Даже спустя 3 недели не утихают в России страсти по поводу гибели круизного теплохода «Булгария». Краем зацепило и Украину – государственные чиновники тут же поспешили отчитаться о проведенных проверках. Не буду оспаривать их качество – я в этом точно не специалист. Хотя даже у меня, человека сугубо сухопутного, возникло с десяток вопросов. К сожалению, большинство из них останется безответными.
Российские информагентства поспешили сообщить, что уже установлены причины аварии. На самом деле следствие еще продолжается. Судно находится в сухом доке, работает бригада следователей, и сделаны лишь предварительные выводы. Естественно, уже были объявлены «стрелочники». За рамками расследования осталась только истинная история самого судна да очевидные причины гибели людей на «Булгарии» обсуждаются все больше шепотом.
Последний рейс
Так случалось в моей жизни неоднократно: стоит взяться за какой-нибудь материал – обязательно найдется нужный человек, который поделится максимумом информации по интересующему меня вопросу. Так и в этот раз. Перечитала гору интернетных сообщений о затонувшей «Булгарии», выяснила не только год его постройки, но и «первозданное» наименование… И неожиданно встретила давнишнюю знакомую, вместе с которой довелось проработать одну навигацию на теплоходе «Советская Россия». Ну, навигацию – это я лихо загнула, всего несколько месяцев практики перед получением диплома бортпроводницы-стюардессы. А вот моя знакомая Валентина отработала не одну навигацию на пассажирских теплоходах типа река-море. И уж она-то знает о подобных «лоханках» не понаслышке. Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что ей довелось поработать и на «Булгарии». Правда, в том далеком 1986 году судно называлось совсем по-другому, да и приятным тот «рейс» не назовешь.
Оказывается, тогда была вовсе и не «Булгария», а «Украина» (проект 785, 1955 года постройки). Сразу после Чернобыльской аварии возникли проблемы с размещением ликвидаторов и строителей Славутича: в домах и в палатках из-за повышенного радиационного фона жить нельзя. Нашли выход – в район Припяти и нового города Славутича загнали 15 судов проекта 785. Тогда посчитали, что они лучше всего выполнят роль плавучих гостиниц, да и утилизировать их потом будет не жаль.
Валентина проработала безвылазно на «Украине» 3 месяца, хотя пассажиры менялись каждый месяц. Даже в Славутиче хватало «фона», хотя об этом и не принято говорить. А ведь тогда «пассажирам» и команде приходилось буквально жить на привозной минеральной воде в бутылках: ее пили, в ней мылись, стирали, на ней готовили еду … С тех пор Валя на минералку смотреть не может, говорит: «На всю жизнь нахлебалась».
Как «Украина» оказалась круизным судном в России, она до сих пор понять не может. Ведь все знали, что для 785-х один путь – переплавка. Так бы оно и было (суда на приколе простояли до 1992 года), да Союз развалился. И личная нажива для некоторых особо шустрых стала гораздо важнее здравого смысла и безопасности.
Иллюминаторы и спасательные жилеты…
По информации, вытекшей из недр следственной правительственной комиссии, стало известно, что «Булгария» затонула из-за незакрытых иллюминаторов. Многие восприняли это сообщение как злую шутку. Мол, как так, сколько там тех иллюминаторов, они же такие маленькие, да не может этого быть. Однако, произошло.
Чтобы понять весь ужас произошедшего, надо не только знать характеристики «Булгарии», но и представлять себе погодные условия, при которых погибло судно.
Дизель-электроход имел всего две палубы и небольшую осадку (всего 1,9 м.). Суда проекта 785 строились исключительно для работы на реке, ни о каких выходах в море не могло быть и речи. Даже незначительное волнение в 4-5 баллов для 785 было смертельным, особенно если судно поворачивалось лагом (становилось бортом к волне). Как говорят специалисты, 4 градусов крена (именно с таким показателем «Булгария» вышла из своего последнего порта) было недостаточно для переворота судна. Конечно, недостаточно, если погода ясная и спокойная. А если вдруг, откуда ни возьмись, налетела гроза? Куйбышевское водохранилище считается одним из самых полноводных (третье в мире по площади) и волнения случаются там неслабые. Вот и представьте на минуточку: летний зной, предгрозовая духота, трюмные каюты (минимальный перечень удобств и слабая вентиляция)… Люди, которых «просто» забыли предупредить об опасности, открыли иллюминаторы. Но вместо долгожданной спасительной прохлады на пассажиров обрушилась многотонная толща воды. Все, находящиеся в то время в каютах, начали надевать на себя спасательные жилеты – и это была их вторая фатальная ошибка.
Лапша на ушах
Когда мы обсуждали с Валентиной эту трагедию, то сразу же вспомнили ту «муштру», выпавшую на нашу долю во время работы на «Советской России» в 1987 году. Тогда, после трагедии с «Адмиралом Нахимовым», были значительно ужесточены требования к подготовке экипажа. Во время каждого рейса проводились учения по поддержанию живучести судна (то у нас «пожары» случались, то судно неожиданно «пробоину» получало). Особенно гоняли экипаж за открытые иллюминаторы на нижней, трюмной палубе. Пока судно стояло в порту, на это еще смотрели сквозь пальцы. А вот «в ходу» об открытых «окнах» не могло быть и речи. А после одного курьезного случая даже самые «заядлые пофигисты» уже не рисковали оставлять иллюминаторы открытыми. Дело было так: во время дневной стоянки в Днепропетровске парочка матросов, свободных от вахты, решили перекусить у себя в каюте, чем камбузный бог послал – вермишелью по-флотски и компотом. Лето, тишина, никто не беспокоит. Одно плохо – курить хочется, а на палубу лезть не охота. Открыли иллюминатор, все равно ведь в порту, волнение – ноль. Какие проблемы? Как же потом веселился весь экипаж, когда из каюты эти матросы вылетели на гребне волны с лапшой на ушах! Оказывается, пока ребята мирно закусывали-закуривали рядом проходила «ракета». Естественно, ребята забортной водички хлебнули изрядно. Вот с тех пор и усвоили все накрепко – трюмные иллюминаторы не открывать! Почему экипаж «Булгарии» не предусмотрел такого варианта развития событий – теперь даже правительственная комиссия установить не сможет…
Следственная комиссия опровергла версию о том, что люди погибли из-за того, что на всех не хватало жилетов, они были неисправны и не находились на своих местах по штатному расписанию. Как раз все это было выполнено. Проблема в другом – никто даже не попытался объяснить пассажирам, как и когда нужно надевать эти самые жилеты.
На «Советской России» туристам жилеты в руки не давали, зато каждая бортпроводница объясняла, как именно необходимо закреплять жилет, и самое главное, спасжилеты должны надеваться только на открытой палубе.
Как и в случае с «Адмиралом Нахимовым», большинство погибших на «Булгарии» были в жилетах. Только это их, к сожалению, не спасло – надевали их прямо в каютах, двери перекосило и заклинило, вода прибывала, жилеты просто не давали поднырнуть и найти выход…
Проблема – кадры
Масса таких нелепостей и недочетов привели к трагедии. И «стрелочник»-судовладелец в данном случае, виноват минимально. Ответственность – на экипаже. Их профпригодность, особенно обслуживающего персонала, вызывает сомнения. Ведь профильных училищ, готовящих бортпроводников, матросов, судовых электриков практически не осталось ни в России, ни в Украине. Было у нас одно ПТУ №3, да и то расформировали, перепрофилировали. А ведь кадры готовило оно неплохие – многие опытные проводницы из выпусков конца 80-х даже сейчас успешно работают на престижных круизных линиях в Австралии и Америке. В конце концов, ведь не даром тогда дисциплину «Устройство судна» проводницам читали 90 академических часов (а матросам всего – 60). И недаром девчонки учились отличать по обводке американские эсминцы от французских крейсеров. Может быть, эта информация и была лишней, но вместе с ней обслуживающий персонал получал и знания о том, как необходимо организовывать спасательные работы и как эвакуировать с гибнущего судна пассажиров. Случай с «Булгарией» подтвердил в очередной раз – ненужных знаний не бывает, а отсутствие информации – смертельно опасно для жизни.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |