В пятницу, 5 августа, горел еще один памятник архитектуры и памятник истории, символ Херсона и его гордость.
Какое стечение обстоятельств! Горят и разрушаются лучшие памятники города! А это вовсе не стечение обстоятельств. И дело здесь не в том, специально его подожгли или нет. Дело в сложившемся отношении к городу.
Его состояние никого не волнует, его превратили в источник доходов, продажи и торговли земельными участками и зелеными зонами. Кое-кто может праздновать победу. Если хаос в городском хозяйстве и в управлении длится десятилетиями, то и такие из ряда вон выходящие происшествия перестают удивлять и возмущать. Этого только и ждут, ведь хаос выгоден.
Памятники архитектуры в Херсоне: дом офицеров, филармония, кинотеатр им. Коминтерна, дворец культуры судостроителей, дом Суворова. С другими памятниками у нас дела не намного лучше, как и вообще со старым городом. Неужели тяжело поменять кровлю, водопроводные и канализационные системы в старом городе? Не тяжело, если есть общегородская программа, когда все делается по плану, по единому проекту, когда реставрацией занимается специализированная бригада, когда деньги на это не разворовываются, ведь коммунальных сборов на это должно хватать. Комплексно это делать дешевле и проще, одной профессиональной бригадой, месяц за месяцем, год за годом. Понятно, что если по 50, по 100 лет в старых зданиях не менять электросети, да еще и при значительно увеличившихся нагрузках на них, то в пожарах виноваты будут вовсе не камышовые кровли и возраст зданий…
История достопримечательности
Дом Суворова – один из самых известных «именных» домов в Херсоне, один из самых ранних. Впервые он упоминается в начале 1786 года, когда по указанию Потёмкина был выкуплен у некоего премьер-майора Гарина с тем, чтобы устроить квартиру генерал-майора Александра Николаевича Самойлова, назначенного новым командующим войск в Херсоне.
Самойлов – родной племянник князя Потёмкина, один из его ближайших сотрудников и друзей, храбрый и талантливый офицер. И назначение это было не случайным, ведь Потемкин готовился к встрече в Херсоне императрицы Екатерины II.
Главный строитель Херсона Николай Корсаков по поводу ремонта дома сообщал, что «около саду поставлен и выкрашен решетчатый забор и некоторые покои расписаны; построено фахверковых служб для людей с кухнями две связи, сарай и конюшни на шестнадцать лошадей. Все сии строения выштукатурены внутри и снаружи». Дом занимал участок в 50 х 50 м. Любопытно, что в то время со стороны Ушакова к участку примыкал большой сквер, так, что дом действительно утопал в зелени сада.
В конце ноября 1786 г. в Херсон, для подготовки квартиры к приезду своего начальника прибыл адъютант Самойлова Виктор Поджио – отец известных братьев-декабристов Александра и Иосифа Поджио. Сам Самойлов приехал в Херсон в феврале 1787 года. С ним прибыла его супруга Екатерина Сергеевна (урожденная Трубецкая). Интересно, что именно Самойлов являлся воспитателем дочери Потёмкина и Екатерины II Елизаветы Григорьевны. А в Херсоне у Александра Николаевича родился первый ребенок – дочь Елена Александровна. Крестила ее в Херсоне сама императрица Екатерина II.
Самойлов отличился во время штурма Очакова 6 декабря 1788 года, он первым вошёл в город. За храбрость при штурме Очакова был награждён орденом святого Георгия 2-го класса. Участвовал он и в штурме Измаила. Имя Александра Самойлова значилось в списках землевладельцев Херсонского уезда, он владел деревней Качкаровкой.
10 ноября 1792 года командующим войсками в Екатеринославской губернии и Таврической области был назначен Александр Васильевич Суворов. Он то и был следующим постояльцем в доме после Самойлова. В Херсон Суворов прибыл в начале января 1793 года, прожив здесь до конца мая 1794 года. Любопытно, что деятельность Суворова в это время была связана с инженерными проектами новых крепостей по южным границам империи. В 1792 году под руководством Суворова был заложен город Тирасполь, а позднее – Одесса (тогда – Хаджибей). Другими словами, Тирасполь и Одесса родились под кровлей дома на ул. Суворовской.
Следующий период истории дома связан с административным управлением Херсонской губернией, образованной в 1803 г. Главный корпус заняли губернские присутственные места, левый флигель (ныне уже нет) – уездные присутственные места, правый – типография. Были проекты строительства отдельного здания Губернского правления, составленные известным русским архитектором Адрианом Захаровым. Но военный губернатор Ришелье посчитал, что бывший дом Суворова вполне пригоден под эти цели. Тогда было предложено украсить здание шестиколонным портиком, но и эта идея не привлекла Ришелье. Таким образом, дом Суворова в целом сохранил первоначальный облик. Но конечно, не обошлось без внутренних перепланировок: здесь были размещены квартиры губернатора и вице-губернатора. В то время губернатором был Август Федорович Комстадиус, а вице-губернатором – Василий Васильевич Петрулин. Август Комстадиус – также для Херсона личность легендарная: участник Бородинского сражения, осады Торна, сражения при Бауцене, взятия Парижа. Генерал А. Ф. Ланжерон характеризовал Воронцову А.Ф. Комстадиуса как «самого честного человека из лучших губернаторов, каких можно встретить».
Всю жизнь Август Федорович считал себя обязанным великому англичанину Джону Говарду. Дело в том, что его отец Федор Савельевич и был тем человеком, который пригласил Говарда вылечить свою больную сестру. Спасая ее жизнь, Говард умер сам. Августу Федоровичу тогда было 12 лет. В 1820 году, при вице-губернаторе В. В. Петрулине, на нынешнем проспекте Ушакова был установлен обелиск Джону Говарду. А когда возникла идея дополнить его бронзовым портретом филантропа, Комстадиус взял на себя значительную часть расходов.
Губернское правление – высшее административное учреждение губернии – находилось в этом здании вплоть до Советской власти. Около века этот дом был центром управления огромной территории на Юге Украины от Днепра до Днестра. Сюда приезжали чиновники с отчётами из Тирасполя и Елисаветграда (Кировоград), из Одессы и Николаева.
После революции в доме Губернского правления размещался городской совет добровольной общественной организации «Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству» (Осоавиахим), которая существовала в 1927-1948 годах. А после здесь расположился учебный корпус государственного педагогического института имени Надежды Крупской.
Что теперь будет с домом Суворова – непонятно. Известный херсонский коллекционер Леонид Константинович Ширяев, который около 40 лет занимался изучением суворовской тематики и сбором коллекции, мечтал о музее Суворова в его же доме. В 1989 г. он передал свою коллекцию Херсонскому областному краеведческому музею с надеждой, что когда-нибудь она разместится там.
По большому счету в доме Суворова можно было бы открыть музей истории Херсона – ведь такого у нас нет. Сам дом Суворова настолько насыщен историческими событиями, что фактически является домом-музеем. И когда гости Херсона идут с экскурсией по ул. Суворова, то искренне удивляются, что в нем нет музея.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |