ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
ИЗ РОДА КОРАБЕЛОВ-ПЕРВОПРОХОДЦЕВ
04.08.2011 / Газета: Акценти / № 29 / Тираж: 5000

История завода создавалась как отдельными личностями, так и коллективом в целом. Однако из всей массы обычно выделяются единицы наиболее активные и заметные в своей деятельности, на примере которых и пишется любая история.

Начальник цеха крупного предприятия всегда на виду. Ему доверено руководить большим коллективом. Как правило, в списочном составе цеха, в среднем — до полутысячи человек, и работу следует поставить так, чтобы каждый работник ощущал себя творцом, трудился с желанием и полной отдачей и сполна получал за вклад в общее дело. Надо обладать особыми качествами — быть опытным организатором производства, истинным профессионалом, знатоком человеческих душ.

Мнение о Григории Ильиче Сиганевиче существовало одно: прирождённый начальник цеха! Он связал свою судьбу с заводом, история которого только начиналась в далёком 1952 году. Рос Сиганевич вместе с предприятием. Вскоре его назначили заместителем легендарного начальника стапельного цеха П.М.Филипповича. Сиганевич многому научился у наставника, который имел такие «привилегии»: приходить на работу первым и уходить последним, всегда держать слово, достигать поставленной цели, несмотря ни на какие преграды.

Суда строились потоком — до 12 в год. А это, практически, — судно в месяц. Нагрузка на каждого, а особенно на цеховое руководство, была неимоверной. Интенсивный, изнуряющий труд, тем не менее, приносил и удовлетворение судостроителям: из груды металла вскоре перед их глазами появлялся красавец- корабль, готовый покорять моря и океаны. В этом, как раз, и состояла романтическая сторона нелёгкой профессии.

В 1965 году на заводе приняли решение создать сборочно-сварочный цех N2 4. И первым его начальником назначают Г.И. Сиганевича. Начинать с нуля — непросто, но интересно. За короткий период Григорий Ильич сумел создать сплочённый коллектив, трудившийся в чётком и слаженном ритме. Секции корпусов, надстройки теперь поступали на стапель без задержки, что позволяло быстро и качественно строить суда. Вот мнение кадрового судостроителя, тоже бывшего начальника цеха, А.И. Деменского: «Существует миф, что земля держится на китах. А производство держится на таких «китах», как Сиганевич...».

Малярно-достроечный цех № 8 был одним из важнейших в процессе строительства судна. Его рабочие выполняли изолировочные, столярные, малярные, отделочные работы. После них корабль выглядел удивительно привлекательным. Да вот беда: цех № 8 в то время являлся тормозом на заводе. Одного за другим меняли начальников, но дела в цехе лучше не шли. И тогда В.Ф.Заботин принимает единственно верное решение: цех должен возглавить Г,И.Сиганевич.

С чего же начал свою деятельность новый руководитель цеха? Как ни парадоксально звучит, но с самого простого — с дисциплины. Он был требовательным во всём и ко всем, никого не выделяя особо, Однако дал понять, что в цехе будет действовать система поощрений: лучшие рабочие будут иметь более весомый заработок, чем середнячки. И так исподволь, изо дня в день, Сиганевичу удалось переломить ситуацию в коллективе. В социалистическом соревновании, а итоги его подводили на заводе ежемесячно, цех N9 8 уже занимал ведущие места.

Сиганевич умел из всех вариантов выбрать самый приемлемый, который позволит решить проблему безболезненно и в кратчайшие сроки. И ещё он понимал: нельзя работать по старинке, нужно механизировать и облегчать труд работников цеха. Он всеми силами добивается, чтобы современное оборудование регулярно поступало на участки — для выполнения столярных, малярных и изолировочных работ. Цех № 8 становится на заводе передовым во всех отношениях. Отделочники больше не пасут задних, постоянно наступают на пятки сварщикам, монтажникам, достройщикам. И недаром Г.И. Сиганевич, как руководитель-новатор, был удостоен звания лауреата Государственной премии Украины — за внедрение поточно-позиционного метода постройки судов.

Сыновья Григория Ильича пошли по стопам отца, жизненный и трудовой опыт приобретали на ХСЗ. Старший, Игорь, был заместителем начальника цеха № 20, а младший, Вячеслав — начальником участка цеха № 6. Отец помогал им советами, но никогда не вмешивался в их дела. Для сыновей он был и остаётся образцом самоотверженного отношения к обязанностям. Если необходимость требовала, отец сутками не выходил с завода. Для него главное — выполнить работу с высоким качеством и предъявить их заказчику в срок.

В. Амелин, бывший начальник малярного участка, так отзывается о Сиганевиче: «Это настоящий хозяин! О цехе и его людях заботился денно и нощно. По его инициативе построили 4-этажное здание с удобными, просторными бытовыми помещениями, с сауной. В комнатах чистота, уют, цветы — это радовало и давало настрой на хорошую работу...».

50-летний юбилей коллектив цеха N9 8 отмечал на 7 месяцев раньше, чем завод. Ничего удивительного в этом нет. Цех № 8 приказом создан 9 апреля 1951 года, и эта дата считается днём его рождения. А ХСЗ ведёт отсчёт своей истории с другой, более поздней, даты -12 октября 1951 года (именно в этот день спустили на воду первую баржу 411-бис).

Специально к юбилею цеха был создан музей. И, пожалуй, ни на Херсонщине, ни в Украине не существовало цехового музея — он единственный в своём роде. Кроме того, к юбилею издали красочную брошюру с кратким обзором деятельности цеха N2 8. По сути, это была история цехового коллектива. Завершается брошюра такими словами: «Прошло много лет, и многие труженики нашего цеха ушли из жизни. Будем их помнить... Они будут живы в нашей памяти, пока живы мы. Нужно верить в свои силы, в свои возможности и целеустремлённо работать дальше. Тогда есть надежда на то, что лучшие времена в жизни цеха и его коллектива воплотятся в реальность».

На заслуженный отдых Григорий Ильич ушёл вынужденно: начало сдавать сердце. Чрезмерные нагрузки за пятьдесят с лишним лет трудового стажа сделали своё чёрное дело. Григорий Ильич, словно чувствуя последний день жизни, пришёл попрощаться с родным цехом. 22 апреля 2008 года он поднялся на второй этаж, не смог дойти нескольких шагов до своего бывшего кабинета, как сердце его остановилось навсегда.

Таких начальников цехов, как П.М.Филиппович, Г.И.Сиганевич, А.П.Непурной, В.М.Хриченко и др., можно с уверенностью назвать первопроходцами. Все они из «заботинской» плеяды, проработавшие в своей должности долгие годы. И они навсегда останутся в памяти судостроителей, в анналах истории ХСЗ!

Автор: Леонид Марченко


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту