ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Инна Трибух: «Без повышения квартплаты коммунальный жилой фонд окажется на грани краха»
12.08.2011 / Газета: Херсонський вісник / № 32 / Тираж: 10000

Состояние городского жилого фонда, жилищно- коммунальные услуги и их оплата — понятия, безусловно, взаимосвязанные — это «вечная тема» для СМИ, для представителей властей, для организаций, обслуживающих жилье и, в первую очередь, для самих жильцов. Тарифы на эти виды услуг постоянно растут, и это не может не вызывать бурную, а подчас и болезненную реакцию у общественности. Так, сегодня на повестке дня в Херсоне — готовящееся повышение тарифа на содержание и обслуживание жилых домов и придомовых территорий коммунальной формы собственности. Предлагаем вашему вниманию материалы, посвященные этой актуальной теме.

Инна Трибух, начальник Жилищно-эксплуатационной конторы №1 Суворовского района: «Как известно, в общем объеме коммунальных платежей (оплата услуг по газо-, водо-, тепло-, электроснабжению и другим услугам) квартплата составляет всего около 15-20%, а то и меньше. Тем не менее, как правило, когда приходит время пересматривать тарифы, именно квартплата становится предметом оживленных дискуссий. Потребители соглашаются с регулярным и довольно существенным повышением тарифов на воду, газ, свет, тепло, ведь эти услуги предоставляются монополистами на соответствующем рынке, а отношения между этими предприятиями и потребителями регулируются на государственном уровне. К тому же, у поставщиков всегда «под рукой» очень действенные рычаги воздействия на платежеспособность абонентов: они в любой момент способны прекратить доступ своих услуг в квартиры жильцов. В то же время, услуги организаций, обслуживающих коммунальный жилой фонд и взимающих с потребителей квартирную плату, находятся под постоянным контролем городских, государственных властей и под жесткой критикой различных общественных организаций и самих горожан. Почему-то именно на тарифах по квартплате во время предвыборной агитации пиарятся большинство политических сил. А если учитывать, что выборы у нас практически ежегодно, то только «ленивый» политик не поддал критике жилищную отрасль. Почему-то у нас в стране население привыкло к тому, что во всем виноват ЮК. При этом абсолютно забывая о том, что они собственники своего жилья и прежде всего от их гражданской позиции зависит, в каком состоянии будет их жилье завтра и что они оставят в наследство своим детям. Ведь государство сейчас не так богато, чтобы подарить нашему населению еще по одной квартире, как это было раньше, и выполнить весь комплекс работ по капитальному ремонту каждому дому. Поэтому заинтересованность граждан в первую очередь должна определять максимальную заботу о той «коробке», в которой находится их квартира.

Начать нужно с того, что тарифы на квартплату, которые рассчитываются жилищными организациями, а затем проходят очень сложную процедуру согласования и утверждения (включающую, кстати говоря, и непременное публичное обсуждение вопроса в виде общественных слушаний), в нашей стране формируются с большим запаздыванием, без учета общей динамики роста цен на товары и услуги. Так, тариф на квартплату, который действует в Херсоне сейчас, мы рассчитывали еще в 2008 году, исходя из рыночных реалий и цен именно 2007 года и из минимальной заработной платы, которая устанавливалась с 1 января 2008 года. Но, как известно, сложная, длительная процедура утверждения этих тарифов была окончена лишь во второй половине 2008 года, и квартплату «по новым тарифам» предприятия, обслуживающие жилой фонд, начали начислять с 1 октября 2008 года, а потребители оплачивать с ноября 2008 года. Естественно, за эти месяцы те самые рыночные реалии успели претерпеть изменения: повысились цены на газ, свет, воду, ГСМ, увеличился размер минимальной заработной платы. Наконец, повысились цены и на строительные, сантехнические и другие материалы. И с каждым новым месяцем, с каждым новым годом цены на все эти составляющие неуклонно росли. При этом, в 2011 году предприятия, которые обслуживают жилой фонд, обязаны работать фактически по условиям 2007-2008 годов. Яркий пример: зарплата дворника или сантехника в тарифе заложена 565 грн, когда, в полном соответствии с законодательством, нужно выплачивать по нормам текущего года. Как в данной ситуации можно заплатить зарплату в 1004 грн.? Где предприятиям взять деньги? Каким образом, в таком случае, ЮК должен возмещать своим работникам недостающую разницу? И это в условиях, когда опытный, квалифицированный сантехник или электрик (а эти специальности нынче и без того дефицитные!) сейчас способен найти себе более высокооплачиваемое место. Только либо сократить рабочий день сотрудникам на предприятии или сократить часть составляющих услуги, а от этого страдает количество и качество оказываемых услуг.

Мы почему-то забываем, что с 1992 года, когда в Украине стартовала приватизация, почти всё жилье в многоквартирных домах находится в частном владении, поэтому ответственность за его состояние ложится на самих жильцов. Разумеется, жильцы, по каким-то причинам недовольные ЖЭКами, получили возможность создавать ОСМД и самим решать, какие предприятия будут обслуживать их дома. Но эта форма эффективно действует в основном в случае с высокоэтажными, многоподъездными домами, которые способны собрать достаточные суммы на оплату жилищно-коммунальных услуг. При этом, замечу, совладельцы будут тратить значительно больше, будучи освобожденными от налогов, чем при взаимоотношениях с ЖЭКом, выплачивая «обычную» квартплату. А как быть с «двух-трех-пятиэтажками»? К примеру, наш ЖЭК обслуживает пятиэтажные жилые дома, в которых общая сумма квартплаты по нынешним тарифам составляет около двух тысяч гривен в месяц. Как можно говорить о качественном обслуживании такого дома при таких цифрах? Когда необходимо убрать двор, вывезти ежедневно мусор, обслужить водо-, тепло-, электро- коммуникации дома, проверить дымовентканалы, потравить крыс, блох, заплатить за потребленную коммунальную электроэнергию, устранить аварии в доме и в квартирах за эти деньги? А ведь мы опускаем тот факт, что далеко не каждая квартира в таком доме сегодня рассчитывается за услуги полностью, то есть — мы даже не учитываем должников!

Приведу аналогию: придя в магазин с тремя гривнами, мы, естественно, не сможем приобрести товар, который стоит пять гривен. Почему же потребитель, выплачивая квартплату по устаревшим тарифам, требует от ЖЭКов качество услуги на уровне 2011 года?

Подводя итог всему вышесказанному, я утверждаю, что повышение квартплаты в сегодняшних условиях — это и экономическая, и социальная необходимость. Иначе коммунальный жилой фонд просто- напросто окажется на грани коллапса».

Автор: -


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту