федин.
Конечно, модернизация — это не полнокомплектное судостроение. И все же, своей работой судостроители могут гордиться. Об этом, как отмечалось выше, говорил заказчик — гендиректор компании «Шипчарт» Евгений Линёв. «Ваш ремонт, модернизация на порядок выше, чем на других заводах (по сравнению с Турцией, Россией и Украиной). У вас очень хорошее качество», — отметил Евгений Линёв. И то, что заказ на модернизацию судна «ALENA» получил именно ХСЗ — результат качественно выполненного в Херсоне предыдущего заказа компании «Шипчарт».
Поддержал такую высокую оценку и авторитетный украинский эксперт -гендиректор Морского инженерного бюро (г.Одесса) Геннадий Егоров. По его словам, на судне «ALENA» была произведена глубокая модернизация. «Сейчас на судне, которое будет весить порядка 1800 тонн, вы установили порядка 500 тонн новых конструкций. При этом, я думаю, было тонн 200 ремонта. Это очень глубокая модернизация. Судно стало совершенно другим. Обратите внимание, что это судно стало заметно надежней, чем было до ремонта. Прочность его выросла практически в два раза», — подчеркнул гендиректор Морского инженерного бюро.
«Мы должны строить новые суда, и это правильно, — сказал Геннадий Егоров. — Но для этого нужно, чтобы были соответствующие деньги и условия. Все равно, в течение 5-10, а может даже и 15 лет, основной проблемой будет эксплуатация флота, который достался нам от Советского Союза. Вот как раз «ALENA» остается образчиком того, как можно работать с тем достоянием, который пока еще у нас есть. Судно было построено в 1991 году. Оно отработало в разных условиях и естественно, что те возможности, которые были заложены двадцать лет назад, были практически исчерпаны. Сейчас мы ему даем вторую жизнь, мы продлеваем эксплуатацию лет на 10-15, мы увеличили его дедвейт, грузовместимость, и самое главное — прочность этого судна, его надежность существенно увеличены. Флот, который имеется у нас сейчас, конечно, постарел, и требует кардинальных изменений в плане надежности и безопасности».
Так что работа у херсонских судостроителей будет — и по модернизации, и по полнокомплектному судостроению. А значит, снова на ХСЗ будут праздники, и снова сюда придут херсонцы — и стар, и млад, чтобы поддержать бюджетообразующее предприятие города. Кстати, как отмечают специалисты, наш завод — один из трех в Украине, кто продолжает строить и модернизировать суда в период кризиса.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |